Булгаков внизу, или современный взгляд на «Морфий»
О премьере в Imaginarium
Таинственный и просто гениальный, Михаил Булгаков прозвучит в Астрахани. В виде легендарного «Морфия». В театральном подвале, что символично до безумия. Узнав о предстоящей премьере Драмтеатра, мы бросились в Imaginarium, чтобы увидеть все собственными глазами. И оказались на репетиции, впечатлениями от которой делимся здесь и сейчас…
Эффект присутствия
Особая атмосфера живет в этом небольшом пространстве, на пару метров ниже уровня моря главной драматической сцены. Своя, таинственная, даже немного мистическая и полная экспериментов (атмосфера)…
И актеры играют так близко, что легко рассмотреть самую мелкую деталь во внешности и одеянии каждого. И при этом ты действительно веришь, что они едут в повозке и даже представляешь себе лошадей – так ловко обыграно это действие на сцене и так высока актерская игра, что только после, обдумывая фрагмент, ловишь себя на мысли, как ты легко купился на этот трюк и дофантазировал все остальное.
И даже запахи, возникающие на сцене, зритель ощущает в полной мере, становясь тем самым соучастником действа. Во время репетиции зажгли свечу, а запах серы, источаемый спичками, обошел весь зрительный зал. Пока пустой, в предвкушении очередного аншлага.
Словом, эффект присутствия – на максимуме! И это только репетиция…
Режиссер
И только один человек выделяется из общей булгаковской картины свитером и брюками образца 2018 года. Какая-то особая осанка и этот замысловато уложенный на шее шарф – вот он, самый настоящий образ режиссера, который выдает сразу и безошибочно Алексея Матвеева. Он чутко следит за процессом превращения и вживания в роли, делает поправки и уточнения и даже успевает ответить на пару наших вопросов.
Это уже не первый его эксперимент в Имаджинариуме – все предыдущие заканчивались успехом. Одни «Записки сумасшедшего» чего стоят… его детище.
Естественно, от новой премьеры мы ждет не меньшего эффекта. Ведь это Булгаков!
В премьерной постановке взяты несколько рассказов раннего Булгакова, а основной темой стал «Морфий». Также есть «Записки юного врача», рассказ «Вьюга», «Тьма Египетская». Здесь несколько рассказов объединены тем, что молодой врач приезжает в глухую деревню и начинает делать операции простым людям. Он настолько молод, что в него не поверили даже соратники. Но вопреки этому он становится высококлассным специалистом.
Во второй части – непосредственно «Морфии» — происходит исследование человека, который попадает в объятья наркотиков. Это психологическое исследование о том, как и почему. Внутренне они похожи. Это литература, которая перерабатывается, переходит в язык действительности.
Булгаков Шагал
И еще одна маленькая тайна от режиссера — в оформлении будут задействованы картины Марка Шагала.
Не только время написания картин и рассказов совпало, но и внутренний ряд картин соответствует тому ряду, который есть у Булгакова. А именно — сдвиг реальности. Это покажет проекция, для которой будет создано сооружение из ширм с парой оконных рам. Они-то и станут теми экранами, где будет спроецирована анимация. Это поможет создать некую особую атмосферу, вернее – образ.
Imaginarium!
Сам подвал – это тоже часть школы для режиссера и для актера и, может быть, даже для зрителя. На большой сцене все понятно, а здесь путь, который мы создали вместе с автором. В этом и заключается наш главный эксперимент, в процессе которого открываются новые границы.
Открыть их 40 счастливчиков смогут уже 28 февраля.