Диана Арье: «Люблю снимать старую Астрахань»
Интервью с фотографом
Ее фотографии зачастую необычны, они задерживают на себе взгляды и передают свое особое настроение. Диана Арье признается: «Для меня фотография — это, прежде всего, искусство». В объективе талантливого фотографа оказываются люди, жанровые сцены из городской жизни, старая Астрахань с ее уходящей красотой и случайности, которые для нее не случайны.
Мы встретились с Дианой весной прошлого год — в период, когда в кинотеатре «Иллюзион» работала ее первая персональная выставка «Точка зрения». А сегодня узнали, что она стала членом Союза фотохудожников России — это по праву значимое событие и символ профессионального признания. По этому поводу вспоминаем наше интервью.
В новые измерения и неожиданные ракурсы могут увести нас работы фотографов. Их снимки — больше, чем кадры, за ними своя история и жизнь. А потому, они так привлекают наше внимание – не только как журналистов, но и как зрителей, жителей этого города… Несколько лет Диана Арье занимается в фотостудии «Дельта», благодаря чему активно участвует в региональных выставках. Мастерски проявила она себя и на всероссийских фотоконкурсах, где неоднократно занимала призовые места. Отличный повод познакомиться поближе с автором снимков, которые завораживают.
«Для меня фотография — это, прежде всего, искусство. — признается Диана. — Когда ты вынужден зарабатывать себе на хлеб этим, то глаз «замыливается», тяжело сделать выбор, удовольствие теряется — и любимое дело превращается в рутину. Но есть те, у кого это получается, несомненно».
«Мыльница» попала в руки
– Диана, расскажите о себе. И главное, в какой момент фотография вошла в вашу жизнь?
— Я коренная астраханка. По образованию юрист и экономист, работаю в сфере недвижимости — юридические риэлторские услуги. Замужем, два сына. Фотография – одно из моих увлечений. Тяга к ней была всю жизнь, но осмысленно начала заниматься этим три года назад. Снимала, как и все, на телефон, брала фотоаппарат у знакомых, изучала технику и приемы. Два года назад пришла по приглашению в народную фотостудию «Дельта» при Астраханском областном центре народной культуры. Стала обучаться фотомастерству у известных астраханских фотографов, приобрела свой первый серьезный фотоаппарат, накапливала опыт. Что-то стало получаться. Участвовала в астраханских фотовыставках: «Грани», «С любовью к Вам», а также в областных и всероссийских конкурсах, стала дипломантом II степени в конкурсе «Россия – Отчий дом».
– Расскажете о вашем первом фотоаппарате, самом первом снимке…
— Если честно, не помню свой первый снимок. А первый фотоаппарат — обыкновенная мыльница, еще с пленкой. В объектив попадали обычные бытовые сцены, родные, дети, праздники, путешествия, поездки, достопримечательности. Из этого уже постепенно что-то получалось. Хотелось поделиться, узнать мнение других фотолюбителей и профессионалов.
Астрахань вдохновляет
Диана признается, что очень любит старые улицы Астрахани, деревянные домики и дворики — наша собеседница заглядывает туда часто, иногда с риском «быть непонятой или гонимой». Отдельная любовь – это окна. Ведь за ними целая жизнь…
– А какие образы привлекают Вас больше всего: люди, пейзажи, строения?
— Со временем я стала понимать, что именно мне нравится больше всего снимать. Это, конечно, люди, портреты — особенно, черно-белые, с разными эмоциями и характерами, жанровые сцены из городской жизни, сюжетная фотография. Люблю снимать старую Астрахань — так хочется запечатлеть эту уходящую красоту. Местами интересна концептуальная фотография, пробую немного.
Между ч/б и цветом я выбираю первое — для меня это возможность докопаться до сути, смысла (если, конечно, он есть), не отвлекаясь на цвет. Но не все фото хороши в ч/б. Должно быть содержание, прежде всего. Если его нет, цвет может вытянуть фотографию. Это мое мнение.
– В ваших архивах уже есть снимки, которыми вы очень гордитесь?
— Есть несколько кадров, которыми, может, не горжусь, но за них не стыдно. Один из них — «Горянка» — сделан мной на Каспийской неделе моды, на показе чеченского дизайнера Мариам Кадыровой, во время исполнения танца. Снимок черно-белый, это тот самый момент, когда девушка плывет в танце, как лебедь.
Именно за эту фотографию я получила диплом на всероссийском конкурсе «Россия – Отчий дом». Еще есть любимая, называется «Вечерком», где на берегу реки Царев, на закате дня сидят два рыбака — этот снимок был сделан мной случайно, моментально, можно сказать, на телефон, из окна автомобиля. Именно он получил Гран-При на белорусском конкурсе «Это Родина моя».
Кумиры
– Есть ли в вашем списке фотографов те, у кого можно многому научиться? Может быть, даже кумиры?
— Кумиров нет. Как только начала сама фотографировать, стала смотреть то, что делают другие, тренировала насмотренность так называемую. Со временем появились свои любимцы, те, у кого хотелось бы поучится. В Москве это Дмитрий Зверев, Ольга Паволга, Марина Козлова, Вадим Мищенко. В Астрахани очень много талантливых фотографов, восхищаюсь многими, чтобы никого не обидеть. Скажу только, что ближе всего мне по духу то, что делает Иван Семириков.
Талантлив во всем
Помимо фотографии Диана Арье занимается еще и живописью. Прошлым летом она участвовала в проекте «Щетка» в качестве художника. Фестиваль преобразил городские пространства – вдохнул в неприглядные объекты новую жизнь. А наш фотограф, и по совместительству художник, расписала электрический щиток на набережной реки Волга – обычная металлическая коробка накрылась сказочным одеялом сновидений и ночного волшебства.
— Еще я увлекаюсь различными видами художественных техник по дереву, стеклу, ткани, дизайном украшений из бисера и поэзией. В инстаграм можно посмотреть два моих профиля — художественный и фотографический: @dianaarye и @dianaarye2609 , на стихи.ру — мою страничку автора Диана Арье.
Тот самый кадр
– Как, на ваш взгляд, сделать фотографию уникальной?
— Никакого особого секрета нет. Прежде всего, должно нравиться то, что ты делаешь. Ведь когда ты получаешь удовольствие от процесса, это чувствуется. Ну и внутреннее содержание человека, через объектив это видно: чем человек живет, что читал и смотрел, какими моральными ценностями обладает. Самый кайф в моменте, когда ты понимаешь, просматривая то, что получилось, что вот он – тот самый кадр. Считаю, что нужно наблюдать за другими фотографами, и даже подписаться на них, самых известных, крутых — тех, которые близки именно вам. Не менее 300 снимков в день пропуская через себя, тренируя вкус и картинку в голове. Посещать выставки и художественные галереи, несомненно. Смотреть кино конкурсное, может, даже старое, хороших операторов. Совершенствовать себя, постоянно учиться чему-то новому. Ну и снимать всегда и везде, камера всегда со мной. «Тот самый Кадр» может случиться в любой момент.