Древняя Греция на астраханских фасадах: ФОТО и факты
Прогулки по городу
Будучи учеником 5 класса гимназии №4, Арсений Белолипский провёл собственное культурное исследование и выяснил, что астраханские купеческие особняки имеют много общего с мифами и легендами Древней Греции. Работа над проектом велась под руководством преподавателя отдела медиатехнологий регионального школьного технопарка АИСИ Петра Юрьевича Анисимова.
АстраКульт, поражённый наблюдательностью и эрудицией юного школьника, представляет рассказ об этом фотопутешествии в рамках проекта «Мифы и легенды Древней Греции в архитектуре астраханских купеческих особняков конца XIX – начала XX вв.» с иллюстрациями автора.
Маски, маскароны и древние боги
Раньше я просто понимал, что это необычные красивые здания, но потом заинтересовался: а почему используется именно эта фигура, статуя или маска. В первую очередь, я решил прочитать «каменные сюжеты» и сопоставить их с теми легендами и мифами Древней Греции, которые изучал в школе.
Читая и изучая историю Древней Греции, мы знакомимся с тем, что греки прошли длинный исторический путь. Понадобились века, прежде чем они стали самым образованным и культурным народом древнего мира. Их представления об устройстве мира, попытки объяснить все происходящее в природе и в человеческом обществе нашли свое отражение в мифах. В представлениях древних греков боги были похожи на людей. Эллины наделяли своих богов человеческими характерами и склонностями. От людей греческие они отличались только бессмертием.
Среди богов греки считали вождем Зевса. Супруга Зевса, Гера, была хранительницей семьи, брака, домашнего очага. Брат Зевса, Посейдон, владычествовал над морями. Гадес, или Аид, правил подземным царством мертвых. Деметра, сестра Зевса, богиня земледелия, ведала урожаями. У Зевса были дети: Аполлон – бог света, покровитель наук и искусств, Артемида – богиня лесов и охоты, Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, – богиня мудрости, покровительница ремесел и знаний, хромой Гефест – бог кузнец и механик, Афродита – богиня любви и красоты, Арес – бог войны, Гермес – вестник богов, ближайший помощник Зевса, покровитель торговли и мореплавания. Мифы рассказывают, что эти боги жили на горе Олимп. Помимо главных богов по мифам вся земля была населена богами и богинями, олицетворявшими силы природы. Кроме мифов о богах у древних греков были мифы о героях. У каждого города был свой герой. Героем Афин был Тезей, отважный юноша, защищавший родной город от завоевателей и победивший в поединке чудовищного быка Минотавра. Героем Фракии был знаменитый певец Орфей. У аргивян героем был Персей, убивший Медузу, один взгляд которой превращал человека в камень.
Потом, когда греки стали сознавать себя единым народом, появился герой всей Греции – Геракл. Это образ народного богатыря. В мифах, представляющих 12 подвигов Геракла, древние греки рассказывают о героической борьбе человека с враждебными силами природы, освобождении земли от страшного господства стихии, об умиротворении страны. Воплощение несокрушимой физической силы, Геракл является в то же время образцом мужества, бесстрашия, воинской отваги.
Астраханское барокко
Меня заинтересовал мамин рассказ о том, что астраханские купцы не жалели денег на свои дома и нанимали лучших зодчих России и Европы. Здания строились под классицизм, под русскую вариацию мавританского стиля, готику и модерн. Заимствования были столь причудливыми, что лучшие образцы астраханской архитектуры конца XIX – начала XX веков стали называть особым термином – «астраханское барокко». Этот стиль склонен к излишествам, расточительному великолепию архитектурного и скульптурного декора, где большое внимание уделялось мифологическим сюжетам.
По наличию древнегреческих богов и богинь выделяется усадьба Губина А.И. (ул. Красная Набережная, д.7).
Усадьба Губина
Дата постройки – 1897–1902 годы. Автор проекта – архитектор К.К. Домантович. Это один из лучших в Астрахани образцов богатого купеческого дома, который является объектом культурного наследия федерального значения. Александр Иванович Губин был известным купцом-лесопромышленником. По моему мнению, этот дом похож на Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Когда я об этом сказал маме, то оказалось, что почти попал в точку, потому что у них оказался одинаковый стиль – барокко. На фасаде дома Губина можно увидеть маску мифического героя, совершившего множество великих деяний – Геракла, который изображен здесь с головой Немейского льва, напоминающей шапку или шлем.
Геракл
В композиции дома встречается напоминание еще об одном подвиге мифического героя – Персее – победителе чудовища Медузы Горгоны, чья отрубленная голова изображена на чаше, венчающей крышу, в знак того, что этот дом защищен от зла. Под этой чашей изображен лик младенца. Существует легенда, которая говорит о том, что эту маску создавали по образу и подобию ребенка самого купца, наследника, что внушало надежду на могущество, процветание и достойное продолжение рода. Далее среди обилия масок и символов, которые встречаются на фасаде дома, выделяются кариатиды.
Кариатиды – это статуя женщины, введенная в архитектурную традицию древнегреческим зодчеством. Она заменяла собой колонну или пилястру и служила для поддержания частей здания, преимущественно с лицевой стороны. Фигуры богинь легко и изящно поддерживают аттический этаж «губинского» здания. У кариатид руки вскинуты вверх, таким образом подчеркивается утонченность их хрупкой фигуры. И по контрасту они напоминают титанов, поддерживающих тяжесть неба. Все это фотографировать мне было интересно, но очень сложно. И я взял в помощники Лену Космачеву, ученицу 5 класса гимназии №3 города Астрахани. Вдвоем нам удалось почти документально зафиксировать множество элементов на этом здании, связанных с древнегреческой мифологией. Особенно сложно было сфотографировать фигуры богинь, которые стоят на крыше.
В древнегреческой мифологии музы – дочери Гармонии, живущие на Парнасе богини – покровительницы искусств и наук. В руках у одной из них – лира и книга, в руках другой – храм, напоминающий Пантеон.
У входа в этот великолепный дворец находится чугунный светильник, выполненный в виде грифона. Грифон по мнению древних греков, фантастическое, мифическое существо, полуорел, полулев с длинным змеиным хвостом. В Древней Греции грифон посвящался Аполллону как животное, олицетворяющее солнце. И понятным становится, почему осветительный прибор связан с образом грифона.
Грифон
Но грифон еще в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество, поэтому его образ был необходим как некий страж у входа во дворец.
Фасад усадьбы Шелехова (ул. Красная Набережная, д.45; год постройки 1880-е гг., архитектор неизвестен) предположительно приют другого персонажа древнегреческих мифов, нимфы Дафны.
Усадьба Шелехова
В ее изображении отчетливо видны лавровые ветви. Это отсылает к мифу, в котором в Дафну влюбляется Аполлон. Он неотступно следовал за ней, пока, взмолившись, она не попросила помощи отца. Неожиданно, когда Аполлон уже настигал ее, нимфа стала превращаться в лавр. Этот миф привлекал мастеров разных эпох, поскольку его интерпретировали как победу целомудрия над чувственной любовью. Все астраханцы знают историю, превратившуюся в легенду о горячо любимой и рано умершей дочери купца Шелехова, для которой он и выстроил этот дворец.
Лавровые ветви на фасаде усадьбы
Действующими лицами «костюмированного бала» на фасаде дома Саркисова (ул. Красная Набережная, д.33; год постройки 1878 г., архитектор неизвестен) является Пан – дух лесов и полей, и маска – лесная нимфа с мягко струящимися волосами, которая плавно переходит в растительный цветочный узор.
«Бородатый маскарон» удивительным образом напоминает картину Врубеля: как и на картине вид его устрашающий.
«Бородатый маскарон»
P.S. Вот такое у нас получилось фотопутешествие и одновременно очень познавательный маршрут. Мы убедились, что маски и скульптуры древнегреческих богов были не только украшениями домов и неотъемлемой частью их архитектуры, но и их оберегами. И правда! Маски сохранили дома сквозь века, сделав их облик частью культурного наследия города. Нам стало так интересно, что мы решили сделать свое независимое расследование и составить карту маршрута с домами, на фасаде которых живут каменные герои и боги древнегреческой мифологии. Если представить – это целый город в городе, который мы не замечаем или не умеем замечать.