«Есть мнение!»: в Астрахани состоялась лаборатория театральной критики под руководством Павла Руднева
Делимся впечатлениями
В конце сентября в Астрахани состоялось важное театральное событие. Нет, речь вовсе не об открытии сезона и не о долгожданных премьерах, а о чуть менее заметной для театральной публики новости, но от того не менее значимой. С 22 по 25 сентября на базе Дома Актёра проходила лаборатория молодой критики «Есть мнение» под руководством известного театроведа, театрального критика, доцента школы-студии МХАТ, одного из крупнейших исследователей театрального процесса в России Павла Руднева. (В промежутках между лекциями АстраКульту удалось взять интервью у Павла Андреевича, обязательно прочитайте, если ещё не)
Организатором Лаборатории стал Общедоступный театр «Периферия», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Семинар-интенсив собрал двадцать три человека из Астрахани, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Архангельска, Тулы, Калуги, Омска, Перми. Это студенты отделения театральной критики, журналисты, будущие актёры, которых объединяет искренний интерес к театру. И, несмотря на разный уровень знаний и разные сферы работы, обширная программа была интересна всем.
За четыре дня театралы посмотрели шесть спектаклей: тут и премьерная «Чайка» в Драмтеатре, и «Холодное сердце» Театра кукол, и тюзовские «Мервые души» и «Прощание с Матёрой», и постановки «Общедоступного театра «Периферия» — «Мальчик мой» и «Жанна Д.Ура». После каждого просмотра следовало обсуждение увиденного. Некоторые обсуждения проходили в присутствии актёров и режиссёров, что делало беседу ещё оживлённее.
Павел Руднев читал лекции на разнообразные темы — от «как писать рецензию?» до анализа актёрских систем и истории появления режиссёрского театра. Зрительный зал Дом Актёра — не самое удобное место для долгих лекций. Павел Андреевич и сам в шутку отметил, что его профессия требует усидчивости. Но эрудиция лектора, его преданность своему делу и чувство юмора заставляло слушателей не обращать внимания на неудобства и жадно ловить каждое слово.
В лекции о пьесе «Чайка» Павел Андреевич упомянул важное отличие между восприятием постановок у обычного зрителя и у театрального критика. Зритель видит воплощение, а критик должен видеть замысел. Высший пилотаж, по утверждению Павла Руднева — узнать, догадаться, прочувствовать, о чём договорились режиссёр с актёрами. Сам спектакль — это только верхушка айсберга. Театр преобразует текст (пьесу) в действие, критики, напротив, преобразуют действие снова в текст.
Отвечая на вопрос, как писать рецензии, лектор дал много практических советов:
Критик должен анализировать происходящее на сцене, в том числе следя за реакциями собственного тела: почему ты откинулся в кресле? Или наоборот сделал движение в сторону сцены? Телесность позволяет распознать эмоции, которые затрагивает спектакль.
Анализ постановки включает в себя разбор структуры, формы, морфологии. Необходимо уподобиться режиссёру, видеть его замысел, догадаться, что оказалось триггером.
Искусство должно быть непонятным, а критик не имеет права быть непонятным. Важно запортретировать спектакль, но не подсказывать, о чём он.
Зритель не обязан читать пьесу перед визитом в театр, а критику это необходимо. При этом он, сидя в зрительном зале, должен быть как чистый лист, будто забыть прочитанное и погружаться в действо впервые.
Нельзя смотреть и анализировать спектакли «с холодным носом». Эмоциональная вовлечённость важна.
Важно вести записи во время просмотра спектакля, чтобы фиксировать происходящее и свои мысли.
Что нельзя писать в рецензии? Важно следить за своей интонацией и «не гнать никого из профессии». Не пишите «актриса потолстела/постарела», банальные зрительские высказывания, не используйте будущее время. «Кулинарные» термины вроде «вкусный» эпизод, «приятное послевкусие» и т. д. — это дурной тон.
Критик должен находить профессиональные аргументы. Не сводить всё к категориям «нравится — не нравится».
Не лишним будет упомянуть тех, кто этого достоин, в том числе художника по свету.
Театр — это глубоко материальное искусство, поэтому важно рассказать в рецензии о фактуре спектакля, о декорациях и костюме, а не только о межличностных отношениях. Обратить внимание на хронотоп, на то, как работает свет, как звучит спектакль.
Спектакль единичен и самодостаточен, но он встроен в общероссийскую или общемировую систему, поэтому стоит упомянуть про интерпретацию пьесы другими режиссёрами, возможно, упомянуть другие современные спектакли.
Следует сказать о том, как звучит этот спектакль сегодня, как он воспринимается в контексте сегодняшних событий. Обратить внимание на атмосферу в зрительном зале.
Отдельное внимание Павел Андреевич уделил роли театральной критики в театральном процессе. По его мнению, любое высказывание развивает театр. Так что можно смело утверждать, что лаборатория молодой критики, с её жаркими долгими дискуссиями, тоже внесёт свою лепту в развитие театра. Особенно это важно в Астрахани, где молодая театральная критика только зарождается, но имеет все шансы на дальнейшее развитие.