Фирюза Мартемьянова: судьба астраханской травести
Актриса ТЮЗа – о жизни и театре
В эти дни актриса Астраханского театра юного зрителя Фирюза Мартемьянова отмечает 50-летний юбилей со дня начала актерской деятельности в стенах ТЮЗа. Всю свою жизнь она посвятила служению Мельпомене.
В театральной копилке Фирюзы Абдуллаевны более пятидесяти ролей. Астраханский зритель помнит школьника-пионера Нечитайло в спектакле «Жил-был тимуровец Лаптев», Малыша в спектакле «Карлсон снова прилетел», Тома в спектакле «Том Сойер», Ивана в спектакле «Два клена». У тюзовской актрисы амплуа травести, поэтому роли мальчишек, животных и сказочных персонажей ей особенно удавались: например, трогательный Чебурашка в спектакле «Чебурашка и его друзья», забавная Кикимора в спектакле «Аленький цветочек» или волшебная королева эльфов в спектакле «Дюймовочка». На сегодняшний день в арсенале актрисы яркие драматические роли: в спектаклях «Валентин и Валентина» и «Отцы и дети».
По случаю знаковой даты мы вспоминаем творческую встречу с актрисой, которая оставила неизгладимое впечатление у ее участников.
Когда в нашем творческом пространстве AstraKult оказываются самые-самые творческие, это место наполняется особой энергией. До сих пор мы находимся под впечатлением от встречи с актрисой ТЮЗа Фирюзой Мартемьяновой. Интересные истории, богатейший опыт и невероятная харизма — это как раз тот случай, когда все слилось воедино. Читайте наш материал — и будем вдохновляться вместе!
Участники встречи – юные артисты из Театра песни «Сказочки» при Гимназии №3 – остались очень довольны.
Немного фактов
Фирюза Абдуллаевна Мартемьянова окончила театральное отделение Астраханского музыкального училища. Работает в Астраханском ТЮЗе с 1970 года, куда пришла сразу после получения диплома.
Участвует в спектаклях: «Страсти по Торчалову» — Лиза, «Конек-Горбунок» — Месяц, «Коза-Дереза» — Бабка, «Приключения Колобка» — Бабка, «Сказка без подсказки» — Мачеха, «Серенький К» — Бабушка, «Здравствуй, Красная Шапочка!» — Бабушка.
Я как Горький
Я родилась в 1949 году в Астрахани в семье простых людей: мама и папа мои были безграмотными. Но папа был из потомственной семьи кузнецов, дедушку даже отправляли в Англию для обучения — в нашем городе он был известным кузнецом. Я сама занималась своим обучением. Мама в 10 часов вечера выключала свет, чтобы все ложились спать, а мне очень хотелось читать! Книг у нас дома не было. А в соседнем доме появилась армянская, очень образованная семья, у них была шикарная по тем временам библиотека. А ведь книги тогда были большой редкостью, мы за ними в очереди стояли, записывались за месяцы, чтобы потом купить. Я стала ходить к той семье за книгами, они мне давали все, что я просила. И вот, мама гасит свет, а я прячусь за шифоньер.
В школе нам преподавали урок домоводства, поэтому я умела хорошо шить. И до сих пор шью себе все наряды. Своим соседкам я шила платья за гонорар в 2.5 рубля — большие деньги в те времена! Так я накопила себе на светильник, который помогал мне читать за тем шифоньером в ночной темноте. Когда мама узнала о моем ночном занятии, то светильник отобрала. И я стала читать книги со свечкой, как Горький.
Двор – первая театральная сцена
Видимо, желание быть актрисой сидело во мне с самого раненого детства. Мне постоянно хотелось показать себя. Я мечтала, чтобы на меня смотрели, хлопали мне. Я училась во 2 классе, когда в строящемся напротив доме организовала детский театр, собрала всех своих подруг и соседок. У нас был один-единственный мальчик, и мы поставила спектакль «Золушка». Я же была режиссером. На премьеру тогда пригласили зрителей — взрослых.
Далекий космос
Я мечтала учиться театральному искусству в столице, но поездка в такой далекий город для меня виделась чем-то сродни путешествия в космос. И я не села на этот космический корабль с испугу, а решила поступить в АГУ (тогда – Пединститут) на факультет иностранных языков, поскольку хорошо знала английский, хотя и не радовалась перспективе быть педагогом.
И вот, уже готовлюсь к вступительным экзаменам, как вдруг встречаю одноклассницу — она-то и поделилась со мной, что собирается поступать на театральное отделение в Музыкальном училище. Я уж было удивилась и обрадовалась, но она добавила, что всех уже набрали в студенты, а сейчас идет дополнительный набор. «Как набрали?!» — заплакала я тогда. И побежала со всех ног в школу, чтобы составить последний недостающий для поступления документ – характеристику. Но все в отпусках, так что в школе я не застала никого. Тогда я пустилась домой к учителю, попросила написать мне характеристику. С полным комплектом документов я рванула в Музучилище.
На театральное отделение курс набирал Алексей Алексеевич Образцов, это дядя Елены Образцовой, народной артистки России и солистки большого театра. Я пришла последней в числе кандидатов. Но прошла все экзамены легко. И начались мои самые прекрасные, учебные годы…
Слезы по дороге в ТЮЗ
Буквально со второй недели студенчества меня заняли в спектакле драмтеатра «Хочу быть честным», где я сыграла рабочую на фабрике. По сценарию, в новый дом вот-вот должны были въехать жильцы, а мы готовили его к новоселью. Помню, мне дали тряпку и сказали «Три!». Я взяла тряпку и так терла лестничные перила, что искры летели. Уже на 2 курсе я принимала участие в театральных гастролях.
На последнем курсе меня заняли в спектакле «Том Сойер», где я играла мальчика в массовке. А после спектакля ко мне подошла Людмила Каменоградская, заслуженная артистка России, которая играла самого Тома и похвалила меня.
И вот, я получаю заветный диплом, надеясь остаться в Драмтеатре, в стенах которого и выросла как актриса, пока училась на актерском отделении. Но направили меня работать в ТЮЗ. Я так расплакалась! Меня успокаивали: «Ты же травести, тебе самое то – играть в ТЮЗе!».
К слову, я и правда была хорошей травести, играла мальчиков, а весила тогда всего 38 кг при росте в 154 см. Мне говорили, пока я плакала: «В Драме актрисы играют героинь, высоких и статных, а ты все время у них в массовке бегать будешь. Зато ТЮЗ – это твое!».
И я пошла в ТЮЗ, тут же получила роль Димки в постановке по пьесе Аркадия Гайдара — главную роль. Старалась, но помню что не очень справилась с этой ролью. Ставили «Тома Сойера», мне досталась вновь главная роль. Юрий Кочетков сказал, что мне выдадут парик, ведь я была брюнеткой. Но вечером парикмахер перекрасил меня в блондинку, и с этим цветом волос я не расстаюсь до сих пор. Тогда не было бигудей и современных фенов, так что всю ночь я спала в папильотках, чтобы утром выйти на сцену с кудрявыми волосами цвета «блонд». В театре меня никто не узнал, а худсовет удивленно спрашивал у режиссера о новой артистке.
Забавный случай приключился в Уфе
Вообще, с гастролями мы объездили почти весь Советский Союз. А в Уфе ставили спектакль, где мы все играли пионеров. В гриме и костюмах выглядели мы так забавно: все маленькие, в шортиках, с галстуками – эдакие мальчики. Одна Валентина Заворотнюк играла девочку. Вот-вот откроется занавес, за которым мы выстроились и ожидаем своего выхода. Вдруг подходит администратор театра и начинает нас ругать и старается выгнать, даже не догадываясь, что мы артисты. Настолько мы перевоплощались, что даже взрослые не могли нас отличить от обычных мальчишек-зевак.
К слову, я считаю, что самая лучшая травести в Советском Союзе – Валентина Завотротнюк. Есть люди, поцелованные богом: и внешние данные, и талант – все при них. Она шикарная актриса, ее переиграть было невозможно. Кстати, она мечтала о роли Тома Сойера, но когда мы поставили этот спектакль на сцене Астраханского ТЮЗа, она работала в волгоградском театре, а роль, которую она так хотела, выпало сыграть мне.
Любимая книга
В любой трудной жизненной ситуации я обращаюсь к творчеству Дейла Карнеги, который говорил, что ораторское искусство, умение человека общаться друг с другом, работать с коллективом зависит от того, как он умеет разговаривать.
Дейл Карнеги — американский педагог, лектор, писатель, оратор-мотиватор, разработал концепцию бесконфликтного общения. (ред.)
Он давал советы самым крупным миллиардерам Америки, учил их вести переговоры. Один из секретов прост: надо стараться человеку делать комплименты, но с достоинством. Это поможет избежать конфликта, да еще и настроение поднимет собеседнику.
Во время работы на сцене актер превращается словно бы в гипнотизёра. Есть такое выражение в мире театра: «взять зал». Когда я начинаю говорить, наступает тишина. Это небольшая магия, актер что-то делает со зрителем, когда всецело завоевывает его внимание.
Образы сегодня
Сейчас я играю бабушек и получаю несказанное удовольствие. В роли бабушки я участвовала в «Красной шапочке», в «Сереньком К», сыграла бабушку и в недавней премьере «Валентин и Валентина». Последний — спектакль о любви двух молодых людей, но семья, включая меня, бабушку, против их союза. Постановка очень современная — благодаря театральным экспериментам. Зрители в конце кричали «Браво!». Нам это так приятно…
Ребята так воодушевились рассказом актрисы, что решили сами задать вопросы.
– С какого возраста вы шили себе одежду?
– А я до сих пор шью. У меня фигура такая нестандартная: вот здесь узенько, а здесь широкенько. А сейчас все продают пряменькое, а мне пряменькое не идет, мне идет раскосенько. Я себе шью платья по косой. Как только намечается премьера, я всегда себе шью платья.
Мы, актеры, привыкли всех удивлять, а удивлять – это закон в театре. На Трикотажном заводе мы приобретали пряжу, а потом на репетициях сидели за кулисами и вязали. А главный режиссер Юрий Владимирович был строгим и не разрешал отвлекаться от работы сценической. Но ведь нам хотелось удивить своими новыми нарядам и друг друга, и наших зрителей.
– У вас до сих пор есть старая швейная машина?
Сначала была «Чайка», потом супруг купил мне новую. У меня сохранились ножки от старенького «Зингера», я сделала столик, на которых теперь стоит моя новая машинка. Я все могу делать: кафель положить на кухне, крышу постелить, ковер соткать. Жизнь научит всему!
Неамериканская куртка
А вот еще история. Елена Образцова подарила моей сокурснице шикарную куртку, которую купила в Америке. Она была пошита белыми петлями из альпака. Мне так захотелось такую куртку! У меня была белая болгарская пряжа и я связала себе такую куртку, на работу ушло больше месяца! Когда я ее надела, все в театре спрашивали, где я купила такую необыкновенную куртку. Чуть позже она пригодилась Дмитрию Юницкому, когда он изображал Леонтьева в клоун-мим-группе «ЧАО», созданной моим супругом при театре. Так что куртка, после небольшой доработки, стала его сценическим образом.
Театральный союз
Мой талантливый супруг — Сергей Борисович Мартемьянов, народный артист России. Мы познакомились в нашем театре. Он — красивый мужчина, на него бросали взгляды все девушки, а я была равнодушна. Помню, ставили тогда спектакль «Весенние перевертыши» Владимира Тендрякова, я играла в нем главную роль. С Сергеем Мартемьяновым мы были в паре. Мой персонаж – мальчик, которого все обижали, а мой партнер был старше меня и защищал, согласно сценарию. Нам не хватало репетиций, назначили ночные, мы несколько дней работали до глубокой ночи. А после репетиций часто беседовали, оставшись вдвоем. На тот момент я уже развелась со своим первым мужем, у меня был маленький сын. Сергей Мартемьянов сказал, что ему было меня жалко, так что после этих декабрьских репетиций 8 апреля мы зарегистрировали наш брак.
В завершение встречи Фирюза Мартемьянова прочла нашим маленьким гостям «Оду голосу» Сергея Белецкого. Голос актера, играющего на сцене, играет очень важную роль, ведь его должны услышать даже на самых последних рядах большого зрительного зала. В образе актрисы наша театральная героиня прочла и стих, написанным Булатом Окуджавой. А после все ребята собрались в кружок, рассматривая фотоальбом астраханской артистки и услышали еще не одну забавную историю о ролях, сыгранных ею.