Фотостудия «Дельта» подвела итоги года новой выставкой
АстраКульт выяснил, какие детективные сюжеты порой остаются за кадром
В кинотеатре «Иллюзион» открылась выставка народной фотостудии «Дельта». «Фотограни» – так она называется – будут доступны для всех посетителей с 13 по 25 ноября.
Эти 56 фоторабот – своеобразный итог о проделанной работе за год. Здесь все лучшие снимки части «дельтовцев», четырнадцати профессионалов и фотографов-любителей: Виталия Лоянича, Евгения Полонского, Александра Максяшина, Виктора Статьина, Олега Знобищева, Вячеслава Бутенко, Ильнура Аубекирова, Игоря Андреева, Алёны Кустовой, Ирины Головиной, Германа Беляева, Петра Литвинова, Андрея Макарова и Дианы Арье.
Для фотографов не было никаких ограничений: участвовать могли авторы всех возрастов и любого направления. Выбор тем и жанров оставался на усмотрение самих студийцев, но решение о том, какие именно работы войдут в выставку, принимали коллегиально. Среди выставочных снимков – астраханские и не только астраханские пейзажи, городские зарисовки, портреты, снимки дикой природы, натюрморты, репортажная съёмка.
«АстраКульту» удалось пообщаться с некоторыми фотографами и узнать, что скрывается за их снимками.
Виктор Статьин
— Как давно вы стали «дельтовцем»?
— В «Дельту» я впервые пришёл в 1979 году. Я тогда учился в училище и, гуляя в кремле, попал в фотостудию, которая в то время находилась там. Правда, долго я не задержался. А в 2016-м году я с подачи друзей снова задумался о занятиях фотографией и вернулся в «Дельту».
— А что вам даёт эта студия?
— Общение с людьми, прежде всего. С людьми, заражёнными этой «болезнью». Это же зараза, своего рода наркотик. Мы занимаемся фотографией сугубо на свои деньги, мы на этом ничего не зарабатываем. Единственное – город видит наши работы, мы выставляемся и получаем удовлетворение от своих работ.
— Вы занимаетесь фотографией исключительно как хобби, не хотите сделать это своей профессией?
— Дома пилят: «такие деньги затратил – пушка стоит 200 тысяч – иди хоть свадьбы пофотографируй». Не лежит душа. Есть понятие такое: если ты любитель, фотограф, который в искусстве, то ты не можешь быть коммерсантом. Коммерция всё рубит под корень. Ты будешь думать по-другому, будешь другое искать. Хотя есть люди, которые занимаются и этим, и этим.
Вячеслав Бутенко
— Какие работы вы представляете на выставке?
— Я представил на выставке шесть работ. Это пейзажи Самарской области, фото флоры и фауны Астрахани и виды нашей набережной.
— Как давно вы занимаетесь фотографией?
— Я в детстве занимался фотографией. В 2008 году увидел мыльницу, и снова увлёкся этим. Ходил в фотостудию «Радуга» и вот уже два года хожу в «Дельту». Фотография – это хобби, если заниматься коммерцией, зарабатывать на этом деньги, тогда не хватит времени на всё остальное. Раньше я работал художником, потом столярным рабочим, теперь я пенсионер и работаю в железнодорожной больнице.
— За что вы как фотограф благодарны «Дельте»?
— За общение, оно даёт очень многое. Особенно мне нравится критика, мнение со стороны – это важно, сразу свои ошибки видишь.
— А нет ли среди «дельтовцев» конкуренции?
— Конкуренции нет. У нас прекрасная атмосфера.
Игорь Андреев
— Могли бы вы рассказать несколько слов о себе?
— Бродячий недофотограф, вот и всё.
— Почему вы не даёте своим работам названия?
— Если я сейчас дам название, то я поставлю зрителя на какие-то рельсы, по которым он должен ехать в понимании этой работы. А я принципиально противник этого. Каждый здесь свою сказку увидит. Моя точка зрения: если фотография нуждается в названии, значит, она недостаточно удачная. Всё, что я хотел сказать, ты должен увидеть сам. Или ты увидишь что-то другое, ради Бога.
— Что вы считаете удачной фотографией?
— Высшая ступенька художника – это запечатлеть жизнь один в один. Так запечатлеть, чтобы после твоей смерти ещё 150 лет говорили об этой фотографии. То, что я делаю, это не высший пилотаж, многие это умеют, кто-то сделает по-одному, я по-другому. Но через 150 лет, я думаю, будут смотреть мои фотографии, снятые на Больших Исадах. Реальная жизнь Астрахани, как она была, без всякой обработки — это самое ценное, понимаете? Мы никогда к чужим пейзажам через 50 лет не возвращаемся. Увидели, «вау!» — и забыли. А работы жанровые – это другое. Мы сейчас смотрим работы начала, середины прошлого века. Люди снимали в Нью-Йорке, в Париже люди снимали, я бесконечно к ним возвращаюсь, смотрю и не могу насладиться. Каждый раз по-новому смакую, а пейзаж я не могу дважды смаковать. Я никого не хочу этим обидеть.
— Ваши работы выделяются на фоне других. Как они сделаны технически?
— Не могу рассказать. Вам нравится или не нравится — а как я это сделал, кого это интересует? Спросите у художника: как ты выписывал какую-то натуру?
Хотя о двух работах, которые сделаны на улице Советской и у Морского садика, я могу рассказать. Но не о фотографиях, а о предшествующем моменте. Я в первом часу ночи выглянул из окна и увидел, что туман на город накатывает. Я тут же сказал себе: спать я не буду. Собрал сумку, штатив положил, фототехнику, и пошел мимо травмпарка в центр. И буквально минуя травмпарк, я увидел, что навстречу мне идёт мужик — личность непонятная, в капюшоне. Остаётся где-то 10 метров до него, он говорит мне: «Мужчина, остановитесь». Нет проблем, остановился. Он направляется прямо ко мне, в паре метров от меня он вытаскивает обрез: «Так, мужик, давай сумочку свою». Говорю, извините, у меня там камера стоимостью под 4 тысячи долларов и кое-что по мелочи. Что делать? За спиной у меня трамвайно-троллейбусный парк, я разворачиваюсь и бросаюсь бежать. Но у него это возможно был муляж, вдогонку он мне не выстрелил.
Я стою с трясущимися коленями, думаю: что, домой нужно возвращаться? Вечер испорчен, с одной стороны. Потом думаю: «Игорь, ну вряд ли в течение вечера ещё какой-то второй человек с ружьём встретится. Не все астраханцы с обрезами ходят. Иди, куда хотел». Я плюнул на всё, унял дрожь в коленях, пошёл и эти снимки сделал в тот вечер.
Вот такая вот встрясочка была. Естественно, зритель этого не знает, но каждый раз, когда я смотрю — поверьте, каждый раз я ту историю вспоминаю.
Справка
Кинофотостудия «Дельта» была организована 62 года назад, в 2008 году она преобразовалась просто в «фотостудию». Один из старейших базовых коллективов Областного методического центра народной культуры – кинофотостудия «Дельта» — появилась на свет благодаря Алексею Игнатьевичу Матюшкину. Именно он много лет назад загорелся идеей создать в нашем городе объединение фотолюбителей.
Долгие годы руководителем народной фотостудии была Валентина Фёдоровна Клокова, которая возглавляла её больше 40 лет. По её инициативе также было создано Астраханское отделение Союза фотохудожников России.
Многие «Дельтовцы» принимают участие в российских и международных выставках, в том числе в Китае, Германии, Финляндии, Бельгии и Франции и других странах, регулярно побеждают в фотоконкурсах разного уровня. Работы некоторых авторов проданы в частные зарубежные коллекции.