Художник, учитель и вдохновитель Екатерина Берстнева

Интервью АстраКульт
квARTиру AstraKult часто посещают творческие и удивительные люди, всем сердцем влюбленные в наш город и в свое дело. В числе таких гостей — Екатерина Берстнева, художник, педагог Детской школы искусств имени Марии Максаковой. Ее арт-объект вы могли видеть на набережной — это царский осетр, содержащий в себе астраханские достопримечательности и символы. А сегодня мы душевно поговорили с автором о творчестве, об Астрахани и о многом другом.
— С чего начинался ваш путь художника?
— Однажды в детстве мама купила мне краски, которые я очень просила. Но я их использовала не по делу — попросту сказать, «искиселила». То есть развела все краски в воде, получив ярко окрашенную воду (смеется). Поэтому не могу сказать, что я с самого детства хотела стать художником. Но в целом была усидчивым ребенком, и родители отдали меня в художественную школу. Помню, как пришла на первое занятие, порисовала — и мне понравилось. Настолько, что после 9 класса решила поступать в художественное училище. Как раз в это время я выиграла конкурс и должна была поехать на награждение в Санкт-Петербург. Так получилось, что дни экзаменов совпали с датой поездки. Передо мной стоял непростой выбор — очень хотелось поехать на торжественное мероприятие, но экзамены были важнее. Вместо себя на награждение отправила маму, а сама пошла поступать. И, к сожалению, не поступила. Тогда, в той ситуации, я увидела знак свыше — мне не суждено рисовать. Казалось, все решено — убрала все материалы и инструменты подальше в шкаф. Но уже через год, закончив 10 класс, я снова пришла в наше училище Власова. Не намеренно, кстати, а за компанию, по просьбе подруги. Она собиралась поступать и попросила ее поддержать. Именно так я поступила. Но честно признаюсь, пока училась, нередко возникали мысли: «Это все не мое! Зачем мне это нужно?! Может, поискать себя в чем-то другом?». Был момент, когда я даже собиралась бросить учебу. И все равно находила позитивные причины, чтобы остаться. Большую поддержку я получала от своей семьи — от папы и мамы. Мама всегда считала, что я буду художником.
Дальше я поступила на заочное отделение в государственный педагогический университет имени А. Герцена в Санкт-Петербурге. Выбрала факультет «Изобразительное искусство».
— Вы выбрали педагогический университет, потому что уже тогда хотели преподавать?
— Я как-то не задумывалась об этом. Хотя в детстве все-таки мечтала стать учителем, только начальных классов. У меня даже был настоящий школьный журнал, который мне тоже купила мама. Я рассаживала игрушки, рассказывала про все свои полученные за день знания, потом опрашивала их и ставила оценки (смеется).
Ну а преподавателем стала по воле случая, наверное. Мне однажды позвонили из Детской школы искусств имени Марии Максаковой (раньше она называлась Детская школа искусств № 3), в которой я сама когда-то училась. Директор предложил мне работу, и я согласилась. При этом, как я уже говорила ранее, не планировала становиться учителем. Подумала, что пока буду учиться, скоротаю время (улыбается). На данный момент я преподаю уже десятый год — и ни капельки не жалею об этом. Не представляю и дня без того, что я не поделюсь своими знаниями и опытом с детьми. Мне очень нравится смотреть, как они развиваются, как меняют свое мировоззрение. Мои ученики рассказывают, как при виде стены у них появляются идеи, какими цветами ее написать на холсте. Они рассуждают уже с этой точки зрения — как красиво свет упал, как интересно получился оттенок, различают оттенки. Они видят красоту в обычных вещах. Это так здорово, когда я вижу отдачу от своих учеников. И с каждым годом убеждаюсь, что я на своем месте. Может, конечно, что-то поменяется. Но здесь никто не стоит на месте: я учу детей, и они меня тоже.
— В каких техниках вы рисуете? И какая самая любимая для вас?
— Их несколько, и все очень интересные. Пока я училась в университете, познакомилась с необычными техниками. Это и печатная графика, и роспись по ткани батиком, и акриловая живопись. Особенно хотелось бы отметить глину. В школе я никогда не любила лепить и вообще не понимала, что в этом материале особенного. Но будучи студенткой, поняла, что все дело в самой глине. Мне очень понравилось лепить. Сейчас я не так усиленно ею занимаюсь, но надеюсь, что буду находить больше времени.
Что касается любимой техники, я вряд ли смогу выделить какую-то одну. Все зависит и от задумки, и от настроения. В художке, к примеру, я не любила акварель — была больше приверженцем графики, предпочитая черно-белое исполнение. В училище мне особенно нравились масляные краски. Сегодня могу сказать, что и по акварели я тоже скучаю. Это все приходит с опытом. И, наверное, связано с тем, что ты сам меняешься постоянно. Какие-то моменты могут быть красивыми в акварели, а другие — в масляной живописи. Зависит от многого.
— Безусловно, отдельного внимания заслуживает ваш арт-объект на набережной. Как вы стали участником проекта «Щетка»?
— Мне здесь стоит поблагодарить свою педагогическую деятельность. У меня замечательные дети, у которых очень творческие родители. Мама одной из моих учениц и написала мне про проект по преображению городских пространств. И поделилась контактом куратора — Анны Алексеевой. Мне сама идея «Щетки» понравилась. Ведь в нашем городе есть места, где обезображены стены различными надписями и объявлениями. Все это выглядит неэстетично. И я связалась с Аней, которая мне обозначила астраханскую тему. Ночами я придумывала идею, мне хотелось уместить в работу все, что я знаю об Астрахани. И действительно, наш город удивителен — это южная столица, куда приезжает много туристов. Поэтому я старалась максимально отобразить «астраханское» в своем рисунке. Осетр — это один из символов города. И как в сказке Ершова есть Чудо-юдо Рыба-кит, на которой расположен целый город, так и я решила сделать акцент на рыбе. Только вместо кита у меня был, конечно же, осетр. Так как это царская рыба, то непременно у нее должна быть корона, которая у меня стала Кремлем — вершиной всего. А все шипы на спине осетра у меня стали достопримечательностями — храм святого Владимира, Лебединое озеро и т.д. Весь рисунок символичный. В хвосте у меня расположился наш заповедник, точнее его фауна и флора — это лотосы, сайгаки.
Рада, что место для моей работы тоже было выбрано не простое — наша набережная, куда приходит много туристов и астраханцев, совершающих прогулку. Даже когда я рисовала, рыбаки тоже старались участвовать в процессе: делали комплименты, делились своими идеями. И я благодарна, что многие остались довольны этим арт-объектом.
— Сколько времени ушло на работу?
— У меня достаточно плотный рабочий график, и время свободное было сложно подобрать, но очень сильно хотелось (улыбается). Рисовала между сменами — первой и второй. Если приезжала на несколько часов, то выкладывалась по полной. Разрисовала за неделю в общей сложности.
— Глядя на вашего Чудо-осетра и сейчас разговаривая с вами, мы чувствуем, как вы любите наш город. А что в Астрахани вдохновляет больше всего?
— В Астрахани, как и во многих других городах, я очень люблю архитектуру. Могу часами гулять по улицам и разглядывать различные элементы на строениях и зданиях. Нравятся в нашем городе старинные купеческие особняки, с интересными крышами или необычными чердаками. В такие моменты очень просится в руки карандаш. Иду и думаю: «Какая красота!». Не очень люблю современные здания-коробки и стекляшки. Старинные дома меня больше притягивают. Хотя наш театр оперы и балета прекрасно построен. Архитектура — это в целом универсальный вид искусства, который и в графике, и в живописи можно изобразить.
— Работа, наверное, тоже вдохновляет — тем более, такая творческая?)
— Здесь мне тоже повезло, ведь я работаю в школе искусств. Когда детям ставлю натюрморт, у меня появляется возможность порисовать вместе с ними. И детям полезно, ведь они могут посмотреть, как рисует художник. Иногда я делаю наброски своих учеников. Если мы с ними ходим на пленэр, я тоже беру с собой материалы. Наверное, во всем можно найти вдохновение — в простых и непростых днях. Но когда к нам приезжают из другого города, или когда сама путешествую, стараюсь всегда посещать различные выставки и смотреть, как рисуют именно местные художники. Это всегда для меня открытие, которое я могу взять себе на заметку. Для меня важно быть в теме, поэтому прохожу и курсы повышения квалификации, и самостоятельно изучаю новые техники. Обычно рисую к Новому году или значимым праздникам. У моей мамы дома галерея из моих работ (смеется). Часто дарю друзьям и близким свои картины. Не так, чтобы я всегда рисую, но и не забрасываю надолго. Моя душа требует творчества, без него не может.
— Посещаете ли вы культурные учреждения в Астрахани?
— Конечно! Люблю Астраханскую картинную галерею, особенно когда приезжают художники из других городов и даже стран, так как с основной экспозицией знакома плотно. Посещаю регулярно Астраханскую филармонию, у меня там работает подруга Елена Овсянникова, которая меня часто приглашает на свои концерты. Послушать концерт классической музыки вживую — это непередаваемые ощущения и совсем другие эмоции. Но обычно мой культурный отдых зависит от моего рабочего графика. Кстати, в нашей школе есть музыкальное отделение. И у нас часто проходят концерты не только среди детей, но и среди преподавателей. Получается, что я все равно завязана на культурной жизни. И если нет возможности сходить куда-то вне школы, то внутри нашего учреждения всегда можно посетить концерт. Это здорово!
— То, что вы хороший преподаватель, подтверждают и ваши ученики, которые успешно участвуют в фестивалях и конкурсах. Расскажите о таких достижениях.
— Одно из самых приятных событий последнего времени — участие Ксении Филипповой на Всероссийском фестивале юных художников «Уникум». Это культурно-просветительская акция для одаренных детей, которая проходит в России ежегодно. Основная задача — пробудить интерес к историко-культурному наследию родного края и помочь в понимании традиций культуры своего народа. Ксения очень любит сов, и мы решили обыграть это. На крыле у птицы спит девочка — сова в этой работе выступает как хранитель снов, собственно так ее и назвали. Эта картина стала даже неким талисманом для ее автора. На самом деле, мы не были на сто процентов уверены, что пройдем. И были очень удивлены, когда получили письмо-приглашение. В номинации «Гармония человека и природы» Ксения получила диплом финалиста фестиваля. В целом мои ученики участвуют в выездных пленэрах, являются дипломантами и лауреатами многих конкурсов различных уровней.
— Каково это, когда работы ваших учеников отмечают на таком уровне?
— Это наивысшее чувство радости. Ты видишь результат своих вложений, плоды работы своих учеников. При этом ребенок не просто изображает то, что он видит. Он придумывает интересную идею и воплощает ее так, как сам чувствует. Получается не просто картинка, а большая работа, дающая повод задуматься. Недаром во все времена художники не только изображали что-то, но и раскрывали насущные проблемы, показывали социальные сферы. Искусство призвано быть для человека уютным, приятным, показывающим что-то. И если ребенок с детства будет приучаться выражать свои мысли через кисть, краски и холст, то это будет здорово.
— И традиционный вопрос: ваши напутствия начинающим художникам?
— Мой папа однажды мне сказал одну вещь, которую всегда повторяет в моменты либо моих очередных сомнений, либо хандры: «Катя, ты же художник! Ты всегда можешь взять кисти и все свои эмоции выплеснуть на холст или бумагу. Не важно, в чем ты это представляешь. А ведь не каждому дано этим заниматься. И не каждому дано взять в руки инструменты и творить. И это значит, что ты счастливый человек!». Поэтому я хочу пожелать всем начинающим художникам иметь такое счастье! Если душа требует творить, то важно творить. И не имеет значения, как получится и будут ли тебя критиковать. Если сделают замечания, то надо их принять и продолжать свой путь и расти. Главное — быть счастливым в своем творчестве.