Играя с пространством
О своей уникальной технике рассказывает астраханский мастер
Резные работы по дереву и по сей день совершенствуются русскими мастерами. Обогащает этот вид искусства не только новыми смыслами, но и формами астраханский ремесленник Рауф Мухсинов. Он с удовольствием рассказал о том, как впервые увлекся резьбой по дереву, показал свои работы, число которых уже приближается к сотне, а также поделился своими надеждами и планами на будущее.
Сегодня редко можно встретить таких, как он: на протяжении многих лет увлеченных и преданных одному делу. Талант и самобытность работ, которые смело можно назвать совершенно необыкновенным явлением – не единственное, что поражает. Бесконечное уважение вызывает преданность и любовь к своему делу, «несмотря ни на что».
Все его творения теснятся на полках в небольшой квартире, выглядывая одно из-за другого, будто просят обратить на себя внимание. Одна за одной в руках мастера оказываются шкатулки – настоящие произведения искусства и авторской мысли. Не те, что все привыкли видеть на выставках и ярмарках ремесел. Каждая из них раскладывается, как матрешка, при этом все детали соединены без каких-либо вспомогательных элементов. Хотя об этом секрете чуть позже. Емкость для рукоделия в виде многочисленных открывающихся бочонков, эмблема Soсhi-2014, «тайник» и даже деревянный чехол для мобильного телефона.
Рауф Ниязович встречает нас у старого деревянного дома, поднимаемся по крутой лестнице. Переступив порог, понимаешь, что попал по адресу. Застыв на мгновение, оглядываешься и видишь, что практически все сделано своими руками: узорчатый шкаф с изображением лотоса, кресло-кровать, карнизы, дверные ручки, письменный стол с резными витиеватыми орнаментами. Повсюду заготовки, начатые работы, изделия с выставок.
Многие его работы пронизаны глубокими идеями и смыслами. Композиция «Единый Бог». В ее основе шар, олицетворяющий совесть, от которого образованы еще четыре – мировые религии с их основными течениями. Кубок, изготовленный когда-то для игры «Что? Где? Когда?» в Астрахани. Если открыть крышку, свернутый бутон лотоса медленно начинает распускаться, превращаясь в цветок. Под крышкой – чилим.
– В игре есть и выигравшие, и проигравшие – кому цветы, а кому шипы, – объясняет Рауф Ниязович.
Вообще за этой и каждой из работ своя история.
Свою же историю Рауф Ниязович начал с города в Казани, где он родился.
Все началось, наверное, с интереса к рисованию. Я зарисовывал все, что видел, очень любил оставаться наедине с природой, любоваться ее видом. Впитывать в себя лучшее, что есть. Пробовал себя в лепке и резьбе. Тогда это были трости или свистульки.
Способности были замечены сразу, после чего последовало поступление в художественную школу на основе большого конкурса. Вскоре из-за переезда школу пришлось бросить. Однако об обучении в астраханской общеобразовательной школе Рауф Ниязович вспоминает с удовольствием. Обычные детские уроки сыграли важную роль в жизни мастера – была заложена основа не просто дальнейшей деятельности, но и дела всей жизни.
– Любил решать задачи повышенной сложности по математике, которые давал преподаватель Френкель. У Александра Матвеевича была своя методика. Сложные задачи ставил и учитель черчения Я.Л. Марро. Его ученики оканчивали школу со знаниями вузовской программы.
После выпуска он с легкостью поступил на вечернее отделение РыбВТУЗа.
– В качестве дипломного проекта, помню, сделал половину корабля в изометрии. Никто не мог поверить, что это работа студента вечернего отделения, – делится воспоминаниями Рауф Ниязович. Специальность инженер-кораблестроитель пригодилась, но не в работе, а в хобби – резьбе по дереву. Инженерное мышление оказывает влияние на создание изделий, открывая новые горизонты для творчества.
Какие только специальности не примерял на себя мастер. Был и электромонтажником, и слесарем, и техником-конструктором и водителем автобуса. Но своей любовью к делу он дорожит.
– Все остальное для меня неважно, – говорит он. – Главным является сам процесс, идеи. Некоторые, по его словам, иногда приходят к нему во сне.
В его коллекции много разных работ. Используя объемность и многослойность, Рауф Ниязович разработал свою собственную технологию – пространственную резьбу. Этому направлению уделяется большое внимание и львиная доля свободного времени. Она заключается в том, чтобы детали изделия имели свободу в пространстве относительно друг друга, например, вращались или поворачивались, но при этом были связаны без вспомогательных элементов – клея или гвоздей. Все изделие, даже если оно состоит из многочисленных элементов, вырезается из одной заготовки.
В числе его работ, помимо художественных, есть и те, которые имеют реальное практическое назначение. К примеру, специально разработанная трость-сиденье. Изделие даже было запатентовано в 2009 году федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Его работы вызывают интерес не только на региональных ярмарках и выставочных комплексах, но и на международных в Москве, Казани.
Сейчас Рауф Неязович полон идей. На вопрос «Что же стимулирует не останавливаться, а вновь и вновь находить новые идеи и решения» отвечает: Стимулирует жизнь.
Стараюсь не болеть, да и некогда этим заниматься. А главная моя мечта — передать свой опыт молодым поколениям