Индианы Джонс нашего времени, или сотрудники Краеведческого музея
Знакомимся поближе
Многие из них пришли в профессию случайно. Но познав всю притягательность музейного дела, остаются верными ему по сей день. Четыре молодых сотрудника Краеведческого музея — четыре героя нашей сегодняшней публикации. Узнаем их ближе!
В дни карантина многие из музейных сотрудников продолжают радовать астраханцев экскурсиями и интересными фактами — но на этот раз, в режиме онлайн. Следите за программой на нашем сайте и в социальных сетях @astmuseum
Георгий Стукалов
Георгий хорошо известен как постоянный участник археологических раскопок, который может рассказать очень много интересных подробностей о буднях археолога. Он провел нам экскурсию по залу «Астраханский край в древности» — один из самых популярных залов, куда обычно приходят школьники средних классов. Здесь представлено большое количество экспонатов, которые позволяют более полно рассказать про жизнь и быт в Золотой орде.
О китайских традициях
Георгий подводит нас к стеклянной витрине, где выставлены глиняные сосуды, расписанные узорами.
Это одна из китайских традиций, которую позаимствовала Золотая орда. Мы почти уверены, что в этих формочках запекали небольшие пряники. Традиция этих пряников прошла сквозь столетия и дошла до нашего времени: сейчас в Китае пекут точно такие же пряники, с таким же рисунком, на осенний праздник Лун. Изображенные рисунки – либо мифология, либо растительный орнамент, у каждого из них своя символика.
О других любимых экспонатах
Мне также очень нравятся алхимические сосуды, в которых раньше торговцы и алхимики хранили и перевозили разнообразные жидкости: ртуть, масла разнообразные. Кто-то из исследователей предполагает, что это аналог ручной гранаты — не думаю, что это так. Часто они встречаются золочеными, но зачем надо было ручную гранату украшать золотом? Есть еще один интересный экспонат – пояс, вернее, нашивки на него. Если присмотреться, можно увидеть на них стилизованные китайские иероглифы. На самом деле, мастер, который изготовил этот пояс (мы так предполагаем), где-то увидел эти иероглифы. Не разобравшись, что это эпиграфия (то есть надпись), он воспринял ее как рисунок, который изобразил в бронзе и получились такие нашивки на пояс.
Кстати, туристы из Азии ассоциируют себя с Золотой ордой, понимая, что их культура очень сильно повлияла на золотоорыднскую, поэтому музей для них очень интересен.
О превратностях судьбы
На самом деле я готовился к поступлению в военное училище, но так получилось, что мои документы потерялись в областном военкомате в 2008 году. Мне гуманитарные науки всегда давались очень легко, и я поступил на истфак. Впервые понял, что не могу без истории и археологии после первой практики — в Самосдельском городище.
О мастерстве экскурсовода
Взрослый приходит сюда с конкретной целью — выслушать экскурсию. Мы стараемся максимально интересно ее рассказывать. А вот с детьми все гораздо сложнее: приходится переключать их внимание, привлекать к разным видам деятельности. Например, пофантазировать, как это было, отвечать на вопросы… Они должны постоянно взаимодействовать с экспозицией визуально — и вот тогда получается хорошая экскурсия. Если экскурсовод в какой-то момент теряет внимание своих слушателей, то назад это практически невозможно вернуть. Легче держать внимание постоянно, чем возвращать обратно.
О видении людей
Экскурсия — всего лишь часть моей работы, и она мне нравится, это общение с разными людьми. Ведя экскурсии, ты постоянно растешь в плане знаний. Экскурсию никогда нельзя вести сухо, это не лекция, это постоянный диалог. Некоторые хотят пообщаться, кто-то хочет получить новые знания. Важно понимать, чего хочет человек. Каждый экскурсовод – очень тонкий психолог. После четырехсотой экскурсии ты начинаешь видеть людей. Человек зашел в музей и еще даже до гардероба не дошел, а ты уже знаешь, как будешь рассказывать ему эту экскурсию, как его встретить и что сказать.
Георгий рассказывал нам это, исходя из своего богатого опыта, ведь в археологии он уже 10 лет!
О работе в хранилище
Работа научного сотрудника в нашем музее такова: дождь, снег, метеориты падают — мы сидим в хранилище и пишем отчет. Если выдается теплый денек, мы выезжаем на раскоп. Огромное количество фотографий, материалов, которые мы собрали во время раскопок, необходимо обработать. Описание материала, интерпретация – отчетная закулисная работа. На самом деле, в плане науки она гораздо важнее, чем раскопки.
Мало найти, главное – правильно преподнести и интерпретировать. В этом заключаются основы археологии.
О первой находке
Первый раз — всегда как выиграть в лотерею. Безудержная радость, сразу кажется, что ты Индиана Джонс. Потом это становится работой, но я не скажу, что приедается — такого тут быть не может: каждый экспонат уникален, каждый раз ты находишь что-то новое. Только тех, первых восторгов, которые у меня были в далеком 2009 году на практике, уже нет. При этом я радуюсь каждой своей находке, особенно, если сразу опознать, понять, что это. Это показывает мой уровень подготовки, дает толчок учиться дальше.
Сергей Огороднев
Еще со школы он проявлял интерес к истории, а после целенаправленно пошел обучаться высшему музейному делу. Сергей уверен: экскурсия, в современном восприятии музея, играет важную роль. Это одна из обязанностей нашего собеседника, как и экспонирование выставок, составление экспозиций и другая научная работа.
О наибольшем эффекте
В Краеведческом музее наибольший эффект производит, пожалуй, зал с мамонтом и зал с рыбой. Это наше природное богатство, гости там искренне удивляются размерам экспонатов. Трудно найти хорошие крупные источники по ихтиофауне нашего края, легче прийти в музей и посмотреть, как это все раньше было. Детям нравится зал природы, а взрослым — зал истории, не считая двух эксклюзивных выставок с золотом и оружием.
О мамонте
Мамонт всех поражает – и российских, и зарубежных гостей. Этот экспонат — большая редкость, не каждый музей может похвастаться настолько древним и в таком хорошем состоянии мамонтом. Поражаются и внушительным размерам оленя. Все повторяют: «Не может быть, что он был такой большой». Но это его реальный размер. Все древние животные похожи на современных, только в древности существовал гигантизм.
О самых неожиданных вопросах
Спрашивают, к примеру, ест ли белуга людей. Ответ: нет, но в целом белуга — это хищник. Люди часто получают информацию из альтернативных источников. Таким посетителям я стараюсь изложить более корректную информацию. В музей часто приходят большие группы с переводчиками: англичане, французы, иранцы. Нередко бывают и азиатские туристы. Это зачастую люди, которые вышли на пенсию и ездят по миру, их вообще ничем не удивить. Европейские туристы постоянно задают вопросы и стараются узнать все.
Наши собеседники-экскурсоводы являются научными сотрудниками музеев, а обязанности проведения экскурсий называют своей «дополнительной опцией».
Алексей Тимофеев
Этот человек уже хорошо знаком ценителям глубокого прошлого. Алексей принимает непосредственное участие в археологических экспедициях на территории региона. Ну а во время экскурсий рассказывает подробности и результаты увлеченным туристам. А сегодня Алексей проводит для нас экскурсию в Золотой кладовой и наше знакомство начинается с его рассказа о том, как же молодой человек пришел в сферу археологии:
О знакомстве с археологией
Я сильно ненавидел точные науки в школе и по примеру сестры поступил на исторический факультет. А после первого курса мы поехали на археологическую практику в село Самосделка, это была так называемая самосдельская экспедиция, мой первый опыт знакомства с археологией. И вот уже на протяжении десяти лет моя жизнь так или иначе связана с ней. В 2014 году пришел работать в музей, стал хранителем фонда археологии, где хранятся все предметы, которые когда-то находились в полевых экспедициях на территории области и были переданы в наш музей. Часть предметов идут на выставку, другая часть на постоянном хранении в фонде.
О Золотой кладовой
В прошлом году случилось знаменательное событие – впервые за несколько десятков лет Краеведческий музей провел собственные археологические исследования. И более того, предметы, представленные в экспозиции Золотой кладовой, были найдены участниками экспедиции. И когда экскурсии проходят в Золотой кладовой, вдвойне приятно рассказывать о тех предметах, которые ты лично держал в руках во время экспедиции. Это место очень популярно — посетителей интересуют не только сами предметы, но и то, как проходили исследования, с чего все началось и т.д.
О музее
Музей для меня уже второй дом, потому что я в нем провожу большую часть времени. Более того, после работы мы часто собираемся с коллегами и обсуждаем музейные проекты, новые перспективы и свежие идеи. Музей — это 95% нашего времени.
Виктория Дурманова
Во время беседы с экскурсоводом Викторией Дурмановой мы прошли в одну из самых незаурядных комнат Краеведческого музея, некий шарм которому придавала наша спутница – мы в Оружейной. Еще одно популярное место у туристов и астраханцев и, как выяснилось, один из любимых выставочных залов у Виктории.
Об открытии музея
Вообще, я обучалась другой специальности, но пока писала диплом по музейной деятельности, так вдохновилась историей, что после окончания обучения решила начать работать в этой сфере. И уже 3 года веду экскурсии по эксклюзивным выставкам музея. Мне интересна история, я люблю постоянное общение с новыми людьми. Музей – это, прежде всего, история. Хотя раньше мне казалось, что музей — это скучно, но мое представление кардинально изменилось с тех пор. В музее постоянно проводятся всевозможные мероприятия, здесь идет взаимодействие с людьми.
О неожиданных вопросах
Здесь представлены миниатюрные пушки — фальконеты. Они крепились на борту кораблей и предназначались для ближнего боя. Они такие маленькие, что их размер неизменно приводит к вопросу: «это миниатюра?». Самые популярные вопросы: «Все ли это оружие настоящее» и «Вы умеете этим пользоваться?».
В подтверждение своих утвердительных ответов Виктория прошла к внушительной (и, как позже выяснили мы опытным путем – крайне увесистой) винтовке и с легкостью показала нам принцип того, как заряжается оружие. А гости Оружейной тоже могут попробовать, и они неизменно приходят в восторг от того, что им разрешили взять в руки экспонат.
О любимых экспонатах
Набор капсюльных карманных пистолетов бельгийской фирмы, это середина 19 века. Два пистолета с ударно-капсюльным замком – они такие элегантные, резные. Спусковой крючок спрятан в корпус, что придает им компактности и женственности.