#КремлевскийЭкспонат
Онлайн-проект Астраханского кремля
Во всем нужно искать позитивное, — решили астраханские учреждения культуры и восполнили образовавшиеся пробелы массой интересной информации. Например, об экспонатах в Астраханском кремле, которые заслуживают нашего внимания — заходите сюда и следите за новыми постами.
Наперсный крест для священнослужителей за Крымскую войну 1853-1856 годов
Экспонат можно увидеть на выставке «Гауптвахта Астраханского гарнизона» вместе с медалями за участие в боевых сражениях Российской Империи второй половины XIX века. Архивные документы и мемориальные вещи музея свидетельствуют о гражданских и духовных подвигах астраханцев в Крымской войне. В район боевых действий, в Крым, за годы войны из Астрахани через Красный Крест было отправлено: тысячи посылок с подарками, теплыми вещами, продуктами, письмами, денежные средства астраханского купечества.
Этот интересный экспонат — наперстный крест из желтого металла, был учрежден 26 августа 1856 года в память за отличие в Крымской войне «Высочайшим манифестом» исключительно для духовенства, носился на Владимирской ленте. Эта награда чеканилась из тёмной бронзы, размером 95×58 мм. На лицевой стороне креста, в перекрестии, в лучезарном сиянии помещена в натуральную величину лицевая сторона медали в память о Крымской войне — вензели императоров Николая I и Александра II. Над каждым вензелем располагалась большая императорская корона, над ними — сияющее всевидящее око. Внизу, под вензелями, полукругом, вдоль бортика медали, годы Крымской войны: « 1853-1854-1855-1856» На оборотной стороне надпись в соответствии с их смирением и мужеством в дни осады, цитата из Псалтыря: «НА ТЯ ГОСПОДИ УПОВАХОМЪ, ДА НЕ ПОСТЫДИМСЯ ВО ВЕКИ». Этим крестом награждалось духовенство всех христианских вероисповеданий — от священника до митрополита, — которые несли службу, как в военных, так и в других ведомствах России. По разным сведениям награждено свыше 150 священников, в том числе 80 служителей церкви, осуществлявших кружечный сбор средств и духовным словом поддерживавших моральный дух и веру в победу. Для креста было установлено правило — «..после смерти награждённого крест передавался старшему в роду или помещался на вечное хранение в божий храм — церковную ризницу».
«12-й Гренадерский Астраханский Императора Александра III полк»
На Гауптвахте Астраханского кремля особое место занимает комплекс, повествующий о героических походах русской армии в Войне 1812 года и участии в них астраханцев. Центральное место занимают фондовые экспонаты из недавних поступлений, 9 единиц столовых приборов с выгравировкой — 12-й Астраханский Гренадерский полк, вензель императора Александра III, фамилия владельца ложки и дата. История данного военного подразделения начинается в 1700 г., изначально полк, по традиции, назывался по имени своего командира, а в 1762г., он получил название Астраханского. Известно, что немалую часть материального содержания военного этого соединения обеспечивала астраханская казна.
Астраханский гренадерский полк принял участие практически во всех крупных военных событиях с участием Российской Империи в XVIII-XIX вв. В их числе, Полтавское сражение, Бородинская битва, взятие Плевны и т.д. В разное время шефами полка были императоры Александр I, Николай I, Александр III, цесаревич Алексей. В 12 –гренадерском полку начали свою военную карьеру князь Багратион П. И., Минич Б.И., Бонч-Бруевич М. Д., Кутузов М. И. и т.д. В 1763-1764гг., полком, командовал во время очередной русско-турецкой войны, Суворов А. В.
Три из девяти фамилий. выгравированных на данных столовых приборах, Куприянов Н.С., Украинцев П. П., Леонов А.Т., принадлежат уроженцам Астрахани, происходившим из дворян.
Помимо этого можно отметить одно интересное обстоятельство. Известный астраханский краевед Марков А.С. в своей книге «Сто лет назад…» приводит выдержку из газеты «Астраханский Вестник» 1903г., за апрель. В ней рассказывается, что Астраханской городской Думой к юбилею данного полка была подарена серебряная братина и 12 ковшей с изображением вида города Астрахани. Следовательно, мы можем предположить, что взаимосвязь между Астраханью и 12- гренадерским Астраханским пехотным полком существовала регулярная.
Костюмы, представленные на выставке «Астраханская весна — 2020»
Авторские костюмы художника, Члена Союза художников России Нины Кархалёвой (1950г.р.), которые отражают профессионализм, художественный вкус и яркую индивидуальность. Женские платья в русском, японском, европейском стиле по моде прошлых лет стали темой изучения и создания художественых образов. Детские костюмы в традициях моды эпохи Возрождения и испанское платье были изготовлены художником специально для своей внучки. Н.Кархалёва за годы работы с Астраханским Музыкальным театром, ТЮЗом, Драматическим театром создала десятки театральных костюмов и эскизы декораций к различным спектаклям!
Портретные работы разных художников
На выставке «Астраханская весна 2020″ можно было увидеть несколько портретных работ разных художников. Две картины под названием » Весна. Кристина» и «Настя» вам, наши подписчики, покажутся знакомы, ведь они представляют портретный образ сотрудников музея астраханский кремль — Сафаргалеевой Кристины и Барсуковой Анастасии.
Автор этих работ художник, доцент АГУ, Член Союза художников России Сафаргалеев Зиннур @zinnursafargaleev (1962 г.р.). Портретный жанр один из самых любимых в творчестве художника, для создания точного и выразительного образа он использует разные техники и приемы. Графический портрет » Весна. Кристина» создан акварелью в традициях латышской школы изобразительного искусства (автор выпускник Латвийской Академии художеств).
Портрет » Настя» — это синтез смешанных материалов: тушь, карандаш, маркер. Образ создавался в мастерской художника. Добавим, что Зиннура Сафаргалеева можно часто увидеть рисующим портреты на различных площадках города и музейных мероприятиях, например на «Ночи в музее» и «Кремлёвском вернисаже».
Фисгармония — клавишно-пневматический музыкальный инструмент
Этот музыкальный инструмент датирован концом XIX в. Именно такие, концертно-настроенные инструменты, которые могут порадовать своим звучанием – большая редкость в нашей стране. Их называют «младшими сестрами органа и старшими сестрами гармоники». В филиалах Астраханского музея-заповедника они представлены как предметы интерьера. В экспозиции «Гауптвахта Астраханского гарнизона» экспонат занимает одно из почетных мест…
Фисгармония — клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Когда-то он был востребован среди разных сословий. Они стояли в дворянских усадьбах, в купеческих домах, в классах консерваторий…
История нашей фисгармонии полна загадок. Кто ее первый владелец, как давно она бытовала в Астрахани и т.д. — неизвестно. В фонды музея поступила в 1994 г. от Минасян Э.А. Материал изготовления: дерево, кость и латунь. По бокам деревянного корпуса имеются ручки. Клавиатура (мануал) имеет 49 клавиш (29 – белых, 20 – черных). На внутренней стороне крышки мануала нанесена золотистая надпись «W. Paternoster , Gorlitz», а также расположен пюпитр для нот. В нижней части инструмента — две широкие педали, для управления ступнями.
Это уникальное «устройство» имеет внешнее сходство с пианино, и многие посетители Гауптвахты, особенно дети, путают фисгармонию с пианино.
Медаль «В память Отечественной войны 1812 г.»
Она представлена в экспозиции «Гауптвахта Астраханского гарнизона». Первые русские наградные, в современном понимании, медали, чеканные для ношения, появились при Петре I.
В зависимости от статуса медали могли чеканиться в золоте, серебре, бронзе и меди.
Наш экспонат изготовлен из темной бронзы, диаметр — 28 мм. Такие медали были учреждены императором Александром I в память Отечественной войны. Согласно Манифесту от 30 августа 1814 г. она предназначалась для награждения купечества и дворянства, которые во время войны «принесли отличные и важные заслуги» Отечеству. Бронзовые медали раздавали на основании списков, присылаемых из губерний.
На лицевой стороне медали изображение «всевидящего ока» в треугольнике, окруженное лучезарным сиянием (изображение всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник, символизирующий троицу). В нижней части награды надпись: «1812 ГОДЪ». На обороте — надпись «НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ». Это сокращенная цитата из Библии.
«Конфетти». Рекламный плакат 1894 г.
Хотя выставка «Париж ,Париж…» и завершила свою работу, рассказываем про один интересный экспонат, который был представлен в экспозиции. В 19 веке Франция переживала настоящий рекламный бум! Один из известных рекламных плакатов, созданных Тулуз-Лотреком в 1893 году, предлагает парижанам и англичанам покупать «конфетти»! Эта реклама была заказом английской бумажной фабрикой J. & E. Bella, London. Интересно, что идею посыпать цветные бумажные кружочки на своих посетителей впервые придумал владелец известного парижского кабаре «Cafe de Paris» в 1884 году, где любил бывать художник.
Картина «Март в Астрахани»
Наконец, пришла настоящая весна, и картина «Март в Астрахани» актуальна как никогда! Ее автор — Вениамин Ширяев, — один из астраханских художников, представителей старшего поколения (1943 г.р.), работы, которого представлены на выставке «Астраханская весна-2020». Живопись для художника стала любимым занятием после выхода на пенсию, когда уже в зрелом возрасте стал постигать мастерство и творческие приемы в изобразительном искусстве.
Картина «Март в Астрахани» х/м 2009 г. очень живо передает весенний лиричный пейзаж городского острова с видом на левый берег города, где виднеется силуэт нашего любимого Астраханского Кремля!
Борис Черниченко
Уникальные пять работ «Друзья- товарищи», «Юный дворянин», «Дозор», «Право голоса», «Диспут» художника Бориса Черниченко представлены на выставке «Астраханская весна-2020».
Имя этого астраханского художника широко известно за пределами города, ведь несколько лет назад Борис Черниченко расписал 8 этажей своего подъезда по ул. Московской, чем прославил наш город и свое мастерство художника. Многим Борис знаком по картинам на тему животных и птиц, его любимый жанр в изобразительном искусстве — анимализм. Герои его картин братья наши меньшие — собаки и птицы, которых с большой любовью рисует автор. А еще он помогает бездомным и больным собакам. Этим вполне объясним трепет и любовь к ним, отраженные в его работах.
Колода игральных карт
Это колода игральных карт первой половины XX века, известной австрийской компании Piatnik. История компании началась в XIX в. Основатель – Фердинанд Пятник. В настоящее время дочерние фабрики компании имеются в Германии, Венгрии, Чехии.
Карты имеют размер 7,5х12 см. В колоде из 32 карт используются нестандартные символы (немецкая колода): листья, желуди, бубенцы, сердца. Бубенцы соответствуют бубнам во французской колоде, привычной для многих с детства. Желуди – трефам, листья – пикам, а сердца – это черви. На лице карты со значением «семерка бубенцы», расположен знаменитый логотип фирмы «жокей на лошади», появившийся в 1891 г. и акцизная печать.