Ксения Коцарева: художники так чувствуют…
О создательнице сказочной Астрахани
Фольклорные мотивы вдохновили молодую астраханскую художницу Ксению Коцареву на создание удивительных картин. Их хочется рассматривать вновь и вновь, останавливаясь на каждой детали: какие витиеватые узоры на крыльях Змея Горыныча, чешуя на осетрах, а сзади кремлёвские башни… Герои обретают совершенно нестандартные образы, как, например, Морской рак с лицом разгневанного мужчины и длинной рыжей бородой. Что стоит за этими образами и какова их дальнейшая судьба? Узнаем у самой художницы.
Сказочные картины Ксении Коцаревой астраханцы впервые увидели на выставке «Сказки Нижнего Поволжья» — она проходила в Доме купца Г.В. Тетюшинова в конце 2017 года. Но впечатления от увиденного живы в нас до сих пор.
Тогда здесь представили более 20 работ: портреты, плакаты, декоративные композиции. И, конечно же, иллюстрации, которые тут же привлекли внимание зрителей и надолго приковали к себе всеобщие взгляды. Ну как можно оторваться от рассматривания Нептуна с длинной серебристой бородой, лежащей под спокойными водами Волги!
Ксения — астраханка, но пару месяцев назад переехала жить в Воронеж. Окончила курсы по 3D анимации, и художницу пригласили работать в анимационную студию WIZART animation — аниматором персонажей. Как признается наша собеседница, без живописи она не представляет жизни, ведь с детства рисует и продолжает развиваться в этом направлении.
Сейчас я пишу картины, очень хочется провести вторую выставку. Мне близка тема фольклорных мотивов, так что следующую выставку планирую готовить в этом направлении.
Вдохновили Каспийские легенды
– А что послужило поводом для работы над такими картинами?
— Это была моя дипломная работа, которую я выполнила под руководством своего преподавателя Александра Петрова, заслуженного художника России, заведующего кафедрой графического дизайна АГУ. Я очень люблю сказки и свой край, меня всегда интересовала его история, поэтому я так искала сборник с местными сказками и легендами. На поиски книги с местными сказками отправилась в библиотеку им. Н.К. Крупской. Там нашла сборник «Каспийские легенды и сказки» (составители: К.И. Ерымовский, В.П. Самаренко). И принялась читать, изучать материал и иллюстрировать. Выполнила 8 станковых иллюстраций, которые представляют сами по себе художественную ценность и были представлены на моей первой персональной выставке «Сказки Нижнего Поволжья». Кроме того, я выполнила полностью дизайн-макет книги «Сказки Астраханского края» — своеобразного сборника местных легенд и сказок, записанных астраханскими краеведами Александром Марковым, Борисом Лащилиным и другими.
! Уникальность книги заключается в том, что сказки, рассказанные в ней, знакомят с устным творчеством астраханцев, иллюстрации к ним созданы на основе местных орнаментов, присущих народностям нашего региона.
Ксения в работе над иллюстрациями к сборнику создала стиль значительных линий, где живой реалистический рисунок сочетается с причудливой выдумкой, наблюдательность — с поэтической фантазией, верность натуре — с умением воплотить в реальность свой мир, близкий миру легенды, фантастики.
— Стиль родился сам собой, я очень люблю детали в картинах. Мой учитель часто говорил, что я картины не пишу, а вяжу. Как? Не знаю… Образы рождаются сами собой, порой вскакиваю посреди ночи, принимаюсь делать наброски — в голову пришла свежая идея. Может, любовь к сказкам и фольклорной тематике зародилась еще в детстве под влиянием книжек с иллюстрациями Билибина — очень люблю его работы.
Волшебство акрила
— Для исполнения иллюстраций я пользовались акриловыми красками. Художники любят акрил и порой предпочитают его акварельным и масляным краскам потому, что он имеет уникальную цветопередачу, которой зачастую довольно трудно достичь при помощи других материалов. Благодаря своим удивительным особенностям, акрил может использоваться в одной картине в разных своих состояниях — к примеру, в жидком виде для нанесения фона и в густом — для создания объёмных изображений. Меняя плотность нанесения акриловых красок, в работе можно достичь необычной фактуры произведения.
Думаю, эта книга будет интересна как взрослым, так и детям, и может послужить прекрасным подарком-сувениром для туристов. Пока книга не выпущена, так как. на реализацию — выпуск тиража — требуется немало средств.
! В макет сборника вошли иллюстрации художницы к сказкам: «Белая лебедушка», «Как водяной кулака разорил», «Откуда взялись комары», «Морской рак», «Туман» и другим. И мы поспешили расспросить художницу о том, как рождались сюжеты картин к этим сказочным историям.
Сюжеты картин и как «ловилось» вдохновение
«Туман»
— В город, который стоял на берегу моря, повадился летать Змей-Горыныч. Каждый раз он уносил с собой прекрасных девушек и уничтожал красивые высокие дома. Совсем не осталось в городе домов с высокими теремами. Девушки боялись, каждая только и думала, что завтра ее унесет Змей-Горыныч. Не было счастья и радости у жителей этого города. Однажды рыбаки поймали маленькую рыбку и решили ее отпустить обратно в море. Как оказалось, это была дочь Морского царя, который щедро отблагодарил рыбаков и помог справиться с Горынычем. Царь до сих пор дышит на город туманом, прикрывает его и людей от всех врагов.
Кстати, когда пишу картины, я люблю слушать музыку или включать аудиокниги. Мне очень нравится фолк-направление во всех его проявлениях — когда я писала эту картину, я слушала одну из своих любимых групп – «Мельница». Их песни вообще рождают очень много интересных образов в моей голове, вдохновляют. Так вот именно, когда я приступила к этой картине, в моем плей-листе заиграла песня этой группы на слова поэта Николая Гумилёва «Змей». Как раз о том, как Горыныч воровал прекрасных девушек. Удивительное совпадение, потому что текст явно о нашем крае рассказывает! Там и Золотая Орда, и Каспийское море.
«Откуда взялись комары»
— Сказка повествует о человеке, который превратил Змея-Горыныча в комаров. С тех пор летают Комары да ищут повсюду мужичка, который Горыныча в огонь бросил. Пищат, свистят они, а найти его не могут.
После работы над этой иллюстрацией забавно было вспоминать сюжет во время вечерних прогулок, когда комары атакуют жителей нашего города. Думаю, многим астраханцам интересно будет почитать ее.
«Морской рак»
— Эта сказка повествует о том, как сын рыбака влюбился в дочь морского рака. Рак, конечно же, был против, однако они все равно сыграли свадьбу. Морской рак возненавидел дочь за то, что она была умнее него, и затаил месть. Молодожены сбежали из царства, дальше была погоня, а концовка вообще удивительная! Рекомендую к прочтению!
Во время работы над данной иллюстрацией я слушала аудиорассказ Рея Бредбери «Превращение». Краткий сюжет таков: Некий Смит, молодой исследователь, по неизвестной причине заболел совсем не понятной и таинственной болезнью, он полностью покрылся зелёным твёрдым «панцирем» и казалось, что уже умер, но внутри него была своя таинственная, загадочная жизнь… А вот что же, а ещё вернее — кто же — получится из этого зелёного панциря… не известно! Может быть, сверхчеловек, а может, некое существо, которое погубит нашу жизнь, даже всю планету… А как же об этом можно узнать? По-видимому, только дождавшись естественного результата.
Этот рассказ подпитывал мое воображение и работа над образом немного жуткого персонажа Морского рака шла легко и увлекательно.
«Белая лебедушка»
— Ну а эта сказка повествует о Белой лебедушке — русской девушке, которая помогала всем русским невольникам сбежать на свою родину от злых татар.
– Из прочитанных астраханских сказок, наверняка, появилась любимая?
— Все по-своему интересны и выделить какую-то навряд ли смогу. Необыкновенная, даже животрепещущая типичная астраханская сказка, которая очень актуальна «Откуда взялись комары». Кстати говоря, иллюстрация к сказке «Туман» вошла в фонд картинной галереи им. П.М. Догадина.
– Как относитесь к фразе: «художник так видит»?
— Пожалуй, на эту фразу у меня есть ответ в виде цитаты великого художника Пабло Пикассо, которая мне импонирует: «Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует». Думаю, у тех художников, которые пишут действительно то, что чувствуют, таких фраз не вырывается. Их творчество затрагивает глубины души, поэтому понятно без слов, и каждый видит в нем что-то свое.
– А может у художника быть один из цветов любимым?
— Художники тоже люди. К примеру у Винсента Ван Гога жёлтый — любимый цвет. Этот цвет живёт в его картинах, в жёлтых подсолнухах, в желтизне колосьев, в свете солнца. У меня есть несколько любимых цветов. Белый. Любой художник знает, что белый цвет — это смешение всех цветов. Также люблю голубой, розовый — их сочетание.
Вообще, когда пишешь картины, раскрываешь красоту и уникальность каждого цвета, их сочетаний. Цвет является одним из самых главных «инструментов» художника.
Новые вершины в творчестве
— В планах доработать дизайн сборника, возможно дописать еще иллюстрации — ведь пока не для всех сказок они готовы. А потом — выпустить книгу в свет. Я считаю, что очень важно сохранить культурное наследие нашего региона — оно уникально! Приятно узнать, что людям это интересно. Ведь мало кто знает о существовании таких сказок. Радостно было видеть на открытии выставки полный музей посетителей. Значит, людям интересна история их края, тем более, когда она представлена не просто в виде сухого текста, а в форме искусства — иллюстраций, сказок.
P.S.: Подытоживая наше увлекательное интервью, Ксения отметила:
— Город, в котором мы живем, внесен в список исторических городов России. А это значит, что памятники истории и культуры, природы Астраханского края занимают весомое место в культурном и природном наследии мира, а также вносят важный вклад в развитие нашей страны и цивилизации в целом. Современная цивилизация осознала необходимость эффективного использования и сбережения культурного наследия. И нам, астраханцам, необходимо обеспечить сохранность исторически сложившегося культурного наследия нашего региона путем популяризации удивительного в своей многогранности местного фольклора.
Наталья Соболева
Кстати, прочесть интереснейшие легенды об Астраханской области можно в библиотеке им. Н.К. Крупской.