Кукольное закулисье, или по ту сторону сказки
Наше путешествие по театру кукол
Манящая таинственность, запах кулис, свет раскаленных рамп. Разве можно сравнить это «театральное» чувство с чем-то другим? Но еще большее волнение охватывает при попадании в «святая святых» — закулисье театра. Особенно, если это театр кукол. Тот самый, который с самого детства будоражил воображение неутомимым любопытством: «А что же там, за декорациями?»…
А за ними целый мир. Повсюду куклы: разных возрастов и историй, носители всевозможных жанров и характеров. На стенах – бесчисленные эскизы, «прижитые» полки. На них – статуэтки, стаканы с карандашами, кистями, красками. Под лампой – инструменты.
И тут же… прямо передо нами в кресле сидит пожилая женщина. «Знакомьтесь, это Кларинда!», — слышится голос за спиной.
С этой дамой связано много воспоминаний – премьера 1992 года на сцене Астраханского театра кукол. «Смерть и дева» Рэя Бредбери. Сюжет такой: старуха одинокая – боится смерти. Она сидит в помещении, в темноте, и поэтому почти уже ослепла. Смерть приходит к ней в виде 19-летнего юноши Уилли, в которого она когда-то была влюблена. Он ее уговаривает, обманывает, уводит…
Глядя на Кларинду, сложно поверить, что это… кукла. Ее руки скрещены, взгляд устремлен вверх, очки как будто помогают укрыться от действительности, той, что она принять не готова.
__________
Однажды нам посчастливилось оказаться в одной из гримерок — во время интервью с артистом Георгием Бутусовым.
Георгий Бутусов только что спустился к нам из зала, отыграв сразу несколько ролей (лумпе-Думпе, Колдунью, жабу, Майского жука, Полевую мышь, Ласточку и Эльфа) в спектакле «Дюймовочка». Сложно представить, как можно одному актеру показать так много разноплановых персонажей здесь и сейчас, хоть они и появлялись на сцене не одновременно… Но ему это удается с видимой легкостью.
Наш собеседник рассказывает:
Сегодня мы стараемся, не отталкивая маленького зрителя, привлекать и взрослого, потому что, на самом деле, театр кукол, он не только для маленьких.
И правда, у астраханцев существует стереотип, что театр кукол предназначен только для создания детских постановок. А ведь театральные представления с куклами берут свое начало еще в средневековье, когда именно куклы отражали чаяния народа, критиковали власть, веселили зрителя. С тех самых пор и по сей день куклы являются инструментом в театральных постановках.
А мы вновь возвращаемся к нашей экскурсии…
Продвигаясь по закулисью и общаясь с его обитателями, мы все больше погружаемся в этот таинственный мир. И одна за другой раскрываются тайны…
Как создается кукла
Есть такая профессия – художник-постановщик. Это человек, который придумывает спектакль с точки зрения оформления, а потому тесно работает с режиссером. Когда спектакль придуман и сделаны все необходимые эскизы, они отдаются на исполнение.
К работе приступает художник-бутафор, который, как правило, делает куклы и реквизит. Художник-декоратор занимается декорациями, а художник-конструктор помогает механизировать и то, и другое.
Художник продолжает додумывать в процессе – нужно продумать буквально все до миллиметра. На создание кукол влияет драматургический материал, развитие пьесы, у каждого спектакля свой темпоритм… Со временем проявляются многие важные моменты, и тогда уже автор садится править, добавляет какие-то черты характера своим героям, усиливает детали. Есть, например, такой распространенный прием, как асимметрия. Одна сторона куклы имеет одно выражение лица, вторая — ему противоположное. Так персонаж в ходе спектакля может трансформироваться. Сказка, да и только. А художник… он на то и художник, чтобы увидеть. Все остальное – это уже исполнение. Решения иногда приходят быстро, иногда нет. Бывает, уже в процессе приходит понимание, где и что нужно изменить.
И еще немного секретов…
В кукольном спектакле часто используется принцип «черного кабинета», когда актеров не видно. Тогда все действие сосредоточено на куклах и декорациях.
Как, например, в спектакле «Алиса в стране чудес».
Разновидности кукол
Есть несколько видов этих прекрасных сценических созданий. Основные — это перчаточные, планшетные, тростевые куклы и куклы-марионетки.
- Перчаточные куклы легки в работе — они, как вы понимание, надеваются на руку. Самый яркий тому пример – знаменитый Петрушка. Как правило, они не рассчитаны на серьезный драматургический материал.
- Тростевая кукла работает на ширме, у нее есть специальная машинка внутри, которая управляет головой, помогает делать различные движения.
Таких кукол мы видим, например в спектакле «Гуси-лебеди»
А вот как выглядит этот кукольный механизм по ту сторону сказки — фото было сделано во время празднования 300-летия Астраханской губернии в СЗК «Звездный».
- Планшетные куклы выступают на столе.
- Кукла-марионетка управляется с помощью нитей и имеет свои особенности. Она интересна тем, что хорошо повторяет человеческие движения, но при этом у нее медленный темпоритм. Резкие и быстрые движения ей неподвластны.
Одни из ярких тому примеров — герои сказки «Волшебная лампа Аладдина»
Материалы для кукол тоже бывают самые разнообразные. Марионетка, например, исторически изготавливается из дерева. Но сейчас используют и папье-маше, и различные полимеры. А при работе с поролоном получается вот такая красота — такой показательный номер Театр кукол показывает нечасто, но непременно под гром аплодисментов.
Любая кукла очень тесно связана с кукловодом. Это инструмент в руках актера. Как если я возьму скрипку, на которой не умею играть. То же самое с куклой – без актера она будет просто мертвым предметом.
Влияние характера
Все зависит от режиссерской задачи. Например, спектакль театра кукол «Заячья школа». Все куклы там очень живые и механика соответствующая: рука в голове, куклы юркие, гротесковые. Более романтический персонаж, например, Аладдин – классический, помпезный и здесь уже дежурная пластика и выражение лица.
Мастер на все руки — художник-бутафор
Профессия эта очень редкая и очень востребованная в театре. Далеко не всем везет на хороших специалистов. Астраханскому театру кукол повезло – мастера здесь крепкие. Но в целом сегодня с мастерами-бутафорами сложно – точнее, с их обучением. В советское время было несколько училищ, которые готовили именно исполнителей – бутафоров, декораторов. Сегодня их очень мало. Поэтому часто в бутафоры приходят люди, которые очень хорошо умеют делать что-то руками: лепить, вырезать, шить…Мастерство приходит уже с опытом работы.
_____________
Идем дальше…
На столе в очередной мастерской расположился большой ком серого вещества. Это скульптурная глина — самый что ни на есть пластичный материал для будущих персонажей. Мастера рядом что-то режут, клеят. Пока это только заготовки, но уже в скором времени они приобретут совершенно необыкновенный облик.
А вот и цех художника-конструктора. Именно здесь куклы оживают, мастер помогает им двигаться. Дальше – плотницкая мастерская. Здесь работают над станками. Большие замысловатые конструкции из дерева послушно собираются в руках мастеров.
_____________
За каждым волшебством на сцене стоит тяжелый каждодневный труд. Но восторженные глаза маленьких и взрослых зрителей стоят того, чтобы вновь и вновь придумывать чудо…
_________
P.S. Мнение о том, что кукольный театр предназначен сугубо для детей – большой-пребольшой стереотип. Это прежде всего театр, а его главные действующие лица — марионетки и двигающиеся перчатки — вызывают совсем недетские эмоции, рассказывая истории с глубоким философским смыслом. Выходя из театра с этой палитрой мыслей, хочется вновь и вновь возвращаться сюда, но уже в роли зрителя, чтобы раз за разом испытывать то самое чувство, когда ты оказался в сказке…