Кукольные миры для детей и взрослых
Пойдем за сказкой в Астраханский театр кукол
Вот уже несколько поколений астраханцев начинают свой путь в мир искусства с Театра кукол. Именно здесь мы впервые чувствуем себя ТЕАТРАЛАМИ: входя сюда в самом красивом платье или костюме, садясь в бархатное кресло партера, словно на трон, и устремляя свой детский взор на сцену, где в это самое время начинается сказка…
Нацпроект «Культура» позволил вдохнуть новые силы и энергию в знаковое для Астрахани место. В 2019-2020 году здесь прошла масштабная реконструкция. Заметно обновилось здание театра – кстати, одно из самых красивых в городе, а также все внутритеатральные помещения. Сегодня мы отправились сюда, чтобы оценить качество обновленного театра и вновь оказаться в детстве.
ИСТОРИИ КУКОЛ
Астраханский театр кукол – театр с историей. Он впервые распахнул свои двери в ноябре 1987 года и за это время порадовал десятками самых разных постановок, от «Ёжика в тумане» до «Алисы в стране чудес».
Сказочный репертуар регулярно обновляется, но в театре придумали, как продлить творческую жизнь своим героям – к 30-летнему юбилею, в 2017 году, здесь открылся свой Музей кукол. Экспонатами в нем являются куклы, которые уже не выходят на сцену, но готовы радовать малышей и дальше.
Во время экскурсии посетителям рассказывают об этих персонажах, а также о самых разных механизмах кукол — и, наконец, дают попробовать себя в роли кукловода!
НЕ ВСЕ ОНИ МА-РИ-О-НЕТ-КИ
К слову, разнообразие кукол в театральном мире, действительно, поражает – и не только детское воображение, но и взрослое. Здесь «работают» самые необычные актеры нашего города: тканевые, поролоновые, миниатюрные и почти гигантские. Всего около 10 разновидностей, и у каждой — свои особенности, к которым нужно привыкнуть, чтобы сказка ожила.
Начать хотя бы с традиционных марионеток. Их история началась еще в XVIII веке. Спустя столетие эти куклы обосновались и в нашей стране – на ярмарках и народных гуляниях они пользовались огромной популярностью. Как, собственно, и сегодня – только уже на театральной сцене.
Главная особенность марионетки в том, что управляется она не снизу, а сверху, с помощью ваги, к которой прикрепляются нити – они-то и отвечают за движения куклы. На современной астраханской сцене марионетки, к примеру, появляются в красивых восточных костюмах и представляют историю «Волшебная лампа Аладдина».
Кстати, марионетки тоже бывают разными – например, штоковая: когда к ваге и нитям добавляются еще и штоки (специальные палочки). Такие куклы играют в постановках «Дождь и Белая», «Ёжик в тумане» и «Цветное молоко».
Всемирно известную историю под названием «Алиса в Стране чудес» можно увидеть не только в кино или книге. В Астрахани идет одноименный спектакль, где знаменитые роли исполняют планшетные куклы.
У зрителей создается впечатление, будто они и ходят-то самостоятельно – по специальному настилу сцены, который как раз называется планшетом. В спектакле «Алиса в стране чудес» используется интересный прием под названием «черный кабинет». Световой коридор идет от кулисы до кулисы, а в нем зритель видит предмет. Сам актер в это время находится немного в стороне от луча света и одет в черный костюм, что позволяет ему оставаться невидимым для зрителя.
Ну а метод игры, при котором актер находится на сцене, на виду у зрителей, называется в мире театра кукол «живым планом» или «открытым приемом». Потому на нем сценический костюм, как у персонажа, только раз в десять крупнее — как, например, в спектакле «Красная Шапочка».
Или «Приключения Тома Сойера».
«Сказка о Крошечке-Хаврошечке» удивляет зрителей многоплановыми куклами. Мы видим и марионетку на ваге, и планшетных кукол. К примеру, главная героиня – «планшетка», но при этом она появляется и в образе марионетки, то есть в спектакле несколько кукол-Хаврошечек.
А в спектакле «Царевна-лягушка» кукловоду нужно по-максимуму задействовать пальцы и кисти рук – именно тогда Василиса и баба Яга придут в нужное движение. Речь идет о перчаточной кукле — ее еще называют петрушечной, согласно устройству знаменитой куклы-Петрушки. В стародавние времена актеры, выступавшие с «Петрушками», так и назывались – «петрушечниками». Устройство такой куклы многим знакомо: указательный палец вставляется в голову куклы, а большой и средний – в рукава её костюма.
Тростевая кукла – одна из разновидностей верховых кукол. Она получила свое название от тростей, с помощью которых актер управляет движениями куклы. В качестве примера можно привести всеми любимую сказку «Гуси-лебеди».
Георгий Бутусов, актер Астраханского театра кукол, рассказывает:
«У меня небольшая роль папеньки, который уезжает на ярмарку с мамой, оставляя детей. Мне было трудно найти походку своей куклы – у нее долговязая фигура. Надо приноравливаться, чтобы она не заваливалась в сторону, постоянно контролировать, чтобы ручки были всегда в естественном положении».
Кукловод одной рукой держит куклу за гапит – так называется механизм, приводящий ее в движение. Он может состоять из шарика, шайбы, рычагов или пружинок. Другая рука управляет тростями. Для осуществления сложного движения помогает второй актёр (бывает, что и три актёра одновременно).
Наиболее яркий спектакль с участием тростевых кукол — «Тайны белого лотоса», который был поставлен по былинам, сказаниям и легендам Астраханского края. Здесь задействованы артисты живого плана, куклы разных систем, представлена современная хореография.
На сцене появляются особые, астраханские, персонажи: Огненное солнце, Вольный ветер, Могучая Волга. А главный герой отправляется на поиски Белого лотоса.
В спектакле «Красная шапочка» задействованы не только планшетные, но также теневые куклы – пожалуй, самые загадочные из всех известных, ведь оживают они с помощью тени и света. Главное здесь – силуэт.
Ростовые куклы, конечно же, выделяются своими размерами – внутри должен поместиться актер и выполнять все движения. Сделаны эти куклы из поролона и ткани. Актер перевоплощается в сказочного персонажа и моментально становится героем фотографий с детьми и взрослыми на городских мероприятиях. Кроме того, ростовые куклы появляются во время сказки «Ряба-Репа-Колобок».
СПЕКТАКЛИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Те, кто думают, что Театр кукол работает исключительно для детей – глубоко заблуждаются. Мало того, что даже детские постановки очень интересно посмотреть в любом возрасте, так здесь еще и ставят специальные спектакли для взрослых.
Яркий тому пример – спектакль «Оркестр», в котором задействованы куклы с красивым названием «тантамарески». На сцене мы видим голову актера и кукольное тело. Уютный театральный дворик превращается в летнее кафе курортного городка послевоенной Франции, где на эстраде развлекает публику маленький заштатный оркестрик. При этом зрители видят все эмоции актера и его руки – вот такой интересный симбиоз.
Кстати, о театральном дворике. Это еще одно творческое пространство театра, где устраивают яркие представления под открытым небом – для взрослых и детей. После ремонта это место заметно преобразилось.
СОЗДАТЕЛИ СКАЗКИ
Над созданием куклы работает далеко не один мастер: это художник, швея, художник-бутафор, художник-конструктор… В каждом спектакле свои, уникальные, персонажи – так что перед постановкой работа тут закипает нешуточная.
Около 90% всего спектакля создается в театрально-производственной мастерской. Здесь, без преувеличения, рождается волшебство…
Ну а в реальности все выглядит вполне буднично и по-рабочему. Столы и стеллажи нагромождены всевозможными инструментами: тут и сверла, и молотки, и напильники, и гайки с гвоздями… Все эти приборы необходимы для работы над куклой.
На стенах, в специальных держателях (гребёнках), зафиксированы их заготовки. Вот так, через гайки и токарный станок, создаются куклы.
Художник-конструктор Астраханского театра кукол — Александр Тихонов, почетный архитектор России. Он принимал непосредственное участие в первой реконструкции здания. Вся эта чудесная лепнина, а также красивые барельефы, сделаны по эскизам Александра Тихонова. В рамках нацпроекта «Культура» они отреставрированы уже в наши дни.
Далее для кукол шьется одежда, от крошечных размеров до внушительных. Параллельно к спектаклю создаются декорации. У этих мастеров, как и в других театрах, интерьеры всегда соответствуют: все максимально красочно, пестро, немного хаотично – словом, как и должно быть у самых творческих.
Здесь создается почти все оформление театра: декорации, бутафория. Словом, волшебство обрамляется. Художники и бутафоры оживляют персонажей путем добавления мельчайших деталей.
На стенах в мастерской висят эскизы для спектаклей, показывающие стилистику оформления, общую картинку. Спустя годы, в постановках могут обновляться декорации, бутафория, костюм куклы. Единственное, что обычно не меняют, это сами куклы: на их изготовление уходит много времени. И пока они не готовы, репетиции не начинаются.
Важно попасть в правильное выражение лица героя. Случается, что уже в процессе нужно вносить корректировки. К примеру, перекрасить глаза, сделав нужное выражение. На репетициях все эти детали отрабатываются вплоть до самых мелочей.
КУКЛОВОД — ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО
Очень часто актеры – особенно, драматических театров, называют артистов театра кукол младшими братьями. Вроде как кукольный – детский театр. На самом деле, актер-кукловод – сложнейшая профессия. И чтобы овладеть мастерством кукольника, актеру драматическому, к примеру, придется переучиваться с нуля, ведь ты должен уметь управлять не своим телом, а телом куклы.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
В 2020 году в здании, знакомом большинству астраханцев, завершился капитальный ремонт в рамках нацпроекта «Культура». Памятник архитектуры в самом центре города – на улице Фиолетова – преобразился как внешне, так и внутренне.
Реставрационные работы начались в мае 2019 года. У одного из самых красивых зданий Астрахани восстановили историческую лепнину, часть кирпичной кладки, отремонтировали чердак и кровлю и пр. Капитальный ремонт провели почти во всех помещениях театра: зрительном зале, кассе, гримерных комнатах, обновили витраж и входные парадные двери.
Была проведена большая работа, которая позволила сделать это место еще более комфортным и доступным. И тот самый театральный холл, с которого начинается Театр каждого ребенка, и бархатные кресла театрально-бордового цвета, и сцена, с которой начинается сказка…