Камиль Сафаргалеев и живописная красота в низовьях Волги
Богатое наследие астраханского художника
В своём творчестве астраханский живописец Камиль Сафаргалеев тяготел к импрессионизму, применял сложные колористические решения, много работал на пленэре. Любивший всей душой природу Астраханского края, художник часто выезжал в низовья Волги — особой жизнью наполнены его пейзажные виды с рыбацкими шхунами и баркасами. Излюбленным местом Камиля Курбановича была рыболовецкая тоня Мартышка. Здесь он также писал портреты председателей совхозов и простых тружеников. Художник всегда был желанным гостем в рыболовецких артелях.
Камиль Сафаргалеев родился в 1928 году в Астрахани. В 1946-1949 гг. учился в Казанском художественном училище. В числе лучших выпускников в 1949 году молодой художник был направлен для продолжения учёбы в одно из лучших в то время высших учебных заведений страны, в Латвийскую академию художеств в Риге, которую окончил с отличием в 1955 году. Пора творческого становления Сафаргалеева была настолько стремительной, что спустя год он становится членом Союза художников.
Он один из немногих художников-астраханцев, чьи работы представлены не только в музейных и частных собраниях родного города, но и в коллекциях Франции, Германии, США.
В фондах Астраханской картинной галереи им. П.М. Догадина хранится более десяти работ Камиля Сафаргалеева, созданных в разные годы. Среди них «Портрет дочери» (1959), «Музыкальный этюд» (1967), «Портрет дочери» (1967), «Рыбацкий натюрморт» (1969), «Чинка сетей» (1969), «Приемка» (1974), «В академичке» (1976), «Серебро Волги» 1984, «Весна в гурзуфе» (1987), «Рыбацкая тоня мартышка» (1989), «Соната» (1991), «Красный каштан»( 1992).
Яркое по колориту произведение «Приёмка» написано в характерной для Сафаргалеева импрессионистической манере. Художника в живописи иногда сравнивали с французскими импрессионистами, которых он очень любил. Заурядная сцена из будней астраханских рыбаков звучит на картине живо и экспрессивно за счёт смелых колористических приёмов, которые использует живописец при написании воды и воздуха.
Сам Сафаргалеев говорил о себе так:
«Я учился у Калныша, Калныш у Пурвита, основателя Рижской Академии художеств, а Пурвит – у Куинджи. Значит, и я немного ученик Куинджи».
А ещё он обожал Айвазовского, его морские пейзажи вдохновляли астраханского художника на многочисленные пленэры в Крым, где и были созданы неповторимые шедевры – тематические картины и морские пейзажи Крымского побережья. Каспийское море с бухтами, кораблями, парусниками также отражено в его многочисленных работах. Сафаргалеева заслуженно считают художником-маринистом.
Репинские дачники
(по материалам http://astrakhan-musei.ru/article/article/view/15902 )
«Академичка» — так кратко называют «Академическую дачу им. Е.И. Репина» Союза художников России — расположена в Тверской области в г. Вышний Волочок на живописном берегу реки Мсты и озера Мстино. В разное время красота этих мест очаровывала и пленяла приезжающих со всех уголков России на этюды художников, в том числе, астраханских. Красоты «академички» не раз вдохновляли на написание картин астраханского художника Камиля Сафаргалеева. Бывал он здесь в 80-х и в 90-х гг. На пленэрах работал часто и много. Особо любимым местом художника были окрестности озера Мстино. Кроме пейзажей, здесь были написаны портреты и дружественные шаржи на коллег-художников.
____________________
В 2018 году астраханскому художнику Камилю Сафаргалееву исполнилось бы 90 лет… Его дети – сын и дочь — пошли по стопам отца, получили художественное образование, а своего отца считают Учителем с большой буквы.
Зиннур Сафаргалеев — известный в Астрахани художник, рассказывает об отце:
Для меня он не просто папа, он мой Учитель с большой буквы. Все, что я могу в живописи, мне дал отец. У него и живопись, и графика потрясающие. На протяжении всех лет учебы я приезжал из Риги в Астрахань и проходил здесь папины университеты. Как это было здорово, когда мы писали совместно! А еще мы любили с ним ездить на пленэр в Крым, писали пейзажи, изучали Айвазовского, импрессионистов. Папа и учил меня видеть свет, запечатлевать его на холсте.