Максакова, Барсова, Папаян и Милашкина: оперные дивы из Астрахани
Расскажем про знаменитых землячек
МАРИЯ МАКСАКОВА
Мария Максакова (в девичестве Сидорова) родилась в Астрахани в 1902 году. Уже в десять лет она начала петь в церковном хоре, а после октябрьской революции поступила в музыкальное училище по классу рояля. Способную ученицу отправляли выступать перед Красной гвардией и флотом — неизменно успешно. Затем певица стала брать уроки у артистки Астраханской оперы Смоленской, которая вместе с театром должна была отправиться на лето в Царицын (современный Волгоград). Чтобы не прерывать занятия, Мария решила поступить в оперу. Ее приняли, она стала солисткой и уже через два месяца семнадцатилетняя певица исполняла партию «Ольги» в спектакле «Евгений Онегин» в Красном Яру.
Несколько месяцев спустя в оперу приехал новый управляющий труппой, оперный певец, режиссер, антрепренер и педагог Максимилиан Карлович Максаков, который отметил сценическое дарование и голос певицы, но заявлял, что петь она «совершенно не умеет». Вскоре Мария Петровна вышла за Максакова, который стал ее педагогом. В 1923 году астраханка стала солисткой Большого театра. Она много гастролировала, в том числе за границей. В годы войны приехала обратно в Астрахань. Вернувшись в Москву, она получила три Государственных премии СССР за выдающиеся профессиональные достижения.
Мария Максакова навсегда сохранила добрую память о родном крае. Она с восхищением отзывалась о старом здании Музыкального театра:
«Внутри и снаружи он был словно ажурный. Такое впечатление создавалось благодаря искусной резьбе по дереву. Вечером особенно казалось, что ложи были кружевными. За всю жизнь я объездила почти всю нашу страну, но такой красоты больше не встречала».
Благодаря Марии Максаковой в Астрахани появилась консерватория и концертный зал при музыкальном колледже.
В память о знаменитой астраханке назван большой зал астраханской филармонии. Каждый год в регионе проходит международный конкурс вокалистов имени Марии Максаковой и Валерии Барсовой, на котором обычно присутствовали потомки талантливой певицы.
ВАЛЕРИЯ БАРСОВА
Дина Немировская в своей статье «О роли Валерии Барсовой в музыкальной культуре Астрахани» в полной мере отразила важные вехи в жизни прославленной певицы, отметив ее глубокую связь с нашим городом:
«Среди певиц, чьё творчество стало поистине всенародным достоянием, гордостью отечественного искусства, почётное место занимает народная артистка Советского Союза Валерия Барсова. Женские образы, воплощённые этой певицей на сцене – целая галерея великолепных портретов женщин всех времён и народов, выполненных кистью мудрого и тонкого художника.
Нежные, хрупкие и в то же время самоотверженные образы Людмилы, Снегурочки, Виолетты, Розины воссоздала на сцене ГАБТа и в концертных выступлениях Валерия Владимировна Барсова.
Выпускница Астраханского музыкального училища Мария Владимирова (1879 – 1965), дочь типографского служащего, закончила с золотой медалью Московскую консерваторию. Профессор Владимирова подготовила плеяду ярких мастеров вокального искусства, в том числе и свою сестру Валерию, которая, помимо гимназии, обучалась в Астраханском музыкальном училище.
Поначалу Валерия не помышляла о певческой карьере, но, переехав в Москву, начала под руководством старшей сестры успешно заниматься вокалом. Учёба в столичной консерватории стоила немало, и будущей народной артистке приходилось давать частные уроки, преподавать в начальном училище. Валерия Барсова закончила консерваторию сразу по двум отделениям – фортепианному и вокальному.
Началась жизнь оперной певицы. Незабываемой вехой в биографии Барсовой стало выступление с великими Шаляпиным в опере «Севильский цирюльник».
С 1920 года В.Барсова солирует в Большом театре. Развитие её таланта подкрепляется плодотворным творческим общением с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Более четверти века Валерия Барсова украшала сцену Большого театра. Её голос покорял благодарных слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом.
Образы романтической и любящей Джульетты, удивительной по чистоте и женственности Марфы, сказочных, волшебных Царевны-Лебедь, Волховы, Шамаханской царицы, воплощённые певицей на сцене, пленяли сердца. Одним из высших достижений Барсовой стал образ величавой Антониды. Нашей землячке удалось воссоздать сильный, волевой, самоотверженный характер дочери Ивана Сусанина, русской девушки-патриотки, готовой пожертвовать жизнью за свой народ и Родину.
«Жизнь в искусстве – беспокойная и напряжённая! Но нет счастливей художника, если искусство, которому он посвятил свою жизнь, затронуло слушателя», — писала Валерия Барсова.
Последние годы жизни Валерия Владимировна провела в Сочи, где активно занималась общественной работой. В память о замечательной певице в этом городе-курорте проводятся конкурсы, носящие её имя.
В Астрахани, городе, где прошли детство и юность знаменитой певицы, одна из улиц носит её имя, проводятся Международные музыкальные фестивали имени Валерии Барсовой и другой нашей великой землячки, Марии Максаковой. Фестивальные мероприятия проходят по сложившейся годами доброй традиции в Астраханской государственной филармонии, театре оперы и балета и Астраханской консерватории. В составе участников обычно — не только именитые солисты, но и молодые талантливые исполнители из Белоруссии, Украины, Казахстана, Германии, США, России и других стран».
НАДЕЖДА ПАПАЯН
Одна из выдающихся оперных певиц, рожденных в Астрахани — Надежда Папаян — пользовалась огромной популярностью за границей и пела в лучших театрах Милана, Неаполя, Парижа, а также в концертных залах Лондона и других городов Европы. В России ее творчество было связано с оперными театрами Тифлиса и Петербурга (Мариинский театр).
С семилетнего возраста Надя любила петь, подражая своей матери, Елизавете Георгиевне, которая обладала приятным голосом и исполняла многие народные романсы. Надежда училась в Мариинской женской гимназии (сегодня здесь располагается Астраханская консерватория), которую окончила с золотой медалью. Здесь-то ее и заметил знаменитый тенор Книпсе, приехавший в 1884 году в Астрахани на гастроли. Он посоветовал 16-летней девушке получить специальное музыкальное образование и Надя с согласия родителей едет в Петербург. Надежда Амвросиевна обладала прекрасным лирическим сопрано с широким диапазоном. После Петербургской консерватории она продолжит обучение в Италии, у лучших педагогов. Будет гастролировать в Тифлисе, Баку, Астрахани. 20 июня состоялся концерт в астраханском летнем театре “Аркадия”. Местные газеты отмечали непревзойденное мастерство Надежды Папаян.
После триумфальных выступлений в Европе она становится примадонной Петербургского Мариинского оперного театра. Однако жизнь в театре была полна интриг. Процветала система фаворитизма. Новый директор театра требовал, чтобы певица сменила фамилию на Папаеву, но певица отказалась. Тогда ей поручают второстепенные роли, лишают вечерних спектаклей. Папаян подумывает навсегда уехать в Париж.
Неожиданно она получает письмо из Астрахани об ухудшении здоровья матери и едет домой. После похорон решает задержаться в отчем доме до получения письма из Парижа. Удача была не за горами, когда в один из декабрьских вечеров в дверь постучали трое «студентов» и попросили знаменитую певицу выступить на якобы предстоящем благотворительном концерте. Надежда приняла молодых парней с армянским гостеприимством, но когда подавала чай, услышала грохот. Обернувшись, она увидела, как один из «студентов» напал на отца. Пытаясь встать между ними, Надежда получила удар кастетом по голове и потеряла сознание. Как выяснилось потом, под видом студентов в дом вошли грабители, уверенные, что великая певица хранит тут бриллианты и деньги. Не найдя их, они оставили на полу смертельно раненную певицу и скрылись.
Три недели врачи пытались спасти Надежду, но безуспешно. Лишь перед смертью она пришла в сознание и еле слышно спела свою последнюю арию — Виолетты из «Травиаты» Верди, заставив весь медицинский персонал безудержно рыдать. В последний путь любимую певицу провожали все, даже женщины, которым по тем временам не разрешалось идти на кладбище. А в это время на её имя пришла телеграмма из Парижа с приглашением на работу в знаменитой «Опера-комик». Ей было 37 лет…
Тамара Милашкина
Искусство Тамары Милашкиной оставило заметный след в отечественном оперном театре, оно принадлежит к тому золотому веку Большого, когда на его сцене блистали легендарные имена советской эпохи – Архипова, Атлантов, Вишневская, Петров, Образцова, Огнивцев, Нестеренко, Руденко. Тем не менее, многое выделяет Тамару Милашкину среди других сопрано нашей оперной сцены.
На странице QUI la VOCE к 85-летию со дня рождения певицы появился замечательный материал:
«Давно, 65 лет назад, в свой родной город — Астрахань приехала знаменитая певица Мария Петровна Максакова, услышала юную студентку Астраханского музыкального училища с замечательным голосом и посоветовала ей ехать учиться в Москву.
Тамара поехала.
Это был 1954 год. Её принимают в консерваторию в класс выдающейся певицы и педагога Е.К. Катульской. Это была судьба. Она стала самой знаменитой и самой любимой ученицей Елены Климентьевны.
В 1957 году студентка Милашкина становится победительницей на конкурсе вокалистов в Москве, председатель которого — легендарный Тито Скипа, услышав её, громко, на весь зал воскликнул: «Она — Аида!»
В 1958 году состоялся дебют на сцене Большого театра в партии Татьяны в «Евгении Онегине». Её партнёром был великий Лемешев.
Поначалу волнение дебютантки было так велико, что она даже пропустила несколько своих фраз, и уже услышав вопрос няни: «Танюша! Что с тобой? Уж не больна ли ты?», придя в себя, ответила: «Нет, няня, я здорова!»
Далее всё прошло замечательно. Все сразу поняли, что в театр пришла певица редчайшего дарования.
Одна за другой следуют главные партии — Катарина, Алиса в вердиевском «Фальстафе». Пропев всего два сезона в театре, она готовит Наташу Ростову. Как она была хороша в этой роли! — искренняя, большеглазая, переполненная жаждой любви…
В 1961 году впервые маленькую группу наиболее перспективных молодых советских певцов отправляют на стажировку в «вокальную мекку» — в «Ла Скала». В эту группу входит и Милашкина. Услышав её пение, маэстро Гавадзени был восхищён: «У кого вы занимались в Москве? Как хорошо поставлен ваш голос!» Там тут же сочли, что ей не нужны уроки вокала, а надо сразу приступать к работе над итальянскими оперными партиями. Проходит три месяца и происходит невероятное — «стажёрке» из Москвы назначают выступление на легендарной сцене в труднейшей главной партии в опере Верди «Битва при Леньяно», которая шла тогда в Скала со звёздным составом — Стелла, Корелли.
Ей ещё на репетиции аплодировали все — от директора и оркестрантов до рабочих и костюмеров, на спектакле же Тамару Андреевну ждал настоящий триумф.
Молодой певице из СССР сразу предлагают ангажемент на следующий сезон — серию спектаклей «Трубадура» (опера из числа тех, что являются «высшей пробой пера» для сопрано).
К сожалению, кое-кто в Москве не мог пережить такого небывалого взлёта карьеры певицы и ни в какой Милан её не отпустили, ответив в «Ла Скала», что артистка Милашкина слишком занята в текущих спектаклях Большого театра.
Занята она и впрямь была чрезвычайно. Главные партии следовали одна за другой: в русской опере — Лиза, Феврония, Мария, Ярославна, Ольга Токмакова… В зарубежной — Аида, Елизавета, Маргарита, позже Тоска, Леонора, Дездемона, Амелия… И все незабываемы, исключительны по уровню вокального мастерства и артистизма!
Кстати, об артистизме! Уже после ухода певицы со сцены, кому-то вдруг захотелось «запустить» легенду, что, мол Милашкина певицей была прекрасной, а как артистка — так себе. Так вот, большей глупости нельзя и придумать! — тот, кто был на её спектаклях, никогда не забудет, какой органичной и внутренне наполненной она была на сцене в предлагаемых обстоятельствах! Да, она была «внутренней» актрисой — актрисой «проживания», а не «представления», ей были органически чужды стремление к «эффектам», к «самоподаче». Казалось, что она целиком растворялась во внутреннем мире своих героинь, жила их мыслями и чувствами.
В «Ла Скала» она пела в следующий раз уже в 1964 году на гастролях Большого театра в Милане. Конечно же, с огромным успехом. Как и в 1969-м, когда Большой гастролировал в Париже. Тогда один рецензент написал, что своим пением она напоминает Викторию де Лос Анхелес, но её голос намного роскошней и богаче.
Вообще, несмотря ни на что, Тамара Андреевна пела на сценах Вены, Зальцбурга, Парижа, Мюнхена, Берлина, Висбадена… Доминго именно с ней пел свою первую «Аиду» на сцене Венской оперы.
Говорили, что Тамара Андреевна была скромна и не любила шумихи, избегала рассказывать о себе, даже не собирала рецензий на свои концерты и спектакли, а на вопрос о том, как прошли выступления в каком-нибудь престижном театре или концертном зале, отвечала: «Нормально».
Конечно, какое было бы счастье для поклонников вокального искусства, если бы она захотела поделиться воспоминаниями о своей жизни, но вряд ли стоит об этом мечтать…
Сегодня, произнося имя Тамары Милашкиной, мы с благодарностью и любовью вспоминаем эту неповторимую певицу, равной которой нет и не может быть. Её божественный голос, её чудесное искусство, озарённое каким-то особым внутренним светом, незабываемы для тех, кому довелось соприкоснуться с ними!».