Максим Коротченко и Фотография – как предмет искусства
Итоги творческой встречи
Студенты 3-го и 4-го курсов направления «Журналистика» АГУ встретились с профессиональным фотографом, лауреатом всероссийских и Всемирных фотоконкурсов, внештатным сотрудником «Российской газеты» и фотоагентства ТАСС Максимом Коротченко. Формат встречи можно определить, как «artist talk» – встреча в формате творческого общения.
О чем же говорил наш спикер?
О формировании эстетического вкуса
Как известно, вкусы формируются с детства. Есть определенный багаж культуры, который закладывается еще с ранних лет. Это то, что вы прочитали, посмотрели, послушали. Дальше происходит развитие чего-то конкретного. Когда вы впитали в себя опыт, он начинает работать на ваше творчество. Чем его больше, тем потом будет лучше развит вкус. Если говорить о ранних увлечениях, то меня очень привлекала музыка, я сам научился играть на фортепьяно и гитаре. Но профессионалом так и не стал, потому что недостаточно одного таланта, чтобы чего-то достичь, нужен еще ряд факторов: трудолюбие, усидчивость. И в разных направлениях по-разному. С фотографией мне проще, потому что она не требует ежедневных усилий. В 2009 году я начал фотографическую карьеру, с каждым годом качество снимков меняется. Эстетический вкус, он развивается и растет.
О фотографии, прикладной и самодостаточной
Сейчас я работаю в нескольких сферах: в фотожурналистике и создании собственных проектов. Для продвижения, участвую в различных выставках художественной фотографии.
Есть работа фотожурналиста – это когда фотографии являются частью чего-либо прикладного (съемки для газеты или журнала). В этом случае ваши снимки – своего рода иллюстрации к статье, то есть они идут вместе с текстом, его дополняют. А есть фотографии, которые перерастают эту ступень и становятся отдельной единицей, начинают быть чем-то вроде предметов искусств. Я стремлюсь ко второму типу. Когда снимок из прикладного становится самодостаточным. К нему не требуется никакого текста или пояснения, он сам по себе.
Первая из известных фотография «Прыжки в воду». Снимок был сделан в 2013 году, он обошёл различные выставки. Был участником месяца в Берлине. Это фото стало отправной точкой в моем творчестве. В то время я еще работал в черно-белом режиме.
Еще одна из призовых работ – «Перед аварией». Несчастный случай произошёл на ралли-рейде в Астрахани. Это была журналистская работа. Я ездил туда снимать репортаж про гонку, однако кадр перерос в нечто большее. В нем появились некие образы и ассоциации. Снимок перешёл в разряд искусств. Можно ещё отметить, что там был целый ряд фотографов, которые снимали происходящее. Действие было на расстоянии двухсот метров. Все фотографировали одно событие, но кадр получился только у меня. Я к тому, что даже если несколько фотографов стоят на одной позиции, снимки все равно будут разные.
«Военный аэродром». Бывают кадры, которые делаются в самом конце, когда вы все сняли. И в этот момент не надо фотоаппарат убирать в сумку. Потому что как только вы его убрали, может как раз случиться то, что нужно снять.
О том, что в фотографии должно быть видно авторство
Иногда вы приходите на мероприятие, которое кажется вам скучным и обычным. Несмотря на это, все равно надо стараться углубиться в то, что происходит. В чём-то обычном нужно уметь выделить что-то своё, авторское, чтобы в материале можно было разглядеть не только событие, но и человека. Ассоциации зрителей, связанные с фотографией, могут быть различными. В этом прелесть хорошего кадра. В том, что у каждого человека есть свое видение, оно редко совпадает с авторским. Я могу вообще ничего не думать о снимке, а зритель расскажет о чем-то своем. К примеру, кадр может напоминать море или что-то в этом роде. Часто комментарии дают пищу для размышлений и это помогает. Иногда на фото может не быть какого-либо события. Вас зацепило интересное сочетание цветов, формы, фактуры. Здесь возникает более глубокое понимание или восприятие. Когда фото не про то «что», а про то, «как» это сделано. Про «что» может сделать каждый. Взять телефон и снять какое-либо событие. Это будет информационный снимок, показывающий происходящее. Я, когда снимаю, стараюсь сделать так, чтобы фото было не просто интересно информационно, а чтобы в нем появились некие образы. Очень легко снять что-то очевидное, когда снимок интересен только происходящим. Ничего авторского в нем не будет.
О том, что нельзя откладывать работу на потом
Если вы что-то снимаете, то нужно снимать здесь и сейчас. Ни в коем случае не откладывать на потом. Не говорить себе о том, что вы сделаете это завтра, через час, через минуту. Все будет уже совершенно по-другому, поэтому нужно ловить момент. Секрет заключается в том, что, если вы увидели что-то интересное, что дало определённый импульс мозгу снять, то это происходит именно в это мгновение, которое нужно поймать. Как возникает импульс у человека? Это работает определенным образом. В голове происходит подсознательное восприятие реальности, то есть вы ещё не видите картинку, а мозг видит. Если чувствуете, что нужно нажать кнопку фотоаппарата, то надо нажимать здесь и сейчас.
Антонина Слободян