Марина Баранец: Растения в моей жизни были всегда
Интервью с творцом флорариумов
Марина Баранец – настоящая цветочная фея. Ведь своими руками она создает чудеса – мини-миры в стеклянных флорариумах. Никогда о таких не слышали? Сегодня мастерица сама расскажет нам о том, что же это такое. А кроме того, поделится своими маленькими секретами, расскажет о своих «детках», о вдохновении, творчестве и о многом другом.
О ФЛОРАРИУМАХ
– Расскажи нашим читателям о том, что же такое флорариумы и как ты о них узнала?
– Это геометрическая стеклянная форма, спаянная при помощи металла, в которую я сажаю свои растения. Сначала я сама не знала, что это такое. Помню, увидела однажды в Интернете и подумала: что это вообще? Пластик, склеенный и покрашенный фломастером… Информации было очень мало, только фотографии. Потом я уже узнала подробности, открыла для себя все тонкости изготовления: резка стекла, спайка… И уже три года этим занимаюсь…
– Неужели и стекло сама вырезаешь?
– Некоторые надо мной даже смеются: да ладно, ты, правда, сама режешь стекло? Я говорю: Ну да. Девушки тоже могут резать стекло и заниматься мужскими делами.
А поначалу я приходила в несколько разных мастерских, просила нарезать пробную партию. Нарезали ужасно. Пришла однажды в другую мастерскую – нарезать 16 треугольничков. Там встретила очень доброго мужчину. Он сказал мне: «Девочка… Нарежь сама».
«В смысле – сама? Я не умею»…
Мы с ним подружились потом, он и научил меня всяким тонкостям резки стекла. Я пыталась резать стекло дома, на полу, на одеяле. Выходило грязно. Стекло крошится, весь дом в осколках. Я еще порезала ногу, уронила на себя стекло. Пришлось даже сделать небольшой перерыв — боялась тогда подходить к стеклу вообще… Теперь режу исключительно в мастерской.
– А что насчет спайки?
– Спаиваю я тоже сама и тоже в мастерской. А все остальное делаю уже дома: затачиваю, покрываю патиной. Металл сам по себе серебристого цвета. Его я покрываю специальным составом – флорариум тогда становится черным. Еще можно медным цветом сделать.
– А формы ведь тоже бывают разные?
– Да, их очень много. У меня есть целая линейка своих стандартных форм, и каждая может быть разного размера. Есть заданные формы: икосаэдр, тетраэдр, пирамида, кристалл, но сейчас я больше предпочитаю делать по заказу. Или конкретно под интерьер. Стараюсь уходить в творчество, в индивидуальность, потому что штампование одинаковых форм надоедает.
О РАСТЕНИЯХ
– Ну, а теперь про жителей флорариумов. Что это за растения?
– В основном, я сажаю суккуленты – это группа растений, их объединяют плотные, «жирные» листья, испаряющие влагу. Главное преимущество в том, что они медленно растут. Из флорариумов вырастают только года через два.
– Ну а как ты с ними познакомилась?
– Растения в моей жизни были всегда. Мама ими занимается. Причем, я люблю миниатюрные растения, а вот мама любит пальмы. У нас в ползала стояли эти огромные пальмы — эдакие монстры с огромными листьями. Для меня началось все, наверное, с каменных роз. Обыватели так называют эхеверию.
– Тебе это название не нравится?
– Ну… Все называют их каменными розами. Вот это – одно семейство, аизовые называются, это литопс, а это – плейоспилос. Но многие под одну гребенку: и это каменная роза, и это, и это. А я вот злюсь и даже комментарии злые пишу: это не литопс, это плейоспилос вообще-то! (смеется). В основном я, конечно, развожу эхеверии. Кажется, я нашла их у нас в магазинах. Пыталась дома как-то размножить, что-то с ними сделать. Потом начала все больше информации находить. Еще пыталась вырастить из семян, с алиэкспресса. Это все – полная ерунда.
– Я так лаванду пыталась вырастить…
– Да-да. Лаванду, бамбук, то же самое молодило. Все растет не то! Но в итоге я нашла питомник в Москве, им владеет Георгий Аристов. Этот человек – мой вдохновитель. Он ведет блог и рассказывает свою философию выращивания растений. Все переживают – о, растение, вдруг оно засохнет… Я так тряслась над первой своей партией растений. А это же суккуленты, на них надо забить. Я поливаю все свои растения один раз в неделю.
– Это ритуал такой, да?
– Да, точно. На самом деле, это довольно сложно, потому что нужно воду вскипятить. Чтобы полить все растения, мне нужно 25 литров воды. Одно время я сначала кипятила, потом замораживала, размораживала, поливала комнатной температурой.
– А как ты пришла именно к размножению суккулентов?
– Я моталась по городу, собирала какие-то растения. Помню первые листочки, которые у меня проросли… Вообще, это все мой детский сад. Помню вот свой первый детский сад: ну что такое, ну где же корни…Что я делаю не так! Через месяц они дали мне корни! Вот это было счастье, крики: «У МЕНЯ ПОЯВИЛИСЬ КОРНИ!». Когда еще через два месяца появились первые розеточки на этих листочках, это был вообще визг. Сейчас ты просто не представляешь, сколько у меня этих детей. Конечно, отношение уже более спокойное.
– А можешь что-нибудь из той самой «философии выращивания» рассказать?
– С растениями нужно знакомиться, разговаривать, как-то контактировать. Если ты к растению открыт, если ты… не то, что одушевляешь, как я (смеется), а относишься к нему, как к чему-то большему, чем просто украшению интерьера, то оно будет расти, радовать. Ты должен предугадывать их состояния, понимать на взгляд, хорошо ему или плохо.
– А бывает, что то, что просят сделать, тебе не нравится?
– Бывает. Я тогда стараюсь посоветовать: ну, может мы не будем использовать желтый песок?.. Есть такие люди, которые делают с разноцветным песком. А я больше люблю ландшафты, люблю создавать микромиры. Я считаю безвкусным сочетание желтого и красного песка. Редко, но бывает такое, что разноцветный песочек мне тоже подходит, но в основном, это вот такие ландшафтные мотивы. Потому что у меня фетиш на всякие камушки, веточки, на мох. Я мох пыталась вырастить сама, миллион раз в жизни, ничего не получается. Поэтому мох я использую, но использую в основном либо засушенный, либо стабилизированный. А если я собираю его сама, то я его сушу, прокалываю в микроволновке.
– А все остальное собираешь в Астрахани? Ни разу вот мох в Астрахани не видела…
– Нет. Конечно, нет. Только недавно как раз об этом в своем инстаграмме размышляла. Меня как-то спросили: а ты свои веточки и камушки для флорариумов под подъездом собираешь? (смеется) Я говорю: нет, ребят…
– Да вон же, целая поляна под окном!
– Да-да. Потому что для обывателя так все просто – ну ветка какая-то мха, что здесь такого? Но на самом деле это все любименькое, собранное где-нибудь в красивом месте. Я вкладываю в них намного больше, чем это видно. Я не говорю людям, что вот этот аметист мне прислала моя подружка, которая была за полярным кругом. Это все умалчивается, но я это знаю. Намного радостнее отдавать флорариумы с какой-то историей. Я помню, что вот эту палочку я в Крыму нашла. Когда я приезжаю из поездки, у меня целые пакеты со мхом. Да, это мой формат путешествий.
– У тебя вот в этом флорариуме я видела аметист. Расскажи, а часто используешь камни?
– На самом деле, нет. Камни использую редко. Потому что они дорогие. Я использовала буквально три-четыре раза. Сюда он очень хорошо подошел, поэтому я от сердца своего оторвала. И очень горжусь вот, ягелем.
– А вот закрытые флорариумы, микромиры в банках не пробовала?
– Да! У меня вот есть мечта: запаять флорариум полностью. Чтобы он жил там своей жизнью, но, конечно, без суккулентов, с ними такое не провернешь. Должно быть что-то типа плюща, мха. Посадить и запаять.
О РАБОТЕ
– Можешь описать свое рабочее место? Какое оно: все в хаосе, или наоборот — порядок?)
– На самом деле, с рабочим местом все сложно. Я живу в небольшой квартирке и у меня есть балкончик. С уверенностью могу сказать, что 90 процентов его – это растения. И на самом деле, я ючусь на маленьком клочке стола. Но это меня сподвигает на то, чтобы открыть мастерскую – это моя голубая мечта.
– А какой ты ее видишь?
– Сначала она будет уединенная, в дальнейшем я хочу, чтобы она более публичная стала. Куда может прийти заказчик, мы с ним выпили бы кофе, и я бы ему все рассказала. Вот то же, что и тебе. Так, просто поболтать. Да, будет там какая-нибудь выставочная зона моих работ.
– А кем ты работаешь сейчас?
– Работаю я в АГУ, в Motion Capture лаборатории. Есть технология захвата движения. Там мы занимаемся изучением биомеханики движения. Мне нравится это место. Это оборудование в России есть, но в том направлении, которое мы развиваем, больше нигде не используется
– То есть, образование у тебя техническое?
– Да, конечно. Программист я по образованию и работа почти связана с этим. У меня все спрашивают: как так вышло? Забирали флорариум и спросили: «А ты училась как-то, у тебя образование такое?». Говорю: «Какое образование? Паять флорариумы?». Нет, конечно.
О МАСТЕР-КЛАССАХ
– Можешь рассказать о своих мастер-классах?
– Когда я проводила самый первый мастер-класс, то была в шоке от большого интереса. Честно, думала, я одна такая ненормальная. И очень порадовало, что многие девчонки тоже хотят, пытаются что-то сделать с растениями. Это большой стереотип, что растениеводство – для бабулек.
Вообще я такая болтушка на мастер-классах — информации всегда очень много. Так что могу часами об этом разговаривать. Потому что есть опыт, получается, я уже три года выращиваю. Хочется постоянно делиться каким-то маленькими уловочками. Если он у тебя вытянулся, я знаю, что сделать. Если листья подсохли, я знаю, что с ними сделать. Также как я отношусь к своим детям, так же и они к ним относятся.
– А не такого, что, нет, это мой секрет, я его ни за что не расскажу?
– Было такое вначале, я никому не рассказывала. Сейчас я понимаю, что я не могу не ответить. Мне пишут по моей работе, по моим детям (я, наверное, уже миллион раз сказала «детям»). Как я могу не ответить? Я же не могу своему творению, своему с малого листочка выросшему растению не помочь. Поэтому я люблю, когда меня спрашивают про флорариумы, да и сама интересуюсь: как там флорариум, все хорошо? На мастер-классе я все вываливаю. А мастер-класс же ограничен по времени, там один-два часа. И скорее, скорее все рассказать.
О ТВОРЧЕСТВЕ
– А ты пробовала себя в других видах творчества?
– Я работала с деревом: вырезала, выжигала. Думала: «О боже, я буду великим вырезателем по дереву!». Но через полгодика весь запал пропал. Еще я немножечко шила, в основном, в свою комнату. Вижу что-то интересное в интернете и понимаю, что могу сделать это сама. Мне очень жаль, что многие направления моей творческой деятельности сейчас запущены, потому что просто не хватает времени.
– Всегда интересно, что вдохновляет творческого человека?
Во-первых, растения. У меня обычно все в хаосе: здесь одни, здесь другие. Не люблю, когда они стоят по видам – нужно разнообразие! Потом важен декор. Раскладываю перед собой все свои веточки, камушки, мхи, песочки. Есть много нюансов: если это ветка с пляжа, у нее вот тут камушек прибился. А здесь вот у нее сбоку подгорело, потому что, возможно, в нее молния ударила. Бывает, что я в пустой флорариум кладу ветку, которая мне кажется интересной, и уже вокруг нее делаю флорариум.
– А вот из музыки, кино, художества тебя что-то вдохновляет?
– Я очень люблю балет. Люблю классическую музыку. Если я паяю флорариумы, я либо аудиокниги слушаю, либо классическую музыку. Вот особенно в такие моменты, когда у меня уже начинает что-то болеть и я устаю, я включаю классическую музыку.
О ТРУДНОСТЯХ
– А были какие-то сложности?
– Было много моих истерик, по поводу того, что: Марина, пойдем погуляем, сходим в кино. Я отвечаю, что не могу, мне надо делать флорариумы. Иногда бывало такое, что вот, все живут нормальной жизнью, а я флорариумы делаю. Когда понимаешь, что ты сидел до четырех утра, делал флорариум, с вот такими вот кругами под глазами пошел на работу… Но это все перекрывается, когда ты отдаешь флорариум и видишь, как человек рад, как удивлен. Конечно, это того стоит.
– А бывает такое, что тебе ну вот вообще не хочется делать флорариум? Нет настроения и желания, и все тут. Как справляешься с подобным?
– Мне иногда бывает сложно паять. Потому что это – свинцовые испарения в нос, это проблемы с пальцами, с руками. Сложно работать в перчатках, в них ничего не чувствуешь. Я даже растения в перчатках не пересаживаю. Но я себя успокаиваю тем, что, когда я спаяю, я буду сажать растения. Именно этот этап мне нравится. И кстати, я заметила, что самые клевые флорариумы получаются ночью. В полумраке Марина сидит с паяльником в двенадцать ночи (Смеется). И вот, ты уже из последних сил делаешь, ложишься в постель и думаешь: хорошо получилось.
– А как люди реагируют на готовый флорариум?
– Мне часто говорят: а я не думал, что будет так клево. На фотографиях получается интересно, но, когда ты видишь это вживую, когда понимаешь, что можно туда просунуть руку и все потрогать – другое дело. Мне нравится делать композиции не плоские, хочется, чтобы было интересно на нее смотреть. Чтобы с этого угла посмотрел – о, а здесь оказывается ягель и палочка, с другого – о, а тут вот литопс, например, сидит.
– Кто чаще всего приобретает флорариумы? И было ли такое, что люди жаловались, что им тяжело за ними ухаживать?
– В основном, приобретают девчонки. Берут в качестве подарка. Мне очень грустно бывает видеть, когда подарки не к месту. Например, когда человек подарил флорариум другому, а тот отнесся к нему недостаточно внимательно. И бывает, я вижу какой-то свой флорариум и растения плохо себя чувствуют. Очень становится грустно. Я понимаю и адекватно к этому отношусь – не все такие ненормальные, как я. Но в такие моменты я звоню людям: хотите, я могу подлечить растения, давайте я их немножечко подреставрирую? Мне еще много приносят растений на реабилитацию. И говорят: Марина, спаси! И я их восстанавливаю.