Невероятные приключения астраханки в музее Булгакова
Как это было?
Победа в программе «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина дала ей уникальный шанс — пройти стажировку в лучших музеях страны. С чувством огромного счастья и предвкушением прекрасного заведующая домом-музеем Велимира Хлебникова Ольга Кузовлева отправилась в путь…
В октябре состоялись первые встречи по стажировке: начало положено в музее М.А. Булгакова. На сегодняшний день это один из самых популярных литературных музеев столицы. Одно из главных тому подтверждений — неуклонно растущее количество посетителей: свыше 50 тыс. человек в год! Это музей со своей историей. Так, его аудитория сформировалась задолго до возникновения самого музея, в 1990-е гг. Официально музей открылся только в 2000-х гг.
Имя Михаила Булгакова, бесспорно, вошло в ряды российских классиков. При этом оно остаётся кумиром для целого ряда неформальных объединений и представителей разных субкультур. А роман «Мастер и Маргарита», впервые опубликованный в 1966 г., остаётся одной из культовых книг в русской прозе XX века. Топосом для «нехорошей квартиры» послужили реальные интерьеры помещения в Доме на Большой Садовой, где определённое время проживал Михаил Афанасьевич Булгаков. Таким образом, в истории музея складывается некая композиция: реальная квартира в романе ̶ музей.
На популярность этого музея, безусловно, влияют разные факторы: популярность писателя, популярность романа, московские узнаваемые реалии и в то же время определённая мистификация, столь притягательная для массовой аудитории.
Об особенностях функционирования и развития музея Булгакова рассказал мне лично директор Петр Мансилья-Круз.
Говоря об истории создания и возникновения музея, Пётр Владимирович осветил главные вопросы и проблемы. Во-первых, вопросы партнёрства, примерами которого для музея стали победы в грантовых проектах, сотрудничество с радиостанцией «Эхо Москвы», создание мобильного приложения «Москва М. Булгакова», лекции для «Арзамас», сотрудничество с Google и телевидением. Во-вторых, вопросы конкуренции. В-третьих, перспективы развития, в частности, международные проекты. И, конечно, пополнение фондов — к примеру, приобретение двух автографов писателя, расширение площади, выстраивание деятельности музея: линейной (т.е. долгосрочной) и проектной (которая со временем может стать частью долгосрочной деятельности). Примером этого служит реализованный проект «Дом на Садовой», результатами которого стало издание книги, создание макета, две выставки, создание сайта проекта. Куратор проекта ̶ научный сотрудник музея М.А. Булгакова — Дмитрий Опарин.
Поскольку Дом-музей Велимира Хлебникова так же, как и музей Булгакова, располагается в жилом помещении, опыт этого проекта по работе с местным сообществом, и, в частности, с жителями дома, может быть по-своему осмыслен и частично реализован на площадке астраханского музея.
Кроме того, в рамках стажировки в музее Булгакова состоялось знакомство с новым проектом «Мастерская Петра Кончаловского», который совместными усилиями Фонда Кончаловского, Музея Булгакова, Третьяковской галереи ещё только предстоит реализовать. Но уже сейчас вызывает большой интерес создание арт-школы, способствующей сохранению традиций русской живописной школы.
Думается, что здесь также можно говорить о потенциальном партнёрстве с музеем Хлебникова, в коллекции которого, помимо мемориалоьных предметов поэта и его семьи, также представлены полотна Петра Митурича, Веры Хлебниковой и Мая Митурича-Хлебникова.