От Климта до Тулуз-Лотрека. В Цейхгаузе открылась выставка «Золотой поцелуй»
Наш репортаж с места событий
В Цейхгаузе открылась выставка «Золотой поцелуй», собравшая воедино имена трех великих художников: Густава Климта, Альфонса Муха, Анри де Тулуз-Лотрека — их творения в стиле модерн Астрахань увидит впервые. А название экспозиции дала одна из самых известных картин Климта, написанная в 1907-1908 годах.
Команда АстраКульт отправилась на экскурсию и готова рассказать о завораживающих полотнах и великих мастерах, не забыв и про самые любопытные истории по ту сторону багета.
В выставочном зале Цейхгауза-гиганта развешаны многочисленные работы по мотивам легендарных художников. Австрийский художник Густав Климт, чешский художник Альфонс Муха, французский художник Анри де Тулуз-Лотрек — все они вошли в историю изобразительного искусства конца XIX-начала ХХ веков. Художников этих объединяет общее направление, известное в России как модерн. Во Франции — как «Ар нуво». Или «Югендстиль» (Германия). Наконец, «Либерти» (Италия). Причем, этот стиль повлиял не только на живопись, но и на архитектуру, дизайн, графику и даже на ювелирное искусство.
Три внушительных блока выставки представляют 59 репродукций картин в технике «жикле», постеров и рисунков художников, снабженных описанием сюжетов и историей создания каждой картины. Для гостей действуют экскурсии. На память можно также приобрести сувенирную продукцию.
Выставка особенно интересна тем, кто любит творчество художников-модернистов. Это редкая возможность увидеть работы не с экрана, не в книге, а в реальности. Здесь они представлены объемно, на холстах. Можно проследить их хронологическую последовательность, путешествия по пространству Цейхгауза. Оригиналы находятся в разных музеях мира, но на этой выставке их можно увидеть одномоментно!
«Золотой поцелуй»
Первым в экспозиции мы встречаем Густава Климта. Его произведения стали глотком свежего воздуха для целого мира. Климт был еще и модельером, работал вместе со своей возлюбленной, которая была его музой. Имя ее – Эмилия Флеге.
На полотнах Климта — плавные линии, образы растений, цветов и птиц. Картины расположены по хронологии его творчества. Два первых портрета выполнены в темных тонах. За ними следует портрет 9-летней девочки, одетой в легкое платье — картина создана в соавторстве Климта и Флеге. Эмилия создавала роскошные воздушные платья без корсетов, что являлось новаторством в то время. Будучи модельером, она считалась своего рода бунтаркой в моде. Кстати, современные модельеры возвращаются к ее творчеству, устраивая показы мод, где заимствованы элементы ее нарядов.
Постепенно картины в экспозиции приобретают особенный почерк – стиль, созданный самим художником. А последняя работа не завершена – она датирована 1918 годом — годом его смерти…
Густав Климт родился в семье, где оба родителя были творческими людьми. Его отец занимался изготовлением ювелирных изделий из золота. Возможно, это и отложило свой отпечаток на творчество художника — он любил работать золотой краской. К тому же, все его браться и сестры в дальнейшем тоже стали художниками. Творчество Климта связано с его родиной, Веной, а также Парижем, где он бывал и откуда позаимствовал византийский мозаичный стиль. Именно он отразился в его известной картине «Золотой поцелуй». Это полотно является визитной карточкой творчества Климта.
Его картины легко узнаваемы по содержанию – преимущественно это портреты женщин. Практически все художники-модернисты и даже архитекторы уделяли большое внимание женскому образу. Лишь только в «Золотом поцелуе» появляется образ мужчины, но его лицо все же скрыто. Даже автопортрета Климт не оставил, ведь он никогда не писал себя, и более того — считал, что в его лице нет ничего интересного.
Здесь, на выставке, представлена и серия пейзажей — как художник-пейзажист Климт занимался изучением природы уже в конце своей жизни, помещал свои пейзажи в квадратную форму – таковыми картины представлены в оригинале. Климт был превосходным дизайнером, работал над созданием интерьера. Расписывал стены, потолки в венских театрах, музеях, университетах, за что получил в 1888 году в возрасте 26 лет награду от императора Франца Иосифа — «Золотой крест» за заслуги в искусстве.
«Золотая Адель»
Густав Климт получил известность еще при жизни — из заказчиков на его картины образовывались целые очереди. Богатые мужья заказывали портреты своих супруг. Практически все модели, которых писал художники, влюблялись в него — включая Адель Блох-Бауэр, которая была женой венского банкира. Она так же влюбилась в художника, как и он в нее. Ревнивый муж, узнав в светских кругах о романе супруги, затеял коварный план. Чтобы покончить с этой влюбленностью, он заключил с Климтом контракт, по которому тот на протяжении 4-х лет писал Адель и делал огромное количество (более 100!) эскизов каждый день. Тем самым, художнику опротивело лицо этой женщины и ее общество, да и она, в свою очередь, возненавидела художника.
Кстати, Эмилия Флеге создала образы картины «Золотой поцелуй» и сшила пышное платье с золотым орнаментом для Адель.
Картина «Золотая Адель» принесла Климту большую известность. И ее история на этом не закончилась — полотно было спасено в годы Великой Отечественной войны, когда нацисты изъяли его из семьи Блох-Бауэров и пытались уничтожить, потому что на картине изображена еврейка. Картину спасли, и спустя долгие годы родственница Адель, живущая в Америке, обнаружила завещание, по которому картина предназначалась ей в наследство.
Теперь «Золотая Адель», покинув Австрию, находится в Нью-Йорке, у частного коллекционера, выкупившего у наследницы картину для своего музея.
Альфонс Муха
Работы, которые принесли ему известность: театральные афиши, плакаты, вплоть до этикеток для спичечных коробков. Его судьбоносная встреча с французской актрисой Сарой Бернар сыграла важную роль в творчестве художника. Он создал театральную афишу для актрисы (затем она стала одной из лучших киноактрис), и получил мировую славу.
Последние годы жизни Муха работал над картинами живописными — это были огромные полотна. Особенно интересна серия, посвященная славянскому народу.
Почти 15 лет он создавал серию картин «Славянская эпопея» (с 1912 по 1926 г.). Для создания этой серии художник отправился в путешествие в Москву, о чем свидетельствуют фотографии. У него был фотоаппарат, с помощью которого он задокументировал хронику жизни Москвы. По ним художник создавал образы русских. Каждая картина из 20-ти полотен – определенный исторический сюжет. Картины выставлены на родине художника.
Анри де Тулуз-Лотрек
Далее в экспозиции следуют картины французского художника — Анри де Тулуз-Лотрека. Представьте только… Начало ХХ века. Время, когда происходят изменения в умах людей, в науке, появляется кино, аэропланы, электричество, автомобили. Происходят изменения и в изобразительном искусстве…
Тогда новости узнавали через плакаты, афиши. Как правило, они были текстовые — сплошной текст. Тулуз-Лотрек стал одним из первых, кто предложил минимизировать текст, добавив больше изображения. Сам сюжет был ответным содержанием того, что человек должен был увидеть — например, выступление оперного певца. Как и Муха, он стал основоположником плакатного искусства. К творчеству этих художников и сегодня обращаются дизайнеры, художники, изучая, как правильно сочетать текст и изображение.
Анри также получил известность как художник театральный, поскольку работал над созданием афиш, реклам для цирковых представлений, постановок Мулен Руж, где он был завсегдатаем. Его почерк легко отличается от Мухи в афишах. У Мухи — образ прекрасной женщины, у Лотрека- правда той французской жизни, какой она была при жизни художника.
Он изображал танцовщиц канкана; дам, сидящих за столиками кафе; мужчин в цилиндрах, курящих сигару… На него большое влияние оказали художники-импрессионисты, его творчество переплетается с творчеством Ван Гога, с которым он был лично знаком. Лотрек был выходцем из аристократической семьи, сыном графа, но его недуг (он упал в 13 лет с лошади, повредил ноги) изменил всю его жизнь. Анри перестал видеть себя продолжателем дела своего отца, вести аристократический образ жизни, проводил время в борделях и театрах Парижа. Такой образ жизни привел его к ранней смерти, всего в 37 лет, но за свои 20 лет творческой жизни он оставил огромное наследие творчества.
Выставка будет интересна посетителям любого возраста, каждый может стать участником тематического мастер- класса который проходит в рамках выставки.