От мистики до любви
Чем запомнились «Майские ночи» в Драмтеатре?
Николай Васильевич Гоголь – один из тех авторов, который воспринимается и литераторами, и театралами неоднозначно. Тем не менее, его произведения – это всегда поле для творчества. Вот и в Астраханском драматическом театре воспользовались этой возможностью и воплотили на сцене события четырёх повестей Николая Васильевича. Режиссёр постановки – Алексей Матвеев.
Борьба за землю
Композиция спектакля выстроена таким образом, что зритель видит четыре разные новеллы. Начинается театральное повествование с произведения «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка». На сцене — классическая для XIX века обстановка. Деревянный стол и такие же скамейки в центре. По краям — ещё две лавки: одна в форме завалинки, вторая чем-то напоминает диван, только без мягкой обивки. Но, несмотря на такое количество мест для сидения, эта история динамична. Действие переносится с одного пространства на другое: с трактира — в дом к тётушке, а также в соседские покои. Дополняют атмосферу танцы и музыка.
Ещё один элемент сценографии, заслуживающий внимания, – небольшой белый занавес. Он выступает в роли то проектора, демонстрируя тихую лунную ночь на Днепре, то дополнительного пространства, где с помощью театра теней воплощаются сны Ивана Федоровича Шпоньки и идеи его тётушки.
Борьба за любовь
«Майская ночь, или утопленница» на сцене реализована самым мистическим образом. Эту историю зритель видит в прямом смысле как в тумане. Хотя начинается всё вполне безобидно. Молодая пара тайком проводит ночь на берегу Днепра, где молодой человек делится со своей возлюбленной историей панночки-утопленницы. Как и в первой новелле, с помощью театра теней рассказ переносится в другое пространство.
Загадочные танцы молодых девушек, чьи лица скрыты белой вуалью-фатой, будят в главном герое море эмоций: от страха — до решимости бороться за свою любовь. В этот момент зрителей окутывают клубы дыма, а сверху падают листовки. Динамичная музыка и приглушённый свет сменяются тихим утром на Днепре и новой встречей молодой пары.
Борьба за принципы
Если предыдущие две новеллы сопровождаются активным действием, то «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» кажется немного статичной. Диалог главных героев похож на весы, где доводы каждого то набирают вес, то наоборот становятся незначительными. Отношения помещиков балансируют, как качели, на которых они появляются в начале повествования этой истории. Причиной такого дисбаланса становится сломанное ружьё. Оно, согласно чеховской методике, всё-таки «выстреливает» и рвёт нить дружбы, связующую соседей. А театр теней на заднем фоне только подчёркивает всю несуразность этой комической (как казалось бы в начале) ситуации.
Борьба за жизнь
И, наконец, герои четвёртой истории — «Старосветские помещики». Как и в предыдущих новеллах, зритель вновь видит классическую картину быта двухвековой давности. Но в этот раз от обстановки веет уютом и размеренностью. Портрет хозяев этого гостеприимного дома, похож на постаревших малоросских Ромео и Джульетту. Несмотря на безобидные колкости в адрес другого, они наслаждаются присутствием друг друга. Самым ярким событием размеренной и спокойной жизни этой немолодой пары становится пропажа домашнего питомца. Несмотря на незначительность всей ситуации, для главных героев она становится роковым событием. Ведь следом за своей любимой кошечкой уходит и Пульхерия Ивановна. Свою смерть она принимает гордо и со спокойствием. Но для её супруга отсутствие жены меняет привычный ритм жизни. Уютный и размеренный быт к концу повествования сменяется грустью и тоской. Афанасий Иванович, неряшливо обмотанный шарфом, сидящий в своём кресле-качалке похож на беззащитного, потерявшегося котёнка, а вовсе не на состоятельного помещика. Молча и с грустью, через театр теней, за ним наблюдает его покойная жена.
Борьба итогов
Спектакль, несмотря на четыре такие разные повести, имеет кольцевую композицию. Во-первых, он действительно похож на повествование, только наглядное, с действием и воссозданными образами. Ведь перед началом каждой отдельной истории перед зрителем появляется рассказчик. Не зря прологом спектакля служит встреча трех детей, погрузившихся в гаджеты, с дедушкой. С помощью повестей Николая Васильевича пожилой родственник пытается вернуть своих потомков в мир чувств и эмоций.
Во-вторых, все четыре истории объединены общей идеей. Тема любви и семейных ценностей, как мне кажется, и есть главный лейтмотив спектакля. Если в первой истории («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка») зритель видит страх мужчины перед женитьбой, то в последней новелле (Старосветские помещики) перед глазами встаёт совсем другая картина: радость от семейной жизни и боль от потери любимого человека. Именно это чувство боится испытать и герой «Майской ночи, или утопленницы», для которого немыслимо существование без возлюбленной.
В-третьих, несмотря на всю эмоциональность постановки, эпилог говорит о явной проблеме отсутствия чувств у современного человека. Та толпа людей с телефонами в руках, общающихся с невидимыми собеседниками, похожа на завороженных. Как те трое подростков, которые были погружены в гаджеты в самом начале постановки, они балансируют на эмоциональных качелях, словно герои «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Символичным в таком случае становится и белый занавес, и его театр теней, который выступает в роли мистического, виртуального мира, отрывающего человека от реальной жизни.