«Отель двух миров». О том, что не имеет цены. Или вселенные сердец…
О премьере в Драмтеатре
В Астраханской «Драме» состоялась премьера спектакля по пьесе Э.-Э. Шмитта «Отель двух миров». Это притча в одном действии, которая заставляет думать и искать собственные ответы на философию жизни…
Посмотрите на мир сверху: взберитесь на дерево или на крышу, а лучше удобно разместитесь в кресле зрителя — предлагает нам режиссер Виктория Короткова. Тогда на сцене вы увидите уменьшенные микродеревья в горшках, игрушечный поезд и земной шар. Нет, это еще не декорации — реквизит. Во внешнем минимализме сценического пространства, выстроенного четко по геометрии линий, мало что отвлекает от героев. В декорациях из стен и условных квадратов актеры кажутся просто «гулливерами», важными и значительными; а их герои нацеленными «внутрь» себя, и в то же время способными понять других.
Это необходимо, ведь в спектакле «Отель двух миров» персонажи находятся в коме. Их последний шанс выжить — услышать себя и окружающих. Здесь они выстраивают отношения, непринужденно общаясь. Вернется ли герой к жизни или умрет, зависит от переосмысления поступков, от его способности совершать добрые дела и любить. Исчезнуть из этого нереального мира каждый может в любой момент. Соединяет бытие и небытие необычный лифт, перевозящий героев в иные состояния.
Границы миров в сценографии обозначены светом, как переходы из одной реальности в другую. В оформлении сцены акцент сделан именно на свет. Софиты выставлены так, что герои оставляют несколько теней. Это линия возможностей не в одном продолжении их судеб.
Самую короткую, но одновременно яркую жизнь на сцене прожила уборщица Мари (Александра Костина). Её монолог трогательный и искренний. Чудесное в постановке начинается именно с нее. Словно фокусница, достает она детские вещи свои дочек из плаща Жюльена.
Жюльен (Александр Ишутин) — смелый и азартный. Одновременно с этим, он холодный и циничный, но по-мальчишески непосредственен в диалоге с Мари. Он же стеснительно прячет свою любовь, закрывая лицо в плащ в сцене признания.
Лора (Анастасия Краснощекова) принимает его чувства, и тоже включается в игру, завернувшись в плащ. Эта девушка смелая и напористая, что вполне естественно: ведь только в отеле она выходит из своего неподвижного состояния, а в ее душе столько движения. В средствах воплощения образов актерский дуэт раскрылся по-особенному.
Ценна в этом спектакле и внутренняя открытость каждого из актеров. В противовес тому, что персонажи часто утрируют свою значимость и чувства. Президент (Дмитрий Карыгин) — единственный, кто вступает в борьбу за возвращение в жизнь, но он же покорно принимает неизбежность.
Смириться с ней, как и «посмотреть сверху» — важные смыслы спектакля.
Самый мудрый постоялец отеля — Маг (Александр Ганнусенко), потерянный и обреченный, смирившейся с естественным ходом событий. При жизни у него тяжело болела дочь, что не мешало ему продолжать заниматься карьерой. Здесь, в Отеле, он меняется: отдает Лоре свое сердце… и умирает. В легкости принятия им решения столько драматизма и любви, что слезы невольно наворачиваются на глаза.
Сводят и разводят людей параллельные в вертикалях и в горизонталях линии света. Иногда освещение превращает сцену в фантастичный мир. Прожекторы, словно большие глаза инопланетного существа, а может быть… Бога, определенно наблюдающего за нами со стороны.
Иной, чьей-то посланницей, кажется и Доктор (Екатерина Спирина). С ее отстраненностью в эмоциях, со скупостью в жестах, почти с отсутствием тактильных контактов с другими. Она и говорит металлическим голосом. Это единственный персонаж, работающий с микрофоном, реверсирующим звучание и значение слов до технических смыслов.
Виктория Короткова приглашает зрителей режиссировать мир спектакля, взглянуть на ее героев с разных сторон, с нескольких точек. Вслед за автором — сверху. За художником постановки Натали Пангилинан — из параллелей стен, как основной траектории передвижений актеров в мизансценах. Она предлагает отнестись несерьезно, где-то даже с юмором, к страшным вещам: смерти и болезни. Итак, моделируем ситуации в игру, снижаем глобальность проблемы до игрушечных размеров…
«Жизнь кажется нам прекрасной, потому что она нам не по средствам», — утверждает автор.
«Жизнь — это борьба с собственной жалостью, — говорит нам режиссер спектакля».
Между жизнью и смертью, между внутренним выбором: «Да» или «Нет» — всегда найдется еще одна версия — ваша… Это то, что не купить за деньги, что бесценно.
Елена Мальчонок