Откровения вне сцены: Дмитрий Карыгин о 4-й стене
И о том, как покорить ее актеру
В разговоре с молодежью он много размышляет и даже философствует: «В какой-то момент мы все пытаемся переосмыслить, правильно ли мы сделали выбор, ту ли дорогу выбрали. Такие вопросы со временем каждый из вас будет задавать себе всё чаще и чаще.
Человек всегда недоволен тем, что он делает в той или иной степени. Как гласит русская пословица: там лучше, где нас нет… Но мы всё равно все стараемся сделать так, чтобы лучше стало там, где мы есть…». Об этих стараниях, которые и есть профессия актера – в интересной беседе.
Об актерских мечтах о столице
В сердце нашей Родины, по неофициальным данным, проживает около 150 тысяч дипломированных актёров, каждый из которых, вероятно, мечтает покорить столицу. А размениваться на дешёвую славу, которую легко заработать, снимаясь в третьесортных сериалах, просто недостойно. Такая работа выхолащивает профессию.
Об актерской свободе
Работа актёра – подневольная. Мы не выбираем спектакли, роли, которые нам дают, или партнёров. Но надо любить своё дело, а также быть убедительным, изменить себе, стать другими и не показать это. Нужно стараться получать удовольствие от любого дела: делать то, что ты любишь и полюбить то, что ты делаешь.
О критике и критиках
Если глобально, критиковать должны театральные критики. У нас в Астрахани, к сожалению, нет критики в том понимании, в каком она должна быть. В основном, критикуют зрители. Но критика бывает разная. Если вам сказали: «мне спектакль не понравился, фигня какая-то! Поставили ерунду и вообще плохо всё». И на этом всё закончилось. Это не критика, это просто частное мнение, осуждать за это человека нельзя. Одному нравится, другому нет. Вот если нет – и если он говорит, почему нет: что-то не понял или что-то не дошло, мысль какая-то не прозвучала до конца, ты волен согласиться: да, наверно, мы не дотянули, спектакль сегодня не получился или человек не дорос ещё до этого как критик. Похвала приятней, но та же похвала: классно, восторг! Это душу погрело, но классно-то отчего? Критика должна быть аргументированной, конструктивной, внятной.
О мобильный телефонах
Будучи сыном актёров, я проходил на все вечерние спектакли, куда детям до 12 лет вход был запрещён, что немало удивляло. В театре было объявление: «Дети до 12 лет на вечерние спектакли не допускаются». Я спросил маму, почему. Не помню, что именно она мне ответила, но со временем я догадался, что юный человек просто может не понять, о чём спектакль. Он будет производить лишний шум в зале, ему будет скучно. Сейчас скорее всего в таком случае у всех загорятся лица от экранов телефонов. Это печально, потому что мы волей-неволей отвлекаемся. Постоянно раздаются звонки. Это большая трагедия, никто не может с этим бороться. Константин Райкин рассказывал в интервью, что он у себя в Сатириконе лично произносил просьбу отключить телефон. Потом он решил, что нужно трижды это говорить, причём в последний раз умоляющим тоном: «Ну, пожалуйста, вы не забыли, ну пожалуйста!». А сейчас он понял, что это бесполезно. У человека должны быть культура и понимание, понимание, что он будет делать то, что просто мешает, не только окружающим, но и ему самому, что он отвлечётся. Если он это поймёт, то он сам выключит звук. Чтобы не помешать себе в первую очередь. Ведь по большому счёту всё, что мы делаем в жизни, мы делаем только для самих себя. Со временем все к этому приходят.
О зрителях
Есть такое понятие как «четвёртая стена». Понятно, что актёра окружают три стены, они реальные, а четвёртая – это зал. В театре есть приёмы общения с залом, мы не реагируем на зрителей, но это не значит, что мы их не чувствуем. Кстати, обычно даже на премьеру родных и близких не приглашают, надо приглашать на шестой-седьмой показ, когда спектакль живой, когда ты вжился в роль и во всём уверен, когда сомнений становится меньше.
О любимой роли
Главное творческое потрясение родом из детства – это спектакль «В списках не значился», который я увидел впервые в семь лет и забыть который не могу по сей день. Что же касается любимой роли, то лучшая роль – это та роль, которую тебе дали сегодня. Её нужно полюбить, даже если поначалу она кажется малозначимой и неинтересной.
Справка АК
Дмитрий Карыгин окончил ГИТИС.
Работал в театрах Сызрани, Костромы. Вошёл в труппу Астраханского драматического театра в 2001 году. Музыкален, обладает хорошими вокальными данными.
В сегодняшнем репертуаре Дмитрия: «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Как боги» Ю. Полякова, «Доктор философии» Б. Нушича, «Последняя жертв» А. Островского, «Очень простая история» М. Ладо, «Ревизор» Н. Гоголя и другие.