Откровения вне сцены: Екатерина Спирина
Актриса Драмтеатра, о важном
Екатерина Спирина – актриса Драматического театра, примерила на себя много ярких образов на астраханской сцене. При этом, по собственному признанию, волнуется перед каждым спектаклем. Ей важно чувствовать зал и каждого зрителя, важно, чтобы у них сложился диалог.
О «не всегда аншлагах» и комедийных предпочтениях публики
Существует расхожее мнение, что в театр люди ходят, чтобы отдохнуть, отвлечься от своих проблем и забот, попросту развлечься. Потому и выбирают чаще спектакли, на которых думать не надо, не надо напрягать душевные силы, чтобы попытаться найти какой-то отзвук, эмоционально подключиться. Они идут на комедии, где можно просто воспринимать то, что ты видишь… Но хочу заметить, в Астрахани есть большой слой людей, которые не только за этим ходят в театр. Хотелось бы, чтобы этих людей было больше. Есть люди, которым хочется что-то другого от театра: что-то понять для себя, войти в диалог с актёром. И нам очень хочется существовать в диалоге со зрителем, чтобы был отклик. Чтобы не было: «ну, мы пришли, а вы нас развлекайте».
О противостоянии кино-театр
Кино – это раз и навсегда запечатлённая работа, которая никак не меняется. А театр – это живой организм, он творится здесь и сейчас. Публика становится участником энергообмена, почувствовать который можно только в зрительном зале, но никак не у экрана.
Режиссёры часто сравнивают свои спектакли с детьми: репетиция – это вынашивание ребёнка, которого он рождает вместе с актёрами, премьера состоялась – ребёнка надо отпустить, оторвать от себя, чтобы он продолжал жить своей жизнью.
В театре если ты дал себе возможность расслабиться — ты упустил зрителя, который пришёл на тебя смотреть, и возможно он в следующий раз не придёт ни на тебя, ни на что-то другое, и это настоящее актёрское преступление. Театр гораздо сложнее, и работа в нём ответственнее. У нас нет права на дубль.
О волнении перед спектаклем
Волнение — такая вещь, оно может помочь, а может помешать. Если это волнение хорошее, оно проходит, как только ты выходишь на сцену. Сказал первые слова и всё. Мы естественно волнуемся, особенно перед премьерными спектаклями, когда всё ещё не устаканилось, когда спектакль не «сел» — я это так называю. Есть сомнения, услышит ли, поймёт ли тебя зритель. С этим можно справиться. Другое дело, что есть волнение до дрожи в ногах, до заплетающегося языка. Это, конечно, ни к чему, оно мешает. Если боишься забыть слова, нужно рассчитывать на то, что тебе поможет партнёр или помощник режиссёра, который исполняет функцию суфлёра.
Об отношениях со зрителями и «чувстве зала»
Публика бывает разная. Бывает, люди пришли по зову сердца, а бывает, что их «пригнали», с молодёжью случается такое очень часто. Поэтому они шумят, комментируют, или зритель такой непосредственный, что всё происходящее на сцене он воспринимает очень живо и ему обязательно нужно поделиться с соседом, как он к этому относится. Наша задача: его, как у нас говорится, «взять» и повести. Но это очень сложно – захватить тем, что мы делаем. Есть такое понятие, как дыхание зала. Когда ты чувствуешь, что зал дышит с тобой в унисон, это очень трудно объяснить словами, это можно почувствовать, это энергия, когда идёт такая хорошая волна. По большому счёту актёры не смотрят в зал. Мы не можем посмотреть: «Ой, он сидит с недовольным лицом, значит, я что-то не то здесь делаю». Хотя, наверное, такое бывает.
Справка АК
Екатерина Спирина окончила театральное отделение Саратовской консерватории. Работала в Костромском драматическом театре.
С 2001г. – артистка Астраханского драматического театра.
Ее амплуа — лирическая героиня, но ее отличает стремление к характерности.
В сегодняшнем репертуаре Екатерины: «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Как боги» Ю. Полякова, «Стакан воды» Э. Скриба, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского,
«Последняя жертва» А. Островского и многие другие постановки.