Сергей Безруков: откровения на мастер-классе
Необычный урок в Астраханском ТЮЗе
О «четвертой стене», нецензурной лексике, силе русского языка, актерском мастерстве и, конечно, о Есенине – мы узнали прямиком из первых уст Сергея Безрукова. Находясь в Астрахани с Большими гастролями, он нашел время для общения с астраханскими коллегами и не только. Команда AstraKult также находилась в зрительном зале и жадно внимала каждому слову артиста. Спешим поделиться ими с нашим читателем.
В ход пошли стихи
А началось все с того, что художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков провёл в Астраханском ТЮЗе мастер-класс для молодых актёров на тему «Художественное слово». Нестандартная форма поэтического урока и столичная звезда в главной роли (с его-то харизмой и безусловным опытом) превратили мероприятие в яркое действо. И вроде бы делиться творческим опытом планировалось с молодыми актерами нашего города, но уже спустя несколько минут на сцену стали выходить и присутствующие журналисты, и смелые студенты, и поэты, и даже ученица начальных классов – с пышным белым бантом на голове.
Сергей Безруков в качестве ведущего мастер-класса, что называется, играл на сцене – лицом, голосом, жестами… Море шуток и живое общение сблизили зрительный зал со звездой высоко ранга. Заслушав выступающего со стихотворением, он не только оценивал чтеца, но и давал советы, да еще и сам брался читать произведение – в качестве образца.
Особое внимание Сергей Безруков уделил рукам. Активную жестикуляцию он назвал оперными руками и посоветовал актерам быть скупее на движения. При этом стоять солдатиком – не лучший вариант, поэтому столичный худрук предложил несколько позиций и движений, приемлемых для сопровождения художественным словом.
А вот вышедшей после на сцену солистке Астраханского театра оперы и балета пришлось те самые руки сдерживать – ведь это самая «фишка» в исполнении оперы. Зал не позволил уйти ей со сцены, пока она не исполнила своим звенящим голосом отрывок из оперного произведения.
Елена Цветницкая, новая актриса ТЮЗа, выступила со стихотворением Велимира Хлебникова. «Мне приятно услышать, что вы его помните», — отметил Сергей Безруков.
Вопросы из зала
О том, нужна ли «Четвертая стена» актерам, Сергей Безруков рассудил так:
«С одной стороны, актер должен жить на сцене и не обращать внимания на зрителя. Но не слышать зрительный зал тоже опасно: во-первых, ты можешь говорить гораздо тише, потому что «Четвертая стена», в конечном итоге, сделает твой голос таким, как в жизни. Ведь мы говорим очень по-бытовому и тихо, а в театре есть своя специфика и, как ни крути, тебя должны слышать там, в зале. Надо играть комедию: ты ждешь реакции, а ее нет. Но в зале люди улыбаются, а ты этого не видишь, начинается внутренняя паника: я что-то делаю не так, все пропало! И ты сам себя убиваешь на сцене, спектакль становится отвратительным, потому что начинаешь жать: Смейтесь уже, смейтесь!».
Вывод: играть нужно здесь и сейчас, не обращая внимания на зал, но при этом понимая ситуацию. То есть актер слышит зрителя, но в тоже время занимается партнером и тем, что происходит на сцене.
Актера может отвлечь и другое обстоятельство – телефон. Об этом народный артист не мог не вспомнить.
«Иногда бывает звонит телефон — это бич нашего времени! Много раз приходилось реагировать на телефон. Это сложно, особенно, когда играешь 19 век. Но не думать об этом, сделать паузу, выждать… Зритель и так недоволен, он уже готов убить не выключившего телефон гостя спектакля. Я играл монолог, очень чувственный монолог: Амадей Моцарт рассказывает, как нужно слышать музыку. И в конце монолога… звонит телефон! Но зазвонила Сороковая симфония! И я сказал: «Вот!».
Это пример того, как можно обыграть ситуацию, взять ее на себя, чтобы не испортить монолог. Чтобы это сделать, нужна стремительность реакции, эмоциональная подвижность. По мнению Сергея Безрукова, помочь научиться этому мастерству может актерский батл, где все построено на импровизации и быстроте реакции.
О нецензурной лексике
Здесь Безруков выразился однозначно: разговаривать матом, что стало модным сегодня, неправильно – это портит русский язык. Если сравнивать русский мат с американским, то существует огромная разница между ними: американская брань не имеет столь разрушительный силы, которой обладает русская. Использовать сегодня такие слова в искусстве столичный худрук считает неоправданным и едва ли не опасным. В то же время, вспоминая Есенина, в поэзии которого встречались подобные слова, применение их все-таки оправданно, имеет смысл и даже литературное обоснование. А вот воспитывать в детях понимание о мате должна семья, которая служит примером и авторитетом для ребенка в первую очередь.
Продолжалась встреча с Сергеем Безруковым ни много ни мало 3 часа, но пролетели они на одном дыхании. Вперемежку с актерами выходили поэты со своими собственными произведениями, набрались храбрости и представители астраханской прессы – все получили свою минутку славы и ценные советы. Побывать на одной сцене с известным и всеми любимым российским актером – это останется в памяти надолго…