Шамситдин Мирзоев: “Музыка родилась вместе со мной”
О пении души, которое исцеляет
О нем можно смело сказать — «Король духовых инструментов». Астраханский музыкант одинаково блестяще играет на кларнете, саксофоне и невероятном дудуке. Мы не раз убеждались в этом, будучи на концертах в Филармонии или Римско-католическом храме. Как вы уже догадались, наш сегодняшний собеседник — Шамситдин Мирзоев. О занятиях музыкой, особой мотивации и тонкостях профессии музыканта читайте прямо сейчас.
— С чего всё началось? Как вы пришли к музыке? Или она всегда была с вами?
— Мое детство прошло в Дербентском районе республики Дагестан. И, скорее всего, я родился вместе с музыкой. Мне всегда хотелось петь и танцевать. Однажды, когда я узнал, что проводится набор на класс барабана, сразу же отправился в музыкальную школу. Мест не осталось, и мне предложили выбрать класс по кларнету.
Кларнет — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью.
Тогда я понял, что сделал правильный выбор. Этот музыкальный инструмент сразу же меня покорил. Когда мне бабушка подарила кларнет, я с ним не расставался уже ни на минуту. Если в огороде помогал или были другие домашние дела, то кларнет всегда оставался со мной. Повсюду ходил со своим музыкальным инструментом.
Так получилось, что после полугода погружения в музыкальный мир я временно остался без своего учителя — он заболел. И почти три с половиной года пришлось заниматься самостоятельно. По возвращении преподаватель отметил, что я уже многому научился сам.
В 17 лет я поступил в музыкальное училище на кларнетиста. Там же, на четвертом курсе, познакомился и с другим инструментом — саксофоном.
Саксофон — тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых музыкальных инструментов.
После училища я отправился поступать в Астраханскую консерваторию. Но не получив благословения бабушки, снова вернулся домой. Бабушка занимала в моей жизни особую роль, и продолжает занимать. Поэтому мне важно было получить ее одобрение. Через год я снова приехал в Астрахань и уже поступил. В консерватории мои взгляды на музыку очень поменялись. У меня появился ориентир. Кстати, именно в это время мой преподаватель дал мне послушать на кассете звучание дудука. Я сразу же влюбился в эту музыку. Размышлял, где его можно приобрести, ведь тогда интернет-магазины были не так развиты. Спустя время мой дудук нашелся.
Дудук — музыкальный духовой язычковой инструмент с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова.
— Получается, игре на дудуке вы тоже учились самостоятельно?
— Да. Изучал, смотрел, как играют армяне, запоминал и пробовал. Спустя время многие уроки появились и в свободном доступе. Дудук в основном считается армянским музыкальным инструментом, так как он является неотъемлемой частью их культурной жизни. На протяжении многих веков дудук звучал на различных торжествах, свадьбах армянского народа. У них есть своя школы игры на дудуке. И мне очень нравится их стиль. Но скажу, что у каждого народа есть свое тембральное звучание, специфика и даже характер инструмента.
Шамситдин Мирзоев занял первое место на международном музыкальном фестивале игры на армянском народном инструменте дудук, проходившем в рамках Всеармянского фестиваля «Моя Армения» .
— Теоретически, вы сможете играть еще на других инструментах?
— Да, на гобое и на флейте могу поиграть, как любитель. С концертом выйти уже не получится (улыбается). Если у меня будет больше времени узнать инструмент, то можно научиться играть на нем профессионально.
— Сегодня вы ведущий солист Астраханской филармонии. А как все начиналось?
— В 2010 году меня пригласила в филармонию Тарасова Наталья Кимовна — народная артистка России. Она поверила в меня, и многое изменилось в моей жизни. Сейчас понимаю, что это одно из лучших моих решений. В конце первого музыкального сезона я понял, что счастлив. После чего я поехал во Францию, чтобы купить себе саксофон. Париж — это родина самых крутых саксофонов и кларнетов.
Солист — это тот человек, который выступает с ансамблями и оркестрами. Я умею играть на трех инструментах, и это помогает мне выступать в различных программах филармонии. Уже 11 сезонов (11 лет) я являюсь частью большой музыкальной семьи. Гастролировал по Астраханской области, городам России, странам Ближнего и Дальнего Зарубежья, выступал и в Норвегии. В планах посетить Рим.
Кстати, в Норвегии зрители думали, что я играл на дудуке их скандинавские мелодии. Считаю, что в дудуке заложена душа гор и моря.
— Как вы себя чувствуете перед очередным выступлением? Волнуетесь?
— Готовлюсь с большим предвкушением и ответственностью. Волнуюсь, как зритель меня встретит и как отреагирует. Перед выходом всегда молюсь. И здесь дело не в том, что я боюсь ошибиться. А в том, что мне важно, чтобы слушатель проникся и ушел с особенными чувствами на душе. Мне хочется достучаться до каждого. И это, конечно, меня сильно мотивирует и как музыканта, и как человека.
— Какие концерты из вашей богатой музыкальной биографии вам особенно запомнились?
— В первую очередь в памяти всплывает один из моих концертов. Был практически полный зал, и люди не хотели меня отпускать. Я видел их глаза и чувствовал аплодисменты. Они аплодировали стоя. Я отыграл около 1,5 часов, но меня звали снова и снова — 4 раза возвращался. До сих пор мурашки от этих воспоминаний.
Еще один случай произошел в Баку, куда мы отправились на гастроли. Очень впечатлил их концертный зал филармонии имени Муслима Магомаева с прекрасной акустикой. Честно скажу, я сильно переживал, как меня воспримет бакинский зритель. Но все сложилось наилучшим образом. Они тоже мне аплодировали стоя. Особенно их покорил дудук. Я играл на нем «Ave Maria» Ф. Шуберта с оркестром. Понимаю, что это выглядело удивительно и непривычно. Ведь эта композиция классическая. После концерта я услышал много приятных слов.
— Что есть музыка для вас?
— Музыка — это крик души. Точнее, ее пение. Если моя душа хочет петь, она поет через инструмент. Приведу сравнение: музыка, она как стакан воды для только проснувшегося человека. Если я не играю несколько дней, то нахожусь в таком состоянии, когда хочется закрыться от мира. И кажется, будто проживаю свои дни в пустом безделье. Мне важно играть не только на выступлениях, но и для себя. Я в буквальном смысле общаюсь с каждым своим инструментом.
— Что для вас важно помимо музыки в жизни?
— Это общение с Богом. В каждом своем проявлении я Его чувствую. Связь с Богом — это мой главный источник силы. Мое успокоение.
Еще спорт. Физическое укрепление организма также важно для музыканта. Иной раз на концертах мне приходиться стоять больше часа. И здесь без выдержки не обойтись. Спорт в этом мне помогает.
И друзья. У меня их много по всему миру. Люди. Я их очень люблю. Мои люди, которые выбирают мое творчество — это те, кто прониклись моей энергетикой. Они жаждут наполнить себя особенной музыкой. Ведь моя музыка умеет успокаивать.
— И традиционный вопрос: что вы пожелаете начинающим музыкантам?
— Искренне заниматься музыкой. И не ждать больших денег в этой сфере. Ведь путь музыканта — это призвание. Поэтому необходимо по-настоящему любить свое дело. Без этого ничего не получится. Я знаю много музыкантов. Они классно владеют инструментом, но не всегда их звучание цепляет. Сердце должно быть открытым миру и людям. Все, что мы отдаем, то и получаем. И конечно, важна и энергетика человека. Что он хочет своей музыкой показать?
Шамситдин Мирзоев также является солистом проекта Благотворительного фонда «Возрождение Астраханского органа». На своих выступлениях он использует весь арсенал инструментов, которыми вносит большое разнообразие в концерты, выступая в дуэте с «королем инструментов». А еще Шамситдин — активный участник концертов, проводимых Астраханской региональной благотворительной общественной организацией «Поможем детям», целью которой является помощь и поддержка детей с диагнозом детский церебральный паралич.