Стажировка продолжается: держим путь в Государственный литературный музей
Рассказывает Ольга Кузовлева
На протяжении последних лет сродни голливудской мечте для музейных сотрудников является победа в программе Благотворительного фонда В. Потанина. «Музейный десант» добавляет в свои ряды действительно интересных и достойных. И оттого вдвойне приятно, что уже не в первый раз обладателем заветного гранта становится Дом-музей Велимира Хлебникова из Астрахани. На этот раз победа означала стажировку заведующей музеем Ольги Кузовлевой по главным музеям страны. Такова она, прекрасная цена победы в номинации «Индивидуальные поездки по России на обучающие музейные семинары или стажировки». Ей и передаем слово…
Такой большой, неохватный, для меня – неизвестный.
Так уж произошло, что со школьной скамьи в моём сознании сложился литературный Петербург. Здесь, конечно, и Пушкин с «Медным всадником», и Достоевский с его жёлтыми домами (будто кричащими – покрасьте меня, покрасьте), и Некрасов с Сенной, и серебряный век – Ахматова, Блок, потом – Гуро и Матюшин. А потому в сознании отложились и возымели особую ценность мемориальные места, связанные с этими людьми. И среди них любимые – Фонтанный дом – музей Ахматовой, музей-квартира Достоевского – всё выстроилось для меня в некую систему и, наверное, во многом повлияло на мировоззрение, может, даже подспудно – на выбор профессии. В литературном Петербурге есть любимые места, куда тянет.
С Москвой по-другому. Так получилось, что через ГМИИ и Третьяковку она более сложилась в сознании как художественная (конечно, всё на субъективном уровне и в частном случае). И ещё – событийная. Т.к. доводилось бывать здесь на Хлебниковских чтениях, фестивалях современной поэзии. А вот литературно-музейной Москвы не сложилось. (Хотя в разные годы было посещение музея В. Маяковского, М. Булгакова, М. Цветаевой, оставивших отпечаток со студенческой скамьи). За тем и приехала – для себя обозначить и понять бескрайние дали суетной и суетливой Москвы.
Главной загадкой оставалоьс: Государственный литературный музей, как это – литературный, да ещё таких необъятных масштабов? И вот. 11 отделов: Дом И.С. Остроухова в Трубниках, Дом-музей М.Ю. Лермонтова, Дом-музей А.И. Герцена, Музей-квартира Ф.М. Достоевского, Дом-музей А.П. Чехова, Музей Серебряного века, Музей-квартира А.Н. Толстого и загородные – Дом-музей Б.Л. Пастернака, Дом-музей К.И. Чуковского, Дом-музей М.М. Пришвина. Я была в шести, и это было настоящее и иногда многодневное погружение.
Первая встреча – музей Чехова. Важным моментом в посещении музея Чехова явился анализ экспозиции с комментарием концептуальных и оформительских ошибок, а также – рассказ о перспективах реэкпозиции. Музей делится на две части: литературную и мемориальную. В мемориальной – большое количество удивительных предметов, со своей историей. Непременным преимуществом музея является наличие зала со сценой. А разве может быть иначе в доме А.П. Чехова? И здесь действительно происходят события, постановки, спектакли.
Из проектов этого музея более всего хотелось бы выделить следующее: занятия, включающие в себя, помимо собственно экскурсии, медленное чтение (этот приём вообще часто используется в литмузеях, идея вроде бы на поверхности лежит – и насколько же это правильно) и лингво-стилистический анализ текста (в том числе для средней школы), занятия с элементами интерактивности «Малая пресса», занятия «Что такое музей», выставка «Врут все» и конкурс рукописных сочинений. О последнем: непременное условие участия в конкурсе – именно рукописность текста.