Театральные ART&Факты, или закулисные путешествия по «Драме»
Наш фоторепортаж из гущи событий
Галерка. Немецкие часы и колокол. Венские стулья. Костюмы из прошлого… Каких только ART&Фактов не встретишь в этом старинном здании на Советской под названием «Астраханский драматический театр». Сегодня нам предстоит раскрыть сразу несколько тайн, скрытых от партера со зрителями. Ну а нашими гидами по тропинкам закулисного мира стали актриса драмтеатра Екатерина Спирина и завлит Анна Абдрахманова.
В качестве многообещающего начала перед нами открывается старинная тяжелая дверь, и мы решительно шагаем в темноту…
На сцену!
Святая святых. Место, где один человек перевоплощается во множество других персонажей. Где роли проживаются как собственная жизнь, соединяясь с эффектными образами декораций, костюмов и бутафории.
Именно здесь, прямо под софитами, театр приобретает свой неповторимый вид – большой зрительный зал с партером и балконами, ряды из красного бархата и высокий потолок с весьма эффектной люстрой. Вот здесь и происходит настоящее волшебство – пьеса обретает звучание, образность, действие, выполняя режиссерский замысел.
Ну а чуть в стороне от видимой части сцены находится небольшое помещение под названием «карман», там хранятся декорации для идущих постановок. Повсюду уложенные друг на друга столы, этажерки, диваны и кресла.
Бросается в глаза плетеная мебель из «Хозяйки гостиницы» и необыкновенной красоты венские стулья 19 века. Здесь это самый старинный артефакт — как элемент бутафории. Стулья уже поработали в огромном множестве спектаклей — в основном, по русской и зарубежной классике, продолжая быть их частью и сегодня. Например, в новой постановке «Пятая печать».
На один из старинных стульев присели и мы с Екатериной Спириной.
«Каково иметь дело с многовековой мебелью?». На этот вопрос актриса отвечает не раздумывая:
— Старая вещь пропитана поколениями и энергетикой людей, которые прикасались к ней. Делались тогда вещи на века…
Наверное, поэтому стул так хорошо сохранился, разве что его периодически реставрируют в театре, помогая ему не терять свой шарм.
Помните, как эффектно смотрелся спектакль «Любить», где главная декорация и актеры вращались вместе с частью сцены? Это придавало особую символичность постановке, показывая смену настроения и событий.
Так вот, механизм сценического круга раньше был ручным. Сегодня он электрический – что тут скажешь, современные технологии.
Здание театра строилось в уже далеком позапрошлом веке, и во время строительства под зрительный зал вкапывалось несколько слоев пустых стеклянных бутылок– такая хитрость для создания акустики.
Тайная комната
В роли тайной комнаты театра по праву выступает художественно-бутафорский цех. Еще стоя перед дверью, мы уже начали фантазировать, что же найдем там, внутри… Именно здесь художники создают декорации и другие элементы для спектакля.
Сразу же обращаем внимание на коробку, хранящуюся на шкафу, оттуда выглядывают фрагменты уже знакомых нам многолетних афиш. Именно здесь их реставрируют мастера на протяжении последней пары лет — немало времени и труда уходит на восстановление старинной, хрупкой вещи. Возможно, скоро мы увидим эти черно-белые плакаты с приглашением на постановки того, прошлого драмтеатра — в новой экспозиции. Если хотите подробности этого процесса, то вот они. В работу идут два материала: клей и марля, оживляя старую бумагу. «Ловкость рук и ничего более», — сказали бы художники.
Прямо сейчас кипят творческие процессы — готовятся декорации для новогоднего спектакля. Перед нами белая арка из старой постановки «Семь волшебных желаний», ей дан новый шанс «выйти» на сцену и создать новогоднее настроение. И тут наши экскурсоводы вместе с художниками погружаются в воспоминания о другой арке, что играла в спектакле «Ревизор». Тогда придумал такую декорацию Андрей Климов, известный художник, сейчас он работает в Большом театре. Любопытный момент: образ этой арки художник подсмотрел на улице Кирова, напротив Главпочтамта. Тогда, на сцене эта астраханская арка со львами создавала связь нашего города с произведением — служила символом того, что ситуация из «Ревизора» могла случиться в любом городе.
Самые сложные декорации, которые довелось делать за годы работы этим художникам – животные для спектакля «Эзоп». Они были в натуральную величину и обладали скрытыми механизмами, приводящими их в движение! Слон вертел головой и шевелил своими большими ушами, павлин открывал клюв и поднимал крылья, созданные из перьев и меха. Сами мастера со смехом и не без ностальгии вспоминают, что всю сцену тогда заполонили эти животные с их натуральными размерами. Тогда их десятка два мастерили месяцы напролет.
На стенах здесь висят картины, и одна из них привлекла наше внимание особым образом – картина в черной раме с эскизом к спектаклю «Поминальная молитва», по этому рисунку создавались декорации для постановки: домики, церковь, телега и др.
Необычный художник
Вы видели когда-нибудь, как художник театра делает эскиз? Вы многое потеряли! А нам посчастливилось стать свидетелями завораживающего действа — зарождения «фор-эскиза». Художник по костюмам Наталья Дьякова легкими и быстрыми движениями руки наносила на лист бумаги воздушные петли и линии, соединяя их между собой в фигуру дамы. И вот, на ней уже пышное платье, длинные перчатки, перстень, серьги и шелковая косынка. А пока рисунок дополняется новыми штрихами, художник параллельно ведет с нами беседу:
Фор-эскиз – это идея, которая нарисована одним движением карандаша. Концептуальное решение костюма. Художник рассуждает о том, в какие годы происходят события пьесы, и рисует образ персонажа: какой он, какие страсти его обуревают, как это может быть отражено в костюме? К примеру, как может быть выражен образ нервической особы? У нее может быть сигарета в руке, крупные украшения… Если она сексуальна, то у платья имеются разрезы. Все эти нюансы учитываются, как и цветовая гамма, потому что весь видеоряд строится на определенных законах цветового решения. Иными словами, Фор-эскиз — это размышления, зафиксированные графическим образом. Нужно попасть в канву размышлений режиссера, то есть работать над спектаклем с ним в унисон. Но у художника по костюмам еще ведется работа с актерами. Опытный художник может учесть желания и актрисы, и режиссера, и свое видение. Как только режиссер, а после и техсовет (на нем собираются специалисты со всех цехов) утвердили эскизы, поняли свои задачи, закупаются материалы, начинается работа в цехах…
Мастерская Феи Крестной
Пришло время костюмерной магии – мы оказываемся в мастерской, где создаются пышные платья и элегантные костюмы для актеров — вернее, для их персонажей. Главные герои здесь — иголки, нитки, ножницы, швейные машины и, конечно же, мастера, претворяющие в жизнь задумку художника по костюмам.
В пошивочном цехе развешены эскизы костюмов к недавно состоявшейся премьере «Волки и овцы». В нарядах четкое разделение на две половины: одна шьется из мешковины, вторая – из шелка. Это две противоположности, существующие в героях пьесы, которые художник выразил и в костюме.
Сразу озвучиваем терзающий нас вопрос: какой костюм был самый сложный в исполнении за последние годы? Конечно же, их оказалось несколько. Нам в первую очередь назвали костюмы для спектакля «Безумная из Шайо», где на каждый наряд для героинь Виолетты Власенко, Натальи Антоненко и Елены Булычевской ушло по 10 метров ткани! Однозначно, все эти пышные шелка, грубые мешковины и тяжелые подъюбники было крайне непросто тягать под швейную машинку. Зато какой вышел спектакль!
Готовые образы для персонажей отправляются на вешалках в комнату, где в них облачатся актеры — здесь случается начало перевоплощения…
Костюмерная
Это помещение в два этажа вмещает несметное количество нарядов. Ряды напольных вешалок «облачены» в великое множество сценических костюмов всех цветов и размеров. Костюмер Юлия предлагает нам подержать один из них в руках. Веселая шутка получилась – платье-то весит несколько килограммов! И вот такое «платьице» ложится на хрупкие плечи актрисы, – посочувствовалось нам. К слову, это платье принадлежит Евлампии Купавиной — героине Виолетты Власенко в спектакле «Волки и овцы».
А вот нашему гиду с костюмом в этой постановке повезло куда больше – он легкий, как перышко, на кринолине. Актриса добавляет:
Когда надеваешь соответствующее платье, корсет, шляпу, ощущаешь себя иначе, походка и осанка меняются. Костюм должен помогать в создании образа и не мешать актрисе исполнять роль.
При виде такого количества костюмов вопрос напросился сам собой: Как ухаживать и сохранять все это великолепие в первозданном виде?
Шляпы сбрызгиваем антистатиком, чистим щеткой. Костюмы раз в месяц выносим на улицу, там встряхиваем и чистим специальной щеткой.
Как мы уже сказали, помещение это растянулось на два этажа – на первом хранятся костюмы из действующих спектаклей, ну а половину второго этажа занимают костюмы из уже снятых с репертуара постановок. Свободно ориентируется здесь, пожалуй, только костюмер — она словно владычица этого мира, с быстротой и легкостью идет в нужный ряд за нужным платьем и уже по пути рассказывает, когда и кто из актеров его носил.
Необыкновенные чувства вызывают старинные костюмы из ушедших постановок – они уже заслужили право называться настоящим театральным артефактом и быть частью музея! Их носили актеры десятки лет назад – это ли не история! Пред нами предстает шикарный образ из шедшего на драматической сцене лет 8 назад спектакля «Ромео и Джульетты»: накидка из атласа, парчи, портьерной ткани. Загляденье! И при этом немыслимая увесистость – килограмм так …надцать! Костюмер спешит с пояснениями, что вся эта добавляющая вес отделка используется специально для того, чтобы костюм смотрелся красиво и богато.
Наше восхищение сменяется неистовым восторгом (без преувеличения, такого мы еще не видели!) при взгляде на прекрасное платье из постановки «Лев зимой». Это расшитый бусинами и сверкающим бисером бархатный наряд с золотой тесьмой. Его создал художник Андрей Климов, а спектакль этот могли видеть астраханцы более 10 лет назад.
Головные уборы тоже хранятся в костюмерной, а создают их в гримерно-постижерном цехе. Здесь мы видим две короны с известного спектакля «Князь Владимир», которые носили с пышными прическами и вуалью актрисы Виолетта Власенко и Екатерина Спирина. Почувствую себя героиней…
Самый старинный костюм в Драмтеатре – накидка, которая не один десяток лет работает в спектаклях — и хотя годы потихоньку берут свое, ее методично приводят в должный вид, чтобы она продолжала быть частью активной театральной жизни. Сегодня она фигурирует в «Беде от нежного сердца», мы можем увидеть ее висящей на манекене, как часть декорации.
На высоте!
Наша экскурсия была бы неполной без самого таинственном места драмтеатра – чердака. Кстати, на крыше здания были установлены часы с колоколами, которые работают до сих пор!
Путь туда не был лишен курьезных моментов. Но для начала стоит отметить, что ведет на эту высоту кованная металлическая лестница — исторический раритет.
Ее заказывали специально для театра в Саратове в 1879 году. По сей день на каждой ступеньке можно увидеть штамп с фамилией заказчика и городом, изготовившим лестницу. От фотографа этот факт просто не мог ускользнуть.
Ну а на самом верхнем этаже открывается старая, деревянная и необычно маленькая дверь, впуская нас в темное и холодное помещение. Единственный источник света – маленькое окошко под самой крышей. В киноленте о таинственном доме это место смотрелось бы просто потрясающе! Для пущего эффекта воздух наполнен загадочными звуками: сюда часто залетают голуби.
Но что касается звуков, то самое важное еще впереди – сокровище драмтеатра. Можно сказать, сердце самого здания.
Старинные часы. Массивный механизм с шестеренками прикреплен к полу, от него в обе стороны идут тросы, удерживающие огромные гири. Эти часы были собраны Иоганном Фридрихом Вейлом в 1881 году. Немецкий часовщик основал крупную компанию Bockenem 20 октября 1836 года. Он разработал часы, которые нужно было заводить только раз в неделю. За тем окном, под крышей, установлен циферблат и колокол. Наши часы отбивают каждые 15 минут, и в летнее время их слышно во всей округе.
Из этого удивительного места мы попали на галерку. Анна Абдрахманова рассказывает, что в советское время на галерку продавались билеты стоимостью 20 копеек. Сейчас во время спектакля здесь нельзя находиться по технике безопасности. Ну а нам выпал редкий шанс увидеть сцену и зрительный зал с такой высоты, где можно чуть ближе рассмотреть все волшебные огоньки, исходящие от свисающей с потолка эклектичной люстры.
На этой высокой ноте наша экскурсия завершилась. Не знаем, как вы, а мы в полном восторге! До встречи на страницах нашего сайта.
Наталья Соболева
И напоследок, 21 факт о Драмтеатре: