В театральном подвале с булгаковским запахом
Рецензия на спектакль «Морфий»
Не так давно Астраханский драматический театр показал зрителям булгаковский «Морфий». Спектакль проходит в театральном подвале «Имаджинариум», что позволяет ощутить тот самый «максимальный эффект присутствия».
Михаил Афанасьевич Булгаков – один из ярчайших представителей русской литературы ХХ века. Множество постановок по его произведениям идут в России и за рубежом. Вот и наш драмтеатр решил не отставать и в двух актах воплотил на сцене цикл рассказов «Записки юного врача» и рассказ «Морфий».
Роль молодого доктора Бомгарда делят Николай Смирнов и Виктор Амосов.
Если Виктор действительно похож на того, кто, согласно «Запискам…», по приезде в деревню сталкивается с откровенными насмешками из-за слишком юного вида, то Николай со своей достаточно зрелой внешностью, казалось бы, не особо вписывается в роль. Впрочем, эту несостыковку вскоре перестаешь замечать, поскольку играет артист, безусловно, убедительно.
Приятным удивлением стал Демьян Лукич в исполнении актера театра Олега Комарова. Настроение его персонажа, веселость и та самая пресловутая «русская душа» передаются в зал, заставляя улыбаться от его шуток и неподдельной искренности в разговорах с другими героями.
Особый уют создает сцена дня рождения Бомгарда. Истории от персонажа Лидии Елисеевой – медсестры с забытого богом участка – переносят на теплую кухню с ночными разговорами обо всем на свете. Чувствуешь себя даже не зрителем, а непосредственным гостем на празднике в доме врача.
Первый акт заканчивается, и начинается трагическая история доктора Полякова. В данном случае точно не задашь вопрос «А не зря ли Максим Симаков пошел в актеры?», ведь персонаж воплощен артистом просто блестяще. Муки от потери любимой, новое чувство, вспыхнувшее к Анне (Екатерина Спирина), отрицание зависимости, жалость к самому себе и тщетные попытки что-то изменить – всё это будто и не было сыграно, настолько настоящим и правдивым казалось.
Еще на пресс-конференции Алексеею Матвееву, режиссеру постановки, был задан вопрос о том, как будет показано непосредственное введение доз морфия. Ответ был прост: метафорично. Показать что-либо в переносном смысле без пошлости и штампованности достаточно тяжело, но Алексею Павловичу это удалось. Решение оставлять шприцы в ширме было не только свежим и оригинальным, но даже красивым. Можно было бы увидеть количество использованных игл, осознать всю серьезность пристрастия. Но увы, этот ход был не очень продуманным: шприцы в итоге попросту падали на пол.
Еще одну ложку дегтя в большую бочку меда, какой является постановка, добавляют статистические данные о наркомании в наши дни, выведенные на проектор в финале. К чему это? Неужели люди не знают о проблемах наркозависимых среди молодежи и взрослого поколения? Невольно возникает вопрос: что мы сейчас посетили – спектакль или профилактическую лекцию?
Но в целом «Морфий» – достойная постановка с сильной актерской и режиссерской работой. В анонсах данного спектакля часто можно увидеть словосочетание «эффект присутствия». Запах мыла при мытье волос, запах медицинского спирта, запах дыма от погасшей свечи – всё это погружает нас туда, в российскую глубинку, в сельские приемные отделения начала двадцатого столетия. Найдите свой запах Булгакова, просто купив билет на «Морфий» в драматическом театре.