Уже история. Несколько неПривычных явлений старой Астрахани
Извозчики, трамваи и раритетные фото
Время не просто не стоит на месте, а стремительно движется вперед. Вместе с ним сменяются эпохи, привычные уклады становятся непривычными, а мы сегодня можем только удивляться, как жили астраханцы каких-то 1,5 века назад. Хотя кое-что из тех новшеств многие из нас все же застали. Порой даже накатывает чувство ностальгии — оттого что прошлого уже не вернуть, но почитать про это и вновь насладиться старой Астраханью — легко!
Легковые извозчики

«Астрахань. Былое». Художник: Тимофей Азовсков
Этот вид транспорта имеет богатую историю. В нашем низовом крае коней разводили, ценили и гордились ими. Представьте только: количество карет и колясок в Астрахани XIX века приезжие считали даже большим, чем в иных европейских городах, отмечая богатство местных жителей.
Ну а где-то в конце XVIII века в городе появились профессиональные извозчики, при том что крайние городские границы находились на вполне доступных расстояниях (между современными улицами Раскольникова/Гилянская и Адмиралтейская/Барсовой.
Извозчиков на дорогах делили на две категории: легковых — занимались перевозкой людей, и тяжелых — осуществляли перевоз товаров от пристаней до лавок. Первые опубликованные цифры 1809 года показывали в Астрахани 150 пассажирских и 100 ломовых извозчиков. К концу столетия статистика заметно изменились: легковых извозчиков насчитывалось до 800 человек, ломовых — и того больше.
Извоз в Астрахани считался занятием татар. Они успешно находили клиентов и работали аналогично современному такси. Кстати, каждый извозчик был зарегистрирован в полиции со своим номером. Легковым извозчикам надлежало иметь специальную одежду: красный или синий (по разряду экипажа) кафтан с оборками сзади, перетянутым поясом, на голове — низенький поярковый цилиндр с загнутыми полями и пряжкой спереди.
Поярковый означает сделанный из поярка — то есть шерсти ягненка, полученной от первой стрижки.
Летом извозчики одевались в белые холстинные балахоны, подпоясанные желтым кушаком, а головной убор меняли на шляпу с желтой лентой. Борода добавляла степенности, а основательность перевозчика определялась возрастом — они должны были быть старше 17 лет.
Извозчики были завсегдатаями «извозчичьих бирж» (мест стоянок). Самые крупные из них располагались на Стрелке, Адмиралтейской, Облупинской, Тарасовской площадях. Кроме них полицией определялись еще 19 точек в разных частях города.
В Астрахани существовало свое производство экипажей. В 1810-х гг. о своем ремесле в изготовлении карет и дрожек объявлял немец А.Р. Шминке. В 1880-х гг. экипажные мастера проживали кучно за каналом на улице 2-й Бакалдинской (Бакинская). В дальнейшем действовали экипажные фабрики Е.С. Каштанова, Егоровых, А.А. Назарова.
Трамвайная эпоха

«Астрахань. Былое». Художник: Тимофей Азовсков
В Астрахани появился один из первых трамваев в России — случилось это в 1900 году, на год позже, чем в Москве, и аж на семь лет раньше, чем в Питере, который тогда был столицей. Еще в 1896 году собрание Городской думы высказалось за устройство городского трамвая концессионным способом. После ознакомления с опытом Нижнего Новгорода была составлена схема трамвайной сети города, охватившая крайние точки всех его окрестных районов.
Бельгийский инженер Ф.А. Маес выполнил проекты всех обслуживающих зданий, разъездов, стрелок, переездов и даже вагонов. Вновь образованная бельгийская компания Tramways d’Astrakhan построила трамвайные пути, депо, подстанции, укрепила конструкции и покрытия мостов через реку кутум и Варвациевский канал.
Астрахань стала шестым российским городом с электрическим трамваем после Киева, Нижнего Новгорода, Орла, Казани и Москвы.
Летом 1900 года газета «Астраханский вестник» объявила:
«10 июля при большом стечении народа открылось трамвайное движение по городу. Остановки только на разъездах и по требованию на перекрестках улиц».
В зависимости от сезона движения трамваев начиналось от Центральной станции трамвая, расположенной под северной стеной кремля, в 5-6 часов утра и заканчивалось в 22-23 часа вечера. Правила движения гласили: «Отправка из конечных пунктов каждые пять минут, предельная скорость — 12 верст».
Первыми открылись две ветки в Закутумье — к болдинским пристаням и саду «Отрадное”. В дальнейшем маршруты электрического трамвая пролегли во все районы города.
К 1910 году в астрахани насчитывалось уже 10 линий, каждая из которых имела свое название, понятное каждому астраханцу: «Дружина-Перевоз», «Болдинская», «Отраднинская», «Демидовская», «Полицейская», «Татаро-Базарная», «Бакалдинская», «Эллингская», «Царевская», «Кладбищенская».
В послереволюционные времена (с апреля 1919 по апрель 1922 гг.) движение трамвая прекратилось, а затем возобновилось и расширилось. Были проложены новые ветки, построены павильоны, отремонтированы старые и закуплены новые вагоны. В военное время сеть астраханского трамвая была сокращена до трех основных маршрутов. В 1950-х гг. была произведена капитальная реконструкция путей с сохранением прежней схемы.
Астраханский трамвай стал историей в 2007 году. И эта история живет до сих пор в сердцах астраханцев и музейных экспозициях. В наши дни много интересных фактов о трамвайном деле вам расскажут в Музее истории города – он расположен по улице Ульяновых, 9, буквально в нескольких шагах от главного трамвайного места города.
Ателье фотографа
В далеком XIX веке фотография была настоящим раритетом. Ну а появление новых снимков в домашних альбомах – целым Событием (даже напишем это слово с заглавной буквы). За собственным изображением нужно было отправиться в ателье – будничных фотографий попросту не было. К съемке тщательно готовились: надевали лучшие наряды, делали прическу и прочее, и прочее. Здесь все было довольно минималистичным: стеклянные потолок и стена. Свет регулировался занавесками. Для особого украшения могли использоваться предметы роскошной мебели, цветы, картины на заднем фоне.
В дореволюционной Астрахани работали десятки фотоателье: «Центральная фотография», «Новая фотография», «Санкт-Петербургская фотография», «Новая Большая Московская фотография», — на Ахматовской, Московской, Большой Демидовской улицах и т.д. Фотографии печатались на фирменных бланках, с собственным паспарту или знаком-виньеткой — например, «Фотография С. Климашевской».
Известно имя первого фотографа, работавшего в Астрахани. Им, по сообщению «Астраханских губернских ведомостей» от 14 июня 1858 года, оказался прибывший в город А. Селянинов.
Фотография С. М. и А. Ни. Вишневских – рекорд по продолжительности работы фотоателье в Астрахани, 50 лет. Коллежский секретарь Степан Михайлович Вишневский открывает свое фотодело в 1861 году. Ателье в разное время располагалось в его собственном доме на Канаве, на набережной Варвациевского канала. В 1899 году имя фотографа упоминается в последний раз. В 1900 году свидетельство на содержание фотографии берет Александра Никифоровна Вишневская, вдова Степана Михайловича. Она продолжила дело своего мужа и вплоть до 1903 года работала на старом запасе бланков с именем С.И. Вишневского. Постепенно появляются паспарту с ее собственным именем.
Первая электрическая фотография появилась в фотоателье «Юпитер» (1911-1917) , его владелец – дербентский мещанин Арон Лошаков.
Конкуренция в те времена была большая, а потому Владельцы ателье не скупились, нанимая для клиентов стилистов и парикмахеров. Фотографический успех зависел от капризов моды, местонахождения ателье и, конечно, рекламы.
Кстати, иногда при съемке использовалось кресло с зажимом для головы — оно помогало клиенту некоторое время удерживать позу. По конструкции это был тяжелый штатив с подковообразным передвижным кронштейном, при помощи которого подпиралась голова клиента. Благодаря этому нехитрому приспособлению посетители часто сравнивали свои ощущения от посещения фотоателье с приемом в зубоврачебном кабинете. Использовались ли такие технологии в Астрахани — доподлинно не известно.
Популярными фотоателье оставались и в советские времена, но сегодня они попросту остались бы без работы — с появлением мобильных телефонов, а уж тем более гаджетов можно делать по сотни снимков в день, в разных местах города. Но все же это не заменит чувство получения раритетного фото. Почувствовать это можно и сегодня, в музее культуры Астрахани. Здесь работает уникальная экспозиция «Ателье фотографа».
Одна из комнат представляет собой старинный интерьер приемной фотографа конца XIX – нач. XX вв. Здесь посетитель имеет возможность познакомиться с историей астраханской фотографии, именами замечательных фотографов и фондовой коллекцией дореволюционной фотографии с видами старой Астрахани и типами астраханцев.
Вторая комната оборудована под салон «светописи» – так раньше называли процесс фотографирования, где в старинных интерьерах воссоздана студия провинциального фотографа конца XIX – нач. XX столетий. Главным украшением является старинный стул с богатым оформлением. Красивый фон и комнатные растения — приятное дополнение интерьера.
А главное, каждый желающий может перенестись на столетие назад и почувствовать себя счастливым человеком, оказавшись в заветном кресле перед тем самым объективом.