В Астраханском драмтеатре новый худрук
Чего ожидать актерам и зрителям?
В минувшую пятницу министр культуры и туризма Астраханской области Галина Зотеева представила прессе нового художественного руководителя драмтеатра Игоря Лысова. В своем приветственном слове Галина Александровна выразила надежду, что это назначение ознаменует следующий этап в развитии театрального сообщества и, в частности, привлечет в театр молодежь.
Ставить спектакли сегодняшнего, а не вчерашнего дня – так обозначил свою задачу сам Игорь Владимирович.
Подчеркнув, что понятие русского психологического театра никто не отменял, он заметил, что мир ушел далеко вперед и надо пополнять свой багаж новыми знаниями. При этом показывать «фокусы» и брать зрителя на «визуальный понт», которым нередко грешит современный театр, худрук не собирается. «Пошлость на сцену я не пущу. Будут только этически и нравственно вылизанные спектакли», – заявил Лысов.
По мнению Игоря Владимировича, всё это в конечном итоге должно послужить главной цели – вписать Астраханский драмтеатр в контекст общетеатральной жизни России и Европы.
Отвечая на вопрос журналистов о том, чего сегодня недостает в репертуаре нашей драмы, Игорь Владимирович начал с Достоевского. К слову, опыт работы с «жестоким талантом» (выражение критика Михайловского) у него обширный – достаточно сказать, что последним спектаклем Лысова в Русском театре Эстонии, который он прежде возглавлял, стало «Преступление и наказание», а в Литве не так давно им были поставлены «Братья Карамазовы». Также, по мнению Игоря Владимировича, астраханскому зрителю не хватает крепкой современной пьесы.
Никаких революционных изменений в составе труппы не ожидается – предстоит только интенсивная совместная работа:
У нас уже была плодотворная беседа с актерами, где я среди прочего сказал, что работать придется ежедневно, причем по большей части самостоятельно.
На пресс-конференции была затронута и тема ухода Лысова с поста художественного руководителя Русского театра Эстонии.
«Я не захотел стать последним гвоздем в крышке его гроба», – образно выразился Игорь Владимирович, намекнув на непростые политические и культурные отношения наших стран.
Астрахань, по словам Лысова, показалась ему именно тем местом, где можно сделать что-то новое и интересное. Сам город, приветливость и многонациональность его жителей новому худруку очень понравились.
«Я, если честно, устал видеть только эстонцев и русских, которые ни при каких условиях не соединяются, будто между ними Берлинская стена», – сказал он.
В заключение встречи Лысов сам обратился к журналистам с вопросом, почему они так мало пишут и снимают о культуре вообще и театре в частности, и призвал их объединиться в дискуссионный клуб. В свою очередь акулы пера и микрофона, в том числе самые юные (на встрече присутствовали представители молодежного пресс-центра при библиотеке Б. Шаховского), пообещали, что если в театре будет происходить что-то по-настоящему интригующее, это обязательно отразится в СМИ.
Досье
Игорь Владимирович Лысов родился 18 августа 1956 года в Новосибирске.
В 1984 г. окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Александра Товстоногова).
С 1985 по 1986 гг. стажировался у польского режиссера Ежи Гротовского.
С 1987 по 1993 гг. занимал должность режиссера в театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. Также проходил стажировку у японского мастера режиссуры Тадаши Сузуки.
С 1995 по 1998 гг. был мастером курса в Национальной академии театра (г. Мюнхен).
С 1999 по 2014 гг. был художественным руководителем лаборатории театра и режиссером Школы драматического искусства (г. Москва).
С 2015 г. работал художественным руководителем Русского драматического театра Эстонии.
Лауреат премии Ленинского комсомола и премии Европейской коллегии театральных критиков Intertheatre.