Астрахань в авангарде: эпатаж в коллекции Догадинки
Эти полотна известны всему миру
Собрание картинной галереи им. П.М. Догадина поистине уникально. Но особой гордостью являются произведения русского авангарда — неизменно они вызывают интерес коллекционеров, исследователей и широкой публики. Сложное по разнообразию направлений, искусство авангарда объединяло художников начала XX века, стремящихся к эстетической революции.
Экспериментальность, протест против академического, демонстративный отказ от реалистичности изображения, от мистицизма и утонченности модернизма, эпатажные самопрезентации – таковы были общие черты нового искусства.
______________
«Живописные пророки»
В 1918 году в своей заметке, посвященной открытию астраханского художественного музея, поэт-будетлянин Велимир Хлебников предсказывал появление в нем произведений «новых живописных пророков». И действительно, в 1919-20 годах, а затем в 1927-29 фонды галереи пополнили работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Александра Родченко, Марка Шагала, Аристарха Лентулова, Ольги Розановой, Александры Экстер, Ивана Клюна, Роберта Фалька, Ильи Машкова, Александра Куприна…
Произведения художников-авангардистов направлялись из Государственного музейного фонда в провинции для популяризации нового искусства.
______________
Василий Кандинский.
Рок. Красная стена. 1909
Василия Кандинского называют отцом мирового абстракционизма. А картина «Рок. Красная стена» — один из ярких примеров экспериментаторских поисков художника на пути к беспредметности.
Полная символов и цвета, она воздействует на зрителя, словно музыка. Взаимодействие и борьба живописных плоскостей, возможно, выражают философские размышления художника о жизни. Не случайно эта работа имеет название, связанное с мотивом судьбы (ее второе название — «Купола»).
Создавая теорию абстрактной живописи, Кандинский в 1911 году обобщит свои поиски в эссе «О духовном в искусстве», где подчеркнет зависимость произведения искусства от духовного мира художника и обратится к символике цвета. Основываясь на этих идеях, попытаемся осмыслить картину…
Красная стена – энергия и торжество – смело разрезает надвое пространство полотна, как и сам мир, разграничивает жизнь реальную и жизнь истинную, где синие, желтые, оранжевые купола – стремление вперед и вверх, «духовное тепло». Купола ассоциируются с храмами – символами небесного идеального мира. Человек отделен от этого духовно звучащего пространства, погружен в стихию зеленых, фиолетовых, сиреневых красок. Рок определил его место…
______________
Казимир Малевич.
Жница. 1912
Казимир Малевич — один из идеологов русского авангарда, создатель супрематизма, нового направления в искусстве, утверждавшего главенство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Его картина «Жница» из собрания Астраханской картинной галереи создана в 1912 году и относится к так называемому первому крестьянскому циклу. Один из ярких сторонников знаковости формы и цвета, Малевич во многом черпал художественные впечатления в традиционном народном искусстве.
В автобиографии художник писал:
Деревня занималась искусством… крестьяне создавали предметы, которые я любил. Именно в этих предметах таится секрет моей симпатии к ним». В своих «Жницах», «Косарях», крестьянах и крестьянках художник подчеркивал дремучую тяжеловесную силу, принадлежность к земной стихии. Помещенная в намеренно небольшое для нее пространство фигура жницы кажется громоздкой, тяжелой, словно сложенной из глыб камня, напоминающей древние изваяния. В то же время цветовая насыщенность полотна, его экспрессия несут невероятный энергетический импульс и свидетельствуют о живописном мастерстве художника.
______________
Марк Шагал.
Метельщик. 1914
Небольшая по формату и сдержанная по колориту работа является одним из блистательных творений мастера. Своеобразие «Метельщика» заключается в гениальной простоте и в шагаловском сочетании реального и космического: повседневный образ уличного дворника превращается в существо, творящее вихри судьбы.
Со свойственной ему парадоксальностью, художник поворачивает героя спиной к зрителю, словно предлагая домыслить, дорисовать образ.
Что отражает невидимое лицо метельщика? Может быть, скорбное ожидание перемен, которые несет война, наполняющая все страхом и лишениями? Или Шагал говорит зрителю, что на лице метельщика сложно будет отыскать переживания, лишь бесстрастное выполнение некой миссии?
В картине отсутствуют дома, заборы, силуэты церквей – реалии окраины провинциального города. И поэтому образ метельщика уже немыслим как местечковая фигура, он символизирует мир, ставший серым, опустошенным, призрачным, обретает символические черты. В небе над ним — удаляющаяся стая птиц, их 13, и s-образное движение стаи напоминает о древних символах извилистого, непростого пути познания мира и его двойственности. Белое свечение, окружающее фигуру, — облака или освещение пронзающих тьму уличных фонарей — превращает человека, метущего улицу, в некое подобие ангела.
Может быть, уже создается другой мир и ангел очищает его?
______________
Иван Клюн.
Автопортрет с пилой. 1914
«Беспредметная композиция, или Автопортрет с пилой» — картина Ивана Клюна тоже лишена предметности. Творческие поиски идут в русле кубизма и футуризма, зародившихся во Франции и Италии в начале XX века.
Кубисты являлись создателями новых эстетических объектов, для конструирования которых использовали фактуру поверхности, линию, геометрические фигуры, цвет.
Кубофутуристический «Автопортрет с пилой» Клюна является третьим в ряду его изображений. Первые два принадлежат его единомышленнику и другу Казимиру Малевичу. На первом Малевич ассоциирует Клюна с иконописным ликом и крестьянской лубочной картинкой. Второй «Усовершенствованный портрет Клюна» (1913) написан уже в стиле кубизма.
Клюн продолжает начатую Малевичем тему, эксплуатируя собственный облик для пластического эксперимента. Он сначала «разлагает» лицо на плоскости, затем вновь собирает в синтетическую композицию. Это коллаж с чередующимися частями лица, прямоугольными и круглящимися формами, плоскостями «под дерево» и рассекающими композицию прозрачными плоскостями. Интересно, что в это время Клюн обращался не только к живописному коллажу, но и к коллажу из дощечек, фаянса, проволоки. Впечатляют и цветовые чередования в «Автопортрете» — оранжевого, коричневого, охры, серого, фиолетового…
______________
Александр Родченко.
Треугольники. 1918
В собрании Астраханской картинной галереи находится живописная работа Родченко «Треугольники» (известна также под названием «Беспредметная композиция №53»). Созданная в 1918 году, наряду с целым рядом произведений, где художник экспериментирует с изображениями различных геометрических фигур, она является одним из этапов поисков в передаче «динамизма плоскости».
Александр Родченко – живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино, основоположник конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР.
В этих работах Родченко словно сталкивает различные плоскости — треугольники, квадраты, овалы, полуовалы, которые пересекаются или заслоняют друг друга, открывая все новую и новую глубину пространства. Они могут быть различны по цвету и тону, строго ограничиваться или «перетекать» друг в друга, они различны по фактуре и плотности.
«Они ведут себя как живые существа, обладающие скрытой энергией», — пишет внук художника, искусствовед Александр Лаврентьев. Это были поиски новых изобразительных средств в передаче пространства, времени, динамики…