Владимир Чернов: От пасеки до гитары – один шаг
Наш гость — производитель электрогитар из Камызяка
В гости к редакции AstraKult заглянул гитарных дел мастер Владимир Чернов, который однажды «посмотрел на музыку с другой стороны» и рассказал нам, что же из этого вышло.
Он живет вместе со своей семьей в Камызякском районе, где у молодого человека в собственной мастерской кипят страсти по музыке. При том начиналась его карьера с совершенно других ориентиров – Владимир работал инженером, славится производством отменного меда. А сегодня он занимается ремонтом и… изготовлением (!) электронных гитар. И пришел он на нашу встречу в творческое пространство Астракульт не один, а с квартетом из четырех гитар.
Пока Владимир с особой бережностью расчехлял свои сокровища, моя журналистская натура не давала мне покоя, вынуждая прямо здесь и сейчас задать вопрос:
– Расскажите, как вы вдруг оказались вовлечены в работу по ремонту и созданию музыкальных инструментов?
— Видимо, гены сыграли свою роль. Изучая свою родословную, я выяснил, что мои предки были столярами, плотниками, корабелами. Делом их жизни была работу по дереву. В детстве я проводил время рядом с дедушкой, наблюдая за тем, как он делает окна, двери. И сам что-то строгал, а дедушка только успевал ругать за то, что дельные доски внук использовал под лодочку или автоматик. Так я и пристрастился к дереву. В старших классах мы с ребятами стали учиться играть на гитарах. Это были дворовые гитары, которые приходилось часто ремонтировать. Мне это давалось легко, и я тогда даже не понимал, насколько сложный ремонт делал, ничего особо не умея. После школы поступил в инженерно-строительный институт, студентом играл на гитаре в разных рок-командах. Но оказалось, что это не мое. Я все же технического склада ума. Музыку люблю, ценю, ноты знаю, на многих музыкальных инструментах умею играть (баян, гармонь, гитара), в Камызяке ходил в Клуб моряков и речников, где учился играть на трубе.
Но в один момент мне пришла мысль: а может мне посмотреть на музыку с другой стороны? И решил поэкспериментировать со своей гитарой, стал изучать информацию о модификациях гитар, начал экспериментировать и понял, что мне это нравится.
– Такой неожиданный поворот в вашей жизни нашел поддержку у окружающих?
— Все говорили, что в Астрахани два с половиной гитариста, и никому то, чем я решил заняться, не надо. Но я никакого не слушал и шёл вперед. Я работал в то время в строительной компании, имея сильное инженерное образование за плечами и ценный опыт стажировки за границей. Но спустя 5 лет работы выгорел как инженер: у меня энергия бьет ключом, мне хочется реализовывать идеи, которые приходят одна за другой! Контракт закончился, а у меня уже готова мастерская.
Моей мастерской скоро исполнится 10. За 9 лет я изготовил более 100 гитар, из них сейчас в работе более 30-ти. Починил уже порядка 800 гитар. А мне говорили, что в Астрахани два с половиной гитариста!
– Рассматривая принесенные Владимиром гитары, я удивляюсь: все это ваши работы?
— Да, эти гитары я называю концептуально серийными, как концепт-кары перед запуском серии. Эта форма полностью мной придумана, потрачено много бессонных ночей, получено немало порезов пальцев… У каждой детали своя функция. Для меня гитара — как автомат Калашникова: все рассчитано до миллиметра, ни одной лишней детали. Эту форму я назвал «Егерь» (охотник). Мне нравится агрессивный стиль рока, и под влиянием киноленты у меня в мыслях стали вырисовываться формы хищника, который охотится… на эмоции, на душу своего хозяина. В ней продумано все: каждый срез, вес для баланса, для удобства. Эту форму прорабатывал около 5 лет. От первой гитары до последней прошло 7 модификацией. Бывает, формы гитар снятся во сне, как Менделееву – таблица (смеется).
И вот, Владимир уже показывает нам другую, совсем уж необычную, на наш взгляд, гитару. Она называется «безголовая гитара», такие любят те, кто много путешествует — за ее компактность.
– Сколько времени длится путь гитары от чертежа до готовности?
— От полугода до года, каждый заказ индивидуален.
– Какие инструменты нужны для этого?
— Хорошие резцы по дереву, специальные стамески, напильник по дереву (рашпиль), рубанок, пара шлифовальных машинок и т.д. С их помощью из заготовки создается настоящий инструмент. На станке фрезерном можно сделать почти любой объект, вырезать форму грифа, напилить под лады разметку, остальное — вручную. Обстругивание на строгальным станке, калибрование на калибровальном станке. Каждый срез создаю вручную, уходит много времени, потому что резать нужно постепенно, нельзя за один день сразу все срезать. Дерево очень чувствительно к влаге, нужно немного срезать (буквально несколько миллиметров!), дать гитаре несколько дней стабилизироваться. Резкие перемены в погоде дают о себе знать. Если было долго ясно и вдруг дожди пошли, влажность поднимается, гитара может изменить свою геометрию. Такое часто бывает: вчера гриф гитары прямой был, а сегодня — изогнутый, завтра снова становится прямым.
– Что самое сложное в работе?
— Покраска. Гитару красить, на мой взгляд, сложнее, чем автомобиль. Дерево — чувствительный материал и к лакам. За счет плотности дерева лаки проникают глубоко в текстуру, постоянно идет просадка лака. В отличие от многих других коллег я стараюсь наносить как можно тоньше слой — порядка одной десятой миллиметра.
– Как вы это вымеряете?
— Замеряю штангель-циркулем. Сначала наносится грунтовый лак (один-два слоя), их вышлефовываю, чтобы тоньше стали, все неровности убираю. Потом наносится глянцевый или матовый лак. Одно неловкое движение — и можно прошлифовать абразивный материал до дерева!
– Как к вашему ремеслу относится семья?
— Супруга часто помогает в продвижении информационном — надеюсь, когда мои дети вырастут, будут помогать мне в мастерской. А пока показываю им гитары, даю поиграть и сам играю для них, чтобы зажечь в детях искорку к музыке.
– А кто же ваша Муза?
— Все эти годы меня вели любовь и романтика. Все гитары я делаю с любовью. Мастера ведут споры, влияет ли дерево на звук электрогитары. Я из того лагеря, который считает, что влияет. Я чувствую, как именно. Советская книга «Акустика музыкальных инструментов от Кузнецова» очень тяжела для прочтения из-за научной информации, формул, но с моим инженерным образованием я очень много из этой книги почерпнул законов физики, формирования звука.
— Есть ли у вас свои секреты мастерства?
— Создавая гитару, я учитываю все параметры человека, который будет на ней играть: его рост, вес, длину руки и пальцев. Детально прорабатываю образ изделия через тесное обсуждение с человеком, учитывая его пожелания. Я стараюсь работать по принципу золотого сечения — пытаюсь сделать именно то, что нужно человеку, что ему подойдет. Уверен, что свою репутацию заслужу удобством в использовании гитары и ее несравнимым звуком.
Мастерская-пасека-дом
Во время беседы Владимир мимоходом обмолвился о том, что помимо ремонта и изготовления гитар занимается и созданием других изделий из дерева, а еще – пчеловодством!
— Сейчас никаких работ не проводится (зима ведь), кроме подготовительных: изготавливаю рамки, новые ульи. С весны начинается пчеловодный сезон, надо пасеку вынести из зимовника, расставить и провести чистку ульев (с огнем, с кипятком) и пересадить пчел. Занимаюсь ею с отцом. Раньше я у него был на подхвате, теперь — наоборот. Для пасеки изготавливаю из дерева упаковочный материал, ящики декоративные. Прежде с отцом создавали разные небольшие парусные лодки, но прекратили в связи с изменениями в законе о водной технике. И все же, мечтаем сделать небольшую плавдачу, площадью три на шесть метров. Люди часто спрашивают, глядя на те изделия, которые я создаю, где я это купил. Все уже привыкли, что все можно купить, и поражаются, когда я отвечаю, что сам это сделал. Я даже не задумывался, что такое может быть, ведь все, что тебе хотелось бы иметь, ты вправду можешь сделать своими руками, надо только научиться.
– Что бы вы посоветовали людям в таком случае?
— Все знания сегодня можно получить из самого доступного источника – интернета. Многие бездарно тратят свое время с телефоном в руках. Если б у меня был интернет в мои 15 лет, я бы уже давно имел крупную фабрику по производству гитар. Сегодня кто-то задает вопрос, а ему отвечают: «Погугли». Конечно, интернет – это и кладезь знаний, и в то же время большая свалка, поэтому нужно уметь фильтровать информацию. В юности я ухаживал за девушкой, которой однажды решил похвалиться, что собираюсь открыть свою мастерскую. Она мне ответила: «Будешь хвастаться, когда откроешь». Меня это тогда сильно зацепило, и я принялся за дело, чтобы доказать, что могу осуществить задуманное. Начал работать над созданием своего рабочего кабинета, наполнением его инструментами. И только когда все было, наконец, готово, я сообщил ей с гордостью об этом. Сейчас я очень благодарен ей за то, что дала мне такой жизненный урок.