Вперед в прошлое: уникальные артефакты Астрахани
Привет из глубины веков
Богатая история, древние сооружения и удивительные народы. Все эти тайны тысячи лет хранит в себе астраханская земля и музейные экспозиции, привлекая сегодня тысячи туристов — любителей старины и вековых загадок.
«Из-под земли достали»
В Харабалинском районе Астраханской области некогда находился один из крупнейших средневековых городов Сарай-Бату — первая столица Золотой Орды. Этот город в середине XIII века основал внук Чингисхана хан Батый, и в нём проживало не менее 70 тысяч человек. В наше время там расположен памятник архитектуры федерального значения, археологический комплекс «Селитренное городище», где и по сегодняшний день случаются уникальные находки, такие есть в коллекции Астраханского музея-заповедника, Эрмитажа, Государственного исторического музея. За годы исследований учёные раскопали более 30 тысяч квадратных метров территории города, в том числе, усадьбы золотоордынских аристократов, большую мечеть, общественную баню, изучили гончарные и стеклоделательные мастерские, обнаружили следы косторезных мастерских и мастерских по обработке полудрагоценных камней.
В 2010 году древний город «возродился» — для фильма Андрея Прошкина «Орда» были возведены масштабные декорации, которые после окончания съёмок превратились в культурный центр «Сарай-Бату» и одну из главных достопримечательностей региона. Туристы целенаправленно приезжают сюда, чтобы полюбоваться глиняными сооружениями, погулять по улочкам, пострелять из лука — словом, полностью погрузиться в ту далёкую эпоху и почувствовать себя неотъемлемой ее частью.
Сокровища древности
Астраханский музей-заповедник – это старейший из региональных музеев России. Его собрание превышает 300 тысяч предметов, многие из которых – уникальны.
Пожалуй, главное из них – музейная выставка «Золото сарматов», на которой собраны уникальные золотые и серебряные изделия савромато-сарматских времён, найденные на территории региона. Сарматы, представлявшие кочевые скотоводческие ираноязычные племена конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), населяли степные районы от Заволжского Подуралья до Дуная. Через золото, по мировоззрению сарматов, осуществлялась связь с богами. Именно поэтому в погребения правителей и значимых людей клали золотые украшения, предметы культа и дорогое оружие. Редчайшие золотые украшения сарматского вождя: золотая пектораль – нагрудный символ царской власти, золотые поясные пряжки с изображением степного ушастого ежа, фалары, поруч – все это сегодня может увидеть каждый посетитель музея. Коллекция оценивается в несколько миллионов, но для истинных ценителей она бесценна.
Наследие смутного времени
Ещё один экспонат, заслуживающий нашего внимания – это копия плащаницы Марины Мнишек. В XVII веке это чудо-полотно, именуемое также «воздух», создали в мастерской князя Михаила Верейского (внука Дмитрия Донского) для московского Архангельского собора. Однако в 1612 г. плащаница была похищена скандально известной Мариной Мнишек, бежавшей после смерти Лжедмитрия II вместе с атаманом Заруцким из Москвы в Астрахань. Чтобы оставить этот памятник прошлого в сохранности, было принято решение содержать его в определённых условиях, которые невозможно создать в выставочных залах, и не выставлять его на всеобщее обозрение. Поэтому в Пыточной башне Астраханского кремля находится абсолютно идентичная копия плащаницы, которая является одним из центральных её экспонатов.
Половецкие изваяния
Каким был Астраханский край в древности? Ответ на этот вопрос можно найти в одноимённом зале Краеведческого музея. Пожалуй, главный объект экспозиции – половецкая каменная баба. Так это древнее изваяние прозвали в народе — в действительности же это мужские скульптуры. Перед нами — воин. Наверху у него шлем или шапочка, есть и другие элементы – нагрудные бляхи. В образе просматривается монголоидный тип человека с круглой головой, характерными для калмыков чертами лица. По времени создания скульптуру относят к первой половине XII – второй половине XIII веков.
Появление таких глыб у кочевников археологи и историки объясняют особенностями погребального культа: они создавали двойника усопшего для его участия в поминках. В древности на Руси на высоких курганах устанавливались каменные изваяния, возле которых половцы совершали жертвоприношения. Статуи изображали конкретных людей и становились предметом почитания и преклонения.
Самые ранние изваяния датируются VII-IX веками – распространены они на азиатской части Евразии, в Европе такие скульптуры распространялись в X-XIV столетиях, по мере продвижения кочевников на запад.
Группа исследователей зафиксировала в Евразии около 4 тысяч таких изваяний – это самая большая база данных. К сожалению, для науки подавляющее большинство скульптур утрачено – предположительно на всём пространстве их насчитывалось до 100 тысяч единиц. Ученые предполагают, что многие скульптуры погибли в период борьбы мусульманства с идолопоклонничеством.
«Часто внизу у изваяния размещали сосуд, как это мы видим на скульптуре в Краеведческом музее. Он служил своеобразным вместилищем души. Она созревала, со временем выходила на свободу для реинкарнации», — раскрыл подробности Александр Евглевский.
Ледниковый период в Астрахани
В зале «Палеонтология» Краеведческого музея не останется незамеченным гигантский исполин – скелет мамонта, который был обнаружен в 1996 году в окрестностях села Черный Яр. Его возраст – ни много ни мало 300 тысяч лет! Высота – 3 метра, а длина каждого бивня – более пяти метров!
Гигантская белуга, огромный осётр и другие обитатели Волги
В зале «Рыбы Волго-Каспийского бассейна» исконно рыбный Астраханский край представляет свои главные трофеи — чучела гигантских рыб, пойманных местными рыбаками. Среди них – белуга длиной более 6 метров, осётр длиной 2,5 метра и другие водные обитатели Волги и Каспия.