Высокое искусство: шедевры балета в Астрахани
Как будто вчера и как будто бы очень давно — в конце 2012 года в Астрахани появляется собственная балетная труппа. Ее появление ознаменовано громкой премьерой на сцене распахнувшего свои двери Астраханского театра оперы и балета. Впереди — грандиозные планы, триумфальные постановки и несмолкающие овации в России и за ее пределами.
Немного истории
В 2011 году, когда было принято решение о придании существующему в Астрахани музыкальному театру нового статуса: театра оперы и балета, – появилась необходимость сформировать профессиональную балетную труппу академического направления. Специально для этого правительством Астраханской области был приглашён известный хореограф, заслуженный артист России, лауреат Государственной премии Правительства РФ Константин Уральский.
Началась кропотливая работа по формированию балетной труппы. Талантливый балетмейстер делал ставку на молодых и одаренных выпускников ведущих балетных школ страны. В Астрахань были приглашены будущие артисты театра из Московской академии хореографии, Санкт-Петербургской академии хореографии имени А. Вагановой, Новосибирского, Казанского, Уфимского, Пермского хореографических колледжей.
За это время состоялось более 10 балетных премьер, а сейчас театр готовится к мировой премьере семейного спектакля «Винни-Пух стучится в дверь».
Спустя 5 лет театр не останавливается, а активно и стремительно движется вперед. Грандиозные гастроли по Англии, мировая премьера балета, ряд престижных наград, множество спектаклей и громких проектов. И непременно — его величество Танец!
Художественный руководитель балета, заслуженный артист России Константин Уральский – сторонник бережного отношения к классическому наследию. Он убежден, что классика – не архивный экспонат, а живой организм.
Вспомним несколько ярких тому примеров!
Лебединое озеро
«15-16 декабря на Большой сцене Астраханского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета «Лебединое озеро». Симфонический оркестр театра, под управлением художественного руководителя и главного дирижера Валерия Воронина исполнил «Лебединое озеро» П.И. Чайковского для астраханцев впервые. Также в постановке дебютировали все артисты новой балетной труппы. Балет «Лебединое озеро» открыл на театральной карте России новый театр, который способен продолжить академические традиции русского балета и вместе с тем создает новые хореографические образы».
Именно с этих слов началась балетная история Астраханского театра оперы и балета. Подготовка к громкой премьере длилась в течение года, и результат превзошел все ожидания.
«Лебединое озеро» – это символ нашего балета и первый очень серьезный экзамен для труппы», — подчеркнул тогда Константин Уральский.
До сих пор спектакль собирает аншлаги и вызывает неизменный трепет у зрителей.
Кстати, астраханская версия знаменитого балета ставилась на основе либретто, созданного главным хореографом Константином Уральским. Взяв за основу классическую хореографию Петипа и Иванова, он внёс свои изменения в эту сказочную историю.
Дон Кихот
Одной из главных визитных карточек театра вот уже несколько сезонов остается «Дон Кихот». Это балет-праздник, гармонично соединивший изящную веселую музыку Людвига Минкуса, сложнейшую хореографическую технику и световые эффекты. Сценография спектакля довольно богата и насыщенна, в нем присутствуют как жесткие, так и мягкие декорации.
Исторические костюмы поражают своей красочностью — всего для этого спектакля их было создано около 130.
«Балет отличается разнообразием танцев, — сказал о нем Константин Уральский. — Помимо классических, в спектакле много характерных танцев: испанский, болеро, цыганский и др. Особый колорит создадут кастаньеты, нашим артистам пришлось освоить этот испанский музыкальный инструмент. Моей задачей было соединить музыку и танец, добиться абсолютного слияния. Думаю, что у нас все получилось».
Вальс белых орхидей
Балет создан по мотивам романов Эриха Марии Ремарка. Белая орхидея – это загадочный цветок любви и смерти, который присутствует в самые драматические моменты во многих его произведениях. Место действия – Европа времён Второй Мировой войны.
На сцене сливаются воедино современная и классическая хореография, музыка Равеля и французский шансон, одиночество и праздник, щемящая тоска и безудержное веселье. Впервые балет был поставлен Константином Уральским в 2003 году в театре «Новая Опера» с труппой Камерного балета «Москва». Затем фрагменты спектакля были показаны в США.
Астраханская постановка во многом отличается от первых версий. Специально для астраханского балета были созданы новые костюмы, переосмыслены некоторые аспекты драматургии, а также сделаны инструментовки мелодий французского шансона — театр активно сотрудничал с петербургским композитором Сергеем Дягилевым-младшим (родственником того самого Дягилева, который познакомил мир с русским балетом).
Щелкунчик
Любимая сказка оживает на сцене театра оперы и балета. На языке танца артисты рассказывают волшебную историю, разворачивающуюся в сновидении девочки Маши в рождественскую ночь. Героине вместе с деревянной куклой предстоит сразиться с Мышиным Королём и отправиться в путешествие по сказочной стране.
Яркая постановка, восхитительные костюмы, потрясающие декорации, классическая хореография, знакомые с детства и самые любимые мелодии – это настоящее рождественское чудо!
Ромео и Джульетта
Знаменитая история рассказывает нам о том, что человек создан не для вражды и ненависти, но для любви, призывающей к миру. Мощнейшую силу и пронзительность этот шекспировский сюжет получил в балете; благодаря гениальной музыке Сергея Прокофьева уже 75 лет его ставят на лучших сценах всего мира.
В Астраханском театре оперы и балета постановка пользуется огромным успехом.
Мир, сочиненный балетмейстером Уральским, красочен, сочен и богат. Весь хореографический текст построен на сплаве классического танца и новых пластических направлений. А философская идея балета выкристаллизовывается посредством скрупулёзных подробностей.
Андрей Рублев
И, наконец, одним из самых знаковых событий этого пятилетия стала мировая премьера балета «Андрей Рублев», на сцене Астраханского театра оперы и балета. Автором либретто и хореографом-постановщиком спектакля выступил Константин Уральский, музыкальное полотно оформил известный российский композитор Валерий Кикта.
В основе сюжета – жизнь и деяния величайшего русского художника-иконописца. Автор сценографического решения спектакля – художник-постановщик Никита Ткачук (США) — придумал необыкновенные декорации. По сцене в прямом смысле слова бежит ручей, а происходящее действо дополняют видеоинсталяции.
И, конечно, философия…