«ЖАРА» представляет: эскиз спектакля «Дом Хлебникова» показали в Астрахани!
Итоги и отзывы
В конце минувшей недели в Доме-музее Велимира Хлебникова в рамках театральной лаборатории «ЖАРА» Общедоступного театра «ПЕРИФЕРИЯ» состоялся показ эскиза спектакля «Дом Хлебникова» по пьесе Станислава Шалковского, режиссер – Александр Савчук (г. Санкт-Петербург). Консультант – Александр Мамаев.
Сотрудники Дома Поэта давно мечтали реализовать идею иммерсивного театра – спектакль, разворачивающийся в стенах музея. Такая постановка характеризуется ощущением непосредственной близости зрителя и героев. В течение недели в Доме Велимира воздух был буквально раскалён от активной работы творческой мысли режиссёра и актёров.
Спектакль по пьесе Станислава – гораздо больше, чем постановка! Это жизнь – такая, какой она была именно в этих стенах! В этой квартире, в этой комнате! Диалоги, которые могли звучать здесь ежедневно, темы, которые волновали близких людей Велимира: его родителей, друзей, последователей.
Старинные голландские печи, лепнина на потолке, паркет, по которому ступала нога поэта… Всё это создаёт поразительное впечатление реальности происходящего.
Основа пьесы молодого автора – эпизод из жизни семьи Хлебниковых. Владимир Алексеевич (отец) и Екатерина Николаевна (мать), находясь в Астрахани, вдали от Веры, родной дочери (единственной, оставшейся в живых из пяти детей), пытаются решить непростой вопрос: переезжать ли к Вере, её мужу и сыну в Москву? Для матери всё очевидно. Она готова ехать «завтра», о чём сообщает Петру Митуричу (муж Веры), прибывшему помочь родителям при переезде. Но отцу сложно решиться: может ли он бросить Астрахань, город предков? Заповедник, основанный им самим, куда вложено столько сил и любви? И возможно ли это – стать обузой для своей дочери и её мужа?! Эти разногласия стали толчком к спору Владимира Алексеевича и Екатерины Николаевны. В ходе пьесы вырисовываются и другие конфликты: спор отца и Петра Митурича.
«Бобэоби пелись губы?! И это Вы называете поэзией?!» — кричит отец основателя футуризма. «А Юрий Тынянов называет Велимира “Ломоносовым наших дней”» – отвечает Пётр Митурич.
Подобные диалоги не ушли в прошлое. По сей день гениальное творчество «Ломоносова ХХ века» не даёт покоя мыслящим людям. Талант Хлебникова настолько глубок – бездонен! – что, возможно, он предвосхитил и ХХI век? Заглянул так далеко, оказался снаружи всех измерений… Его творчество всегда будет вызывать споры! Но в этом — жизнь.
В эскизе спектакля приняли участие актёры: Олег Комаров (Владимир Алексеевич Хлебников), Екатерина Спирина (Екатерина Николаевна Хлебникова), Дмитрий Карыгин (Пётр Митурич), Алексей Березюк (Павел, ученик П. Митурича). Мероприятие проводилось в рамках лаборатории современной драматургии «ЖАРА».
Сотрудники Дома-музея Велимира Хлебникова надеются, что взаимодействия с миром театра в стенах музея будут продолжаться, и принесут удивительные творческие плоды.
Павел Руднев, российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и ГИТИС:
Станислав Шалковский написал «Дом Хлебникова», ее в квартире Хлебниковых сделал режиссер Александр Савчук из Петербурга. Велимира Хлебникова тут не существует, он уже умер. Это середина 1930-х, когда сестра Хлебникова Вера пытается перевезти родителей в Москву, так как их существование в жесткие репрессивные годы в провинции невыносимо. У ученых (отец Велимира — создатель Астраханского заповедника, орнитолог, мать — историк) отнимают возможности трудиться для науки и медленно урезают жилье, квартиру уплотняют. Пьеса написана в остром психоаналитическом рисунке, когда ситуация в семье Хлебниковых пришла к расколу, к сущностному конфликту в духе лучших горьковских вещей. Отец не готов уезжать, он ложится на паркет собственной квартиры: здесь библиотека, коллекции и труды, здесь Родина, здесь дело. Медленно раскручивается маховик, и выявляется из-под ложного сюжета истинный: отец не может принять собственного ребенка. Он не понимает, чем занимался Велимир, отрицает его поэзию и не хочет ехать туда, где о его сыне знают больше, чем о нем самом. Отец не хочет ехать в мир, где непутевого, отколовшегося от семьи сына считают гением. Тут пьеса достигает накала: вспоминает античный миф о Сатурне, пожирающем своих детей. Но есть и один вираж, еще одно срывание масок: становится ясно, что в сердце Владимира Алексеевича — сложная драма непонимания пути сына и требовательного желания его понять, нереализованного, невозможного желания. Дилемма, разъедающая личность. Пьеса написана очень крепко и страшно: тут каждую секунду сомневаешься, не граничит ли это отрицание сына с умопомрачением. Парадокс заключается еще и в том, что я впервые увидел, как замечательно работает Александр Савчук в жанре психологического театра, психологического триллера.
Велимир Хлебников – поэт с мировым именем, одна из центральных фигур русского авангарда и футуризма; на протяжении 100 лет его творчество вдохновляло людей искусства. Режиссёры и сценаристы (указуи и словачи, как называл их сам Велимир) XX и XXI века часто обращались к его творениям, воспроизводя на сцене театра необыкновенные хлебниковские тексты.
Творчество Хлебникова характеризуется синтезом науки и искусства (он объединил художественное слово, литературу, изобразительное искусство, музыку, театр). Для интерпретации хлебниковского наследия обращаются к разным видам искусства, и в этом смысле театр обладает большими ресурсами и возможностями.
При всём этом на сцене Хлебникова ставили не часто. Чаще всего обращались к его сверхповести «Зангези», главный герой которой является alter-ego самого поэта. В 1923 г., после смерти Велимира, – постановка Владимира Татлина (Петроградский Музей художественной культуры). В 1980-е гг. – постановки в Болгарии и США. В 1990-е – самый яркий образец – московский театр «ЧЁТ-НЕЧЕТ», который на практике реализовывал традицию русского авангарда от Гоголя, Хлебникова, футуристов и обэриутов до наших дней. Режиссёр – Александр Пономарёв (родом из Астрахани). В 1993 г. гастроли театра с постановкой «Зангези» состоялись в Астрахани.
Надо сказать, что в последнее время интерес к Хлебникову, в том числе в театральной среде, возрастает. Речь идет о постановках непосредственно по его произведениям: например, в Санкт-Петербурге театр LUSORES (по «Зангези» и «Сёстры-молнии»); постановка в Музее звука («Взлом вселенной»); постановки, посвящённые Велимиру, в современной драматургии, например, по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой «Председатели земного шара» (в Москве – «Активный театр» и в Томске – театр драмы).
И, наконец, лаборатория «Хлебников и театр», состоявшаяся в 2017 г. в Астрахани и организованная Астраханским театром юного зрителя совместно с Домом-музеем Велимира Хлебникова. На большой сцене ТЮЗа состоялся спектакль «Своя любовь» (режиссёр Сергей Тараскин).
Сотрудники Дома-музея Велимира Хлебникова давно задумали осуществить в музее вариант иммерсивного театра, то есть в стенах дома Велимира. Первые попытки были предприняты в 2018 году (к 25-летию музея). Санкт-Петербургский театр LUSORES поставил два спектакля: Николай Заболоцкий — «Школа жуков. Урок тишины», Елена Гуро — «Небесные верблюжата». И вот в 2019 году состоится большое событие: показ эскиза пьесы Станислава Шалковского «Дом Хлебникова».