1,5 тонны занавеса и люстра в лотосе: новые факты о Театре оперы и балета
Расскажем и покажем прямо сейчас!
Астраханский театр оперы и балета — одно из самых таинственных зданий нашего города. Может, потому что одно из самых величественных и масштабных. Всем хочется узнать, что же скрывают эти громадные площади, помимо сцены. И, к счастью, обратная связь случается постоянно.
Помимо большого и малого зала, здесь есть множество арт-пространств, доступных всем желающим. Сегодня сюда заглянули и мы — и несмотря на то, что это уже далекооо не первый наш визит в театр, команду AstraKult вновь ждали сюрпризы — и только приятные!
Пойдем за нами!
Нашим проводником в мир искусства сегодня стала прекрасная девушка Ольга Пряхина — менеджер по реализации творческих проектов театра.
Аркадия в театре
Глазам невозможно поверить! — перед нами летний театр «Аркадия», словно сошедший со старинных фотографий об Астрахани. Именно с этих эмоций начиналась наша экскурсия, которая приготовит еще немало сюрпризов.
А все потому, что мы оказались в арт-пространстве «Аркадия». Оно появилось в театре совсем недавно и посвящено чуду деревянного зодчества. Самое почетное место здесь занимает рукотворный макет деревянного театра, выполненный в масштабе 1:40. И его размеры позволяют оценить небывалое мастерство исполнения, изгиб каждой резной детали и стопроцентное сходство с оригиналом, которое мы уже, к сожалению, не увидим никогда…
Как известно, театр «Аркадия» существовал начиная с конца 19 века (если быть совсем точными, с 1899 года), а в 1976 году трагически сгорел. Нет никакой информации о том, как он выглядел внутри — фотографических материалов не сохранилось. Но внешний вид этого великолепного резного здания был восстановлен до мельчайших подробностей.
Макет деревянного театра Константина Поликовича создан инициативной группой астраханцев во главе с Андреем Пальцевым, он прямой потомок купца.
Возвращение в детство
Здесь же мы увидели интересную инсталляцию с «письмами памяти» – как их назвали авторы идеи. Сотрудники театра стараются прививать молодежи и детям тягу к истории, рассказывая еще и о том, как зарождалось театральное искусство в Астрахани. Ведь сначала в деревянный театр приезжали гастрольные деятели (Козловская, Собинов), а позже появилась собственная труппа. Задумка инсталляции заключается именно в том, чтобы делиться этими воспоминаниями с новым поколением через письма памяти.
В самом арт-пространстве элементы декора были созданы на основе эскизов художника Театра оперы и балета Петра Жукова. Он работал, опираясь на собственные воспоминания из детства, а главное — незабываемые впечатления. Тогда они с родителями любили прогуливаться по парку и есть мороженое.
Это не точная копия, да и не было такой цели — он хотел в этом арт-пространстве передать свои положительные эмоции относительно деревянного театра и своего детства. А бутафорские цеха воплотили все это в жизнь.
Глядя на убранство «Аркадии», кажется, что все здесь выполнено из дерева, но откроем вам секрет: «резные» декорации сделаны из пенопласта, обклеенного бязью, которая, в свою очередь, окрашена в максимально приближенный к дереву цвет. В своей совокупности это дает ощущение, что перед нами самые настоящие деревянные изделия. Чудеса, да и только…
Артефакты в театре
Однажды мы уже бывали в музее Театра оперы и балета, но вот вам еще один секрет (только – тсс, никому!): сейчас музей находится на ремонте, совсем скоро он станет еще привлекательнее в плане дизайна и наполнения. А две стеклянные витрины переехали в это пространство из предыдущей версии музея. В них собраны памятные театральные предметы. Еще парочка предметов сменила свое прежнее место жительства на новое.
Театральные маски — часть барельефа деревянного театра. Прежде их можно было увидеть на одной из стен музея. Барельеф был случайно найден за кулисами, еще в музыкальном театре. Он был в очень плохом состоянии, но реставрация тоже творит чудеса! Аутентичные маски тем временем оказались на стене «Аркадии», они сюда отлично вписались.
Но некоторые вещи здесь представляют особый интерес, ведь они винтажные! Пианино, шкаф и трюмо принесены в дар театру астраханцами.
Старинное пианино действующее, но без механизма внутри, хотя клавиши понажимать разрешается. Оно настоящее и очень тяжелое — шестеро человек его тащили несли сюда! Трюмо в цехах театра получило новый цвет и подстолье. Старинные черно-белые фотографии, которые сейчас лежат у зеркала, были переданы в дар театру вместе с платяным шкафом от одной астраханской семьи, чьи родственники, скорее всего, запечатлены на снимках. Вот такая история…
Все пространство здесь поделено на зоны. Зона с трюмо — это гримерка артиста. В платяном шкафу хранились его сценические костюмы. А пианино служило для распевки солистов.
Сегодня здесь проходят мастер-классы для детей, в дальнейшем планируются ретро-вечера. Уверены, это место будет радовать разнообразием театральных мероприятий.
На сцену!
Ну… или почти. Команда AstraKult уже заглядывала с обратной стороны этой медали, но сейчас посмотрим на нее в упор. Мы в Большом зале театра оперы и балета и наши пытливые умы жаждут новых ответов. Готовы?
Вот вам дюжина фактов о самом большом астраханском театре:
Факт 1. Большой зал построен в стиле итальянских ярусных театров 17-18 века. В те времена архитекторы отходили от традиционных – прямоугольных — форм зала, отдавая предпочтение полукруглым, сужающимся к порталу сцены. К тому же, это сделано в целях улучшения акустики.
Факт 2. Этот зал вмещает 750 посадочных мест, он разделен на партер и балконные ярусы, имеется царская ложа, а под ней — техническое положение, в котором ведется работа над светом и звуком во время театральной постановки. Самые лучшие места — это бельэтаж, центральная ложа и средняя часть партера.
Факт 3. Обычно партер имеет легкий наклон. Но благодаря тому же механизму, который трансформирует сцену (кресла демонтируются вручную), партер становится практически вровень со сценой — открывается большая площадка, на которой проводятся рождественские балы.
Факт 4. Сцена делится на основную часть, авансцену и арьерсцену и в общей сложности она насчитывает 40 метров в глубину.
Факт 5. Общая высота от планшета до колосников — 29 метров.
Факт 6. Не все знают, зачем на стенах висят мониторы, обращенные к сцене. Рассказываем — на них транслируются действия дирижёра, по которым ориентируются все певцы, ведь самого дирижера видят только музыканты, расположившиеся в оркестровой яме.
Факт 7. Яма под сценой достаточно вместительная. И, благодаря нижней механике, сцена трансформируется, яма поднимается-опускается. Когда яма поднята вверх, то площадь авансцены значительно увеличивается.
Факт 8. На сцене театра 6 планов, 5 из них способны трансформироваться — они могут быть на три метра над планшетом подняты или опущены в трюм, в самый низ, как раз, где мы были в цехе с самыми масштабными декорациями.
Факт 9. Люк-провал — интересное название для тех, кто знает все о театре, но недостаточно глубоко. Есть система люков, благодаря которым актеры могут эффектно появляться на сцене. В опере «Трубадур» есть момент, когда появляется образ матери, в этом помогает как раз люк-провал.
Факт 10. Есть возможность по центру сцены установить перекатный фур с поворотным кругом, на котором размещаются декорации. Они вращаются в процессе постановки — таким образом происходит смена действия, например, в опере «Отелло».
При этом есть такие постановки, в которых минимальное количество элементов декораций на сцене, большая их часть — это проекция, плюс свет. Вспомним «Осуждение Фауста».
Факт 11. Необыкновенная театральная люстра имеет столь же невообразимый вес — около 800 кг!
Диаметр ее составляет 5 метров, а высота — 2,5 метра. В люстре 156 лампочек. Она находится в центре раскрытого цветка лотоса, символа Астраханского края. Есть традиция в театре — перед началом очередного театрального сезона люстру опускают вниз для технического обслуживания, замены лампочек. Для этого как раз поднимается партер и расчищается часть кресел, ведь люстра оочень большая!
Факт 12. Антрактный занавес весит около полутора тонн, он тоже открывается и закрывается не вручную. Считается, что занавес — визитная карточка театра. Занавес театра оперы и балета изготовлен из вишневого бархата, отшивался он целый год в Санкт-Петербурге. На нем мы снова видим лотос в виде бутончика над поющей театральной маской. Маска смотрит сразу в несколько сторон: это отсылка к истории о том, что Астрахань располагается исторически и географически на стыке различных культур. Над маской — жемчужина. Таким образом символично представлен театр, а именно как жемчужина Каспийского региона.
Мини-сцена
Не менее интригующие предметы и залы мы увидели на верхних этажах театра. Например, в театральной гостиной пред нами предстал макет сцены – незаменимая вещь для любого театра.
Его представляют на художественном совете, где показывают постановку в эдаком «макетном виде». Эта версия сцены хоть и маленькая, но продумала до мельчайших подробностей: учтены все шесть планов оригинальной сцены театра, декорации и костюмы постановки.
В театре оперы и балета работают приглашенные художники, изготовленный макет они имеют право забрать с собой, либо оставить в дар театру.
В стеклянных коробах, словно сокровища музея, хранятся удивительные миниатюры постановок оперы и балета.
Вот опера «Пиковая дама», номинированная на Золотую маску. Вообще, это первая опера, которая была представлена на Большой сцене в 2012 году.
Это «Борис Годунов». Вы знаете, что есть два «Бориса Годунова» — один сценический, декорации в стеклянном кубе — к этой постановке. А второй был представлен в рамках опен-эйр в Астраханском кремле. И оба они совершенно разные!
Рядом балет «Дон Кихот» с крошечными мельницей и обозом, «Ромео и Джульетта», «Балет вальс белых орхидей».
Больший восторг у нас вызвала миниатюра «Отелло», ведь именно эти декорации мы видели в цехе под сценой. Такой контраст – в цехе они в натуральную величину – 8 метров в высоту! А здесь, под стеклом, совсем крошечные, именно такими декорации к будущей постановке впервые предстали перед художественным советом.
Массивный деревянный шкаф и часы, висящие над столом, были переданы в театр Александром Жилкиным, еще будучи губернатором.
Здесь же, в театральной гостиной можно рассматривать и рассматривать самые разные предметы и забавные инсталляции. Например – кресло с птичьим гнездом внутри. Создателем всех арт-пространств этого театра, как известно, была художница Елена Вершинина, здесь она задумывала уголок старой Астрахани: дворик, где на веревке сушится белье, оконные ставни и т.д. Все эти предметы показывают Астрахань такой, как она есть.
Во время нашей экскурсии мы успели посетить еще пару комнат на этом этаже – Белую и Черную. Белая комната была задумана как рай до грехопадения. Это барочный сад, который продолжается бесконечность.
Здесь живут части репертуарных спектаклей, которые уже не используются. Черные вороны, символизирующие материальный мир «Пиковой дамы». Руки, зовущие в искусство и Указывающий перст, они, как и маски, из постановки «Осуждение Фауста».
А противоположностью этому помещению служит Черная комната с черными голыми кудрявыми ивами, красными яблоками и коврами на полу. Кстати, яблоки встречаются по театру очень часто и в разном исполнении — наверное, это что-то значит…
Наверняка, вы уже и сами захотели увидеть все собственными глазами. Записаться на обзорную экскурсию по театру оперы и балета можно по номеру: 66-76-34