Константин Домонтович: городской архитектор Астрахани и его творения

Астрахань славится своей уникальной архитектурой. А ведь за каждым роскошным домом стоит имя его создателя. В нашем городе в разное время работали выдающиеся архитекторы, которые оставили после себя заметный след. В публикациях на АстраКульте мы уже вспоминали Виктора Вальдовского-Варганека и Николая Миловидова, а сегодня поговорим еще об одном талантливом человеке — Константине Домонтовиче.
Константин Кириллович родился в 1853 году в семье губернского секретаря Екатеринославской губернии и был по происхождению дворянином — фамилия Домонтовичей принадлежала древнему дворянскому роду Московии.
Своё первое образование будущий архитектор получил в одесской частной гимназии, после чего успешно отучился на курсе строительного училища. И только после этого, в 1881 году, он впервые появляется в Астрахани. Однако изначально наш город не совсем принял молодого специалиста. Домонтовича назначили младшим инженером Строительного отделения Губернского правления, а через год его отправляют в Самару – на должность младшего архитектора. На этом всё могло бы и закончиться, если бы не смерть Эрнста Фольрата, городского архитектора Астрахани. Спустя год Домонтовича вновь переводят в южный город, и теперь практически навсегда. Он получает должность нового городского архитектора.
Всё весьма неплохо стало складываться и в личной жизни Константина Кирилловича. В 1887 году он женится на дочери генерал-майора Елизавете Николаевне, которая родит ему троих детей. Проблемой был лишь жилищный вопрос: как ни странно, архитектор долго не мог обзавестись собственным домом. Долгое время семья скиталась по съёмным квартирам, и только в 1899 году Домонтович построил каменный дом на перекрёстке Запасной и Армяно-успенской улиц (ныне – Калинина, 12/3-я Интернациональная, 1). Однако семья жила там совсем не долго. Трудно сказать, что именно не устроило архитектора, но к 1904 году он построил новый деревянный дом с террасой на Персидской улице, который сейчас является одним из примеров деревянного зодчества (ул. Гилянская, 17). Кстати, первый дом Домонтовича позже станет родным для его коллеги – Николая Николаевича Миловидова.
Константин Домонтович, ввиду занимаемой должности, много времени проводил на службе — ему приходилось заниматься буквально всем, что касалось строительства в городе. Он составлял проекты и сметы на постройку, снос, перенос, переделку и ремонт чего-либо; осматривал здания; выдавал заключения по работе; вёл надзор; участвовал в комиссиях и судах в качестве свидетеля и эксперта; контролировал состояние и оборудование земляных валов, защищавших город от наводнения. Причём, помимо основной работы, Домонтович имел должности в Приказе Общественного презрения и Управлении калмыцким народом, а в начале 1890-х был даже епархиальным архитектором!
Сжав предыдущий абзац до одного предложения, можем сказать, что у архитектора Домонтовича со всеми его обязанностями было не так уж и много времени для творчества. И мы здесь сталкиваемся с тем, что не можем быть абсолютно уверены в причастности Константина Кирилловича к созданию того или иного памятника архитектуры.
Например, обратим внимание на один из красивейших (по мнению автора, редакции и, наверное, большинства астраханцев) домов – Дом Губиных (Красная набережная, 7/Куйбышева, 1).

Художник: Денис Сидоров
Фамилия Губиных на рубеже XIX-ХХ веков была хорошо известна — это одни из наиболее богатых и влиятельных жителей Астрахани того времени. В их владении находились лесопильные заводы, лесные пристани и склады материалов. Разумеется, семья делала большой вклад и в развитие города — посредством меценатства и благотворительности.
Этот дом, предположительно созданный по проекту Домонтовича, является примером так называемой купеческой застройки, где на первом этаже располагаются торговые и административные помещения, а выше – покои хозяев; внутри же двора находятся другие хозяйственные постройки, склады и прочее. Само здание построено в стиле популярной в начале ХХ века эклектики, с акцентом на барокко. С богатым декором, лепниной, скульптурами, особенно выделяющимся парадным входом и массивными чугунными воротами. В здании даже удалось сохранить лестницу из белого мрамора и два изразцовых камина.
История распорядилась Домом Губиных вполне благосклонно. В 1919 году его национализировали и там расположился реввоенсовет и штаб Каспийско-Кавказского фронта. А в 1937 году он был передан астраханским пионерам.
Проблема лишь в том, что мы не можем с полной уверенностью говорить о том, что это здание было действительно создано героем нашего материала. Это же касается, например, и Дома братьев Сундуковых (Ленина, 1/Тредиаковского, 15).
Сундуковы владели кожевенным предприятием на Цареве, занимались овчинным производством и шорной торговлей. Каменный двухэтажный дом, с выделяющимся фасадом, чугунным кованным балконом и козырьком был построен в 1897 году; а в 1918 году, после пожара январских боёв, навершия и башни серьёзно пострадали и были перестроены в упрощённом виде. Автором проекта вполне вероятно был Константин Домонтович. Во всяком случае, к каждому из уже названных и описанных ниже зданий он имел хотя бы небольшое отношение — ввиду занимаемой им должности.
Пожалуй, самым крупным проектом, к которым был причастен архитектор, является городская электростанция. Точнее, первая городская электростанция, являющаяся ярким примером промышленной архитектуры того времени.
К началу ХХ века электричество было одним из главных двигателей прогресса. В Астрахани уже начали появляться личные генераторы электрической энергии в наиболее дорогих магазинах и богатых домах. Настало время и для снабжения электричеством города.
В 1896 году власти направляют в Министерство внутренних дел предложение о строительстве городской электростанции и прошение на облигационный заём. Разумеется, всё решилось лишь через десять лет, средства поступили только в 1908-м. Автором проекта являлся другой архитектор, П.И. Коржинский, техническим специалистом стал городской электротехник И.И. Зайковский, а наш сегодняшний герой занимался проработкой фасадов.
Первый запуск станции состоялся 1 мая 1910 года, а с января 1911 станция снабжала город электричеством постоянно. Но уже через три года Думой было проведено заседание по вопросу о переустройстве и расширении городской электростанции, однако это Домонтовича уже не касалось.
Стараниями Константина Кирилловича в городе было построено и несколько учебных заведений. Под его надзором создавалось роскошное здание Мариинской женской гимназии (Советская, 23/Шелгунова, 11), рассчитанное на 500 мест.

Художник- Юрий Анискин
Оно представляет из себя смесь итальянской классики и русского зодчества. Помимо классов здесь располагались актовый зал, церковь и пансион. В настоящее время это строение известное как Астраханская государственная консерватория.
Быть может, не такой заметный, но куда более важный проект – Городская торговая школа Косова (Академика Королёва, 23/Коммунистическая, 48).
История купца Георгия Зиновьевича Косова весьма показательна. Мальчик из бедной семьи смог «выбиться в люди» и стать одним из богатейших купцов в городе. Разбогатев, Косов занимался благотворительностью, в том числе задумался о таких же, как он когда-то – способных, но бедных детях. Тогда он основал четырехлетнюю торговую школу, целью которой была подготовка учащихся к службе в торговых и промышленных учреждениях города. Собственно, школа отличалась своими демократическими принципами, обучая детей разного достатка и вероисповедания. Учебное заведение располагается в этом здании и в наши дни.
За время своей работы Домонтович успел принять участие и в строительстве религиозных зданий. По его проекту в 1892 году была построена лютеранская кирха (Казанская, 100), об истории которой мы уже писали в этом материале.
Также Константин Кириллович был причастен к созданию Доходного дома Роземблюмов (Пугачёва, 11/Фиолетова, 28-30/Тихий переулок, 10), Доходного дома Агамова (Театральный переулок, 3), Дома Шарлау (Кирова, 26/Ленина, 9), Дома Агамжановых (Никольская, 5/Урицкого, 17), Дома Бойко (Анатолия Сергеева, 13) и гостиницы Плотникова (Свердлова, 5/Фиолетова, 3); сделал эскиз для новой ограды Александровского сада (нынешней площади Ленина), надзирал за перестройкой Ивановского моста.
Как и у многих людей, связанных с искусством, жизнь Домонтовича имела свои печальные страницы. В мае 1890 года начались работы по перестройке деревянных корпусов Вечернего базара в каменные. Но при разборке, вероятно, была допущена ошибка – деревянное сооружение обрушилось. Несколько человек погибло и было искалечено. В 1891 году началось судебное разбирательство, где одним из виновных как раз считался архитектор. Однако для него всё закончилось неплохо — через два года он был освобождён от ответственности.
А далее история Константина Кирилловича окутывается некоторой тайной. К сожалению, пока мы не знаем, как провёл остаток своей жизни выдающийся архитектор. В 1913 году, спустя 30 лет работы в Астрахани, Управа освободила Домонтовича от обязанностей. После этого следы его фактически теряются. Известно лишь то, что он долгое время пытался получить свои документы из Управы, а в 1916 году запрашивал формулярный список для поступления сына на военную службу. Что же было дальше – так и остаётся загадкой по сей день… Однако имя его живет в уникальной архитектуре Астрахани.