Волжская Венеция: Астрахань – город мостов и каналов
Расскажем о наших любимых
Южной (или Волжской) Венецией наш город называют не случайно. Астрахань расположена в самой дельте Волги на 11 островах и пронизана множеством рукавов и протоков волжского русла (Болда, Кутум, Царев, Кизань). Отсюда и обилие мостов, перекинутых через реки и ерики, что, к слову, роднит Астрахань с Петербургом.
Император Петр I приложил немало усилий к развитию Астрахани как Волго-Каспийского порта.
ИСТОРИЯ
Но прежде чем полюбоваться самыми красивыми мостами современной Астрахани, совершим путешествие в прошлое — там тоже было немало интересного.
К середине XVIII века окончательно определилось островное положение исторического ядра Астрахани Кремля и Белого города, которое стало соединяться с быстро растущим городом многочисленными мостами через реку Кутум, которая еще в начале 20 столетия была судоходной, и Варвациевский канал.
Самый первый мост, который появился на Кутуме — Крaсный мост. Правда, так он назывался не всегда, а за свою историю сменил несколько названий. Изначально его наименовали «Наплавный», затем «Понтонный» и, наконец — «Красный». Последнее наименование дано по имени бугра, у подножия которого он находится.
Бугор, где сегодня стоит Иоанно-Предтеченский монастырь, в древности называли «красным». Красной краской был покрашен и сам мост при его постройке в конце XVIII — начале XIX века: следы краски оставались на бревнах при его замене на железобетонный. В 1908 году Красный мост через Кутум был построен заново по проекту архитектора Малаховского еще деревянным.
Сапожниковская улица (ныне Коммунистическая), как и другие прилегающие улицы, еще в конце 18 столетия были покрыты ильменями, ериками и камышом. Потребность в переправе через Кутум — более удобной, чем перевоз — существовала всегда.
Известный промышленник и меценат Иван Варваций взялся построить этот мост на свои средства, и к ноябрю 1805 года осуществил свою задумку. Дума приняла дар городу от Варвация и 23 ноября 1805 года постановила «устроения господина надворного советника Варвация передать на благоустроение господину Губернатору, ради пропечатания в обеих столицах и в публичных ведомостях».
На этом благие деяния мецената не закончились. Так, Варваций вызвался за свой счет устроить судоходный канал, строительство которого затянулось еще с 1744 года! В 1817 году канал был окончательно построен, кроме того на средства Ивана Андреевича с обеих сторон канала были устроены деревянные набережные и через канал перекинуты шесть мостов. По высочайшему соизволению от 31 декабря 1817 года канал, именовавшийся до этого Астраханским, был назван Варвациевским — что более чем справедливо.
Мосты Татарский и Полицейский через Варвациевский канал были построены на месте старых, обветшавших в начале XIX века на средства купца из татар Давида Измайлова.
Полицейский мост — один из старейших на Варвациевском канале — упоминается еще в описаниях путешественников во второй половине XVIII века. Он являлся связующим между центром города и татаро-армянскими слободами в Заканалье. В XIX веке Полицейский мост был широкий с движением в два ряда.
В 1908 году архитектор Малаховский составил проект нового Троицкого моста (ныне в створе ул. Победы) через канал по расчету и типу построенного им же Красного моста через Кутум. В 1867 году архитектором Шимановским был выполнен проект временного, на деревянных сваях, моста через Кутум, названного Коммерческим или Кутумовским (ныне в створе ул. Адмиралтейской). Деревянный мост просуществовал недолго, уже в 1897 году был построен новый Коммерческий мост с условием пуска по нему трамвая: он имел особую конструкцию с учетом большой нагрузки.
По проектам архитекторов Фольрата и Депедри устраивалось благоустройство набережных канала и спусков к переправам.
КУСТОДИЕВ
Интересно, что кисти Бориса Кустодиева принадлежит полотно «Мост. Астрахань», который является сегодня частью квартиры-музея Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге. Вообще уроженец Астрахани оставил сравнительно немного работ, посвященных родному городу. Данная картина написана в голодном Петрограде в 1918 году. Полупарализованный художник, почти лишенный возможности общения с внешним миром, воскрешает в памяти светлую пору астраханской юности. И на холсте возникает мост через реку Кутум в предзакатный час, и бричка на мосту с бородатым пассажиром, и две девицы, весело беседующие с облокотившимся на парапет кавалером.
Главный вопрос: какой же именно мост изображен на этом полотне. Но в ходе совместного обсуждения мы пришли к выводу, что это некий собирательный образ и юности художника, восстановленный из того времени.
Много воды утекло с тех пор – в прямом и переносном смысле, но астраханские мосты не потеряли своего очарования. Они по-прежнему являются одной из «жемчужин Каспия». Наслаждайтесь их прекрасными видами во время пеших прогулок, а мы тем временем расскажем вам о самых-самых!
СОВРЕМЕННОСТЬ
МОСТ ВЛЮБЛЕННЫХ
В Астрахани пешеходный чудо-мостик, проходящий над рекой Кутум, именуют не иначе как «Мост влюбленных». Еще бы – это одно из самых романтичных в городе мест, с живописным видом на Красную Набережную и тысячами признаний в любви и верности.
Многие годы существует традиция — после регистрации астраханские молодожены завязывают ленточки на кованых ограждениях моста и вешают замки со своими именами — на счастье, так сказать. Как вы сами понимаете, желающих испытать на себе счастливую примету хоть отбавляй.
Самое романтичное место…
МОСТ ДРУЖБЫ
Современный и очень красивый мост создан при поддержке Фонда Гейдара Алиева и олицетворяет российско-азербайджанскую дружбу. Прогуливаться по нему всегда очень приятно — например, по пути на набережную Волги. В народе его его еще называют «Плачущий мост» — сила инженерной мысли грациозно объединила мост с фонтаном, завершив это современной светодиодной подсветкой. Так что в нашем случае, такой мост может плакать только от счастья!
Волшебство вечерних прогулок…
Валерий Елисеев, художник:
Я родом из Астрахани, родился в 1967 году и вырос в этом месте, которое принято называть «Южной Венецией». Сами астраханцы считают свой город похожим на «Северную Венецию», на Петербург, видимо, из-за такого же количества каналов и мостов. И хотя уже много лет живу в Ленинградской области, в Киришах, Астрахань всю жизнь подпитывает меня своей солнечной энергией, древней историей и обширной культурой.