Старая Астрахань в живописи Юрия Анискина

Расскажем про героев этих картин
Не секрет: истории о старой Астрахани пользуются особой популярностью среди читателей АстраКульта. Неподдельный интерес вызывают архитектурные объекты, которые не дожили до наших дней, но остались в сердцах астраханцев. Тем более притягательными для нас становятся картины Юрия Анискина, который возвращает к жизни казалось бы навсегда утраченное — в своих картинах. Сегодня остановимся на нескольких из них и расскажем подробнее о прекрасных героях художника.
ДЕРЕВЯННЫЙ ПАРК «АРКАДИЯ»
Безусловно, это чудо деревянного зодчества полностью соответствует своему названию — ведь Аркадия символизирует нечто идиллическое и своими корнями уходит в глубокую древность, обозначая древнегреческие райские сады.
История райского парка в Астрахани начинается с середины 1880-х гг., когда бывший морской служащий Константин Полякович создал на Рождественском бугре увеселительный сад. На территории астраханской «Аркадии» расположились деревянный театр, открытая сцена для хора и ресторан. Местные жители с большим восторгом восприняли открытие парка, поскольку подобного места отдыха доселе в городе не существовало. Но, к сожалению, все эти постройки были уничтожены во время пожара в 1889 года.
Спустя 10 лет сыновья Поляковича, Владимир и Константин, с помощью лучших мастеров резного деревянного орнамента восстановили театр, превратив его в сказочный терем. В саду были заново выстроены Клуб общественного собрания, открытая эстрада, музыкальная раковина и два ресторана-вокзала — так назывались прежде увеселительные заведения с музыкой и танцами.
На сцене летнего сада «Аркадия» блистали такие выдающиеся мастера, как Надежда Папаян, Марта Марэн, Федор Шаляпин, Леонид Собинов. Здесь гастролировал театр под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В саду во время гуляний играли духовые оркестры.
В 1918 году парк национализировали и переименовали в летний сад имени Карла Маркса. В 20-30-е годы он стал местом проведения важнейших общегородских мероприятий. В здании театра проводились торжественные заседания, посвященные революционным праздникам. В послевоенные годы в парке были установлены новые аттракционы: несколько видов каруселей, комната смеха, колесо обозрения, с которого открывался прекрасный вид на город. На открытой эстраде шли концертные программы. Осенью рядом с парком размещалась областная сельскохозяйственная выставка. Летний театр по-прежнему играл большую роль в культурной жизни города. Здесь гастролировали коллективы Москвы, Ленинграда, Горького, Саратова, Куйбышева. К середине 1970-х гг. летний театр был закрыт на реставрацию, которую так и не удалось провести, поскольку здание сгорело в ноябре 1976 года.
ЭЛЕКТРОТЕАТР «МОДЕРН»
В 1909 году по заказу владельцев пароходного общества «Кавказ и Меркурий» архитектор Виктор Варганек-Вальдовский строит электрический театр с этим названием, которое как нельзя лучше ему подходило.
Здание отличает переливчатость форм, выраженная асимметрия, причудливые орнаменты, обилие лепнины, деталей и проёмов. Здесь были представлены три купола различных форм, кирпичные и оштукатуренные поверхности, а на углу улиц находилась приземистая башня с флагштоком – кинотеатр больше походил на сказочный замок в центре Астрахани.
Внутреннее убранство ничуть не уступало экстерьеру. Трудно сказать, что больше привлекало посетителей: немые фильмы или же само место, в котором они демонстрировались. Кроме того, внутри расположился настоящий зимний сад. Ежедневно здесь играл симфонический оркестр Астраханского казачьего войска или оркестр пожарной охраны, давали концерты и приезжие артисты. При театре работала собственная электростанция для освещения помещений, их отопления и работы вентиляторов.
Не удивительно, что театр был признан «первым в России по красоте и изяществу». Однако простояло это великолепное здание лишь до 50-х годов ХХ века, когда началась реконструкция, ставшая по сути перестройкой. Правда, это уже совсем другая история…
ПРИСТАНЬ ОБЩЕСТВА «КАВКАЗ И МЕРКУРИЙ»
ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА
«Кавказ и Меркурий». Так называлась самая крупная волжская пристань в Астрахани (позднее она получит широко известное по сей день название «Семнадцатая пристань»).
«Кавказ и Меркурий» — крупнейшее частное пароходное общество, действовавшее в 1848-1918 гг. в волжско-камском речном бассейне и на Каспийском море. Оно образовалось путем слияния Общества срочного пароходства по Волге, Каме и Оке «Меркурий» и судоходной компании «Кавказ», которая осуществляла свою деятельность в Каспийском море. Практически монополизировав региональные судоходные перевозки, «Кавказ и Меркурий» тратило много средств на внедрение технических новшеств. В частности, первым использовало нефть для паровых котлов («Державин») и применило электрическое освещение на своих пароходах («Фельдмаршал Суворов»). Повсюду — от Рыбинска до Астрахани — на побережье Каспия строились новые пристани, склады и ремонтные доки. Пассажирские пароходы «Александр II», «Фельдмаршал Суворов», «Иоанн Грозный», «Святослав» признавались самыми современными в своем классе, поражая пассажиров 1 и 2 класса, роскошью и комфортом.
Пристань «Кавказ и Меркурий» относилась к Каспийскому пароходству и могла принимать до пяти грузопассажирских пароходов одновременно. С ростом пассажиро- и грузоперевозок старое здание конторы реконструировали, значительно увеличив площадь застройки и ее высоту — до двух этажей. Это было одним из любимых мест для прогулок у горожан.
Отдельно стоит сказать про Триумфальную арку. Красивое сооружение возвели специально к приезду государя Александра II — кстати, в строительстве принимал участие отец Максима Горького (напомним, в раннем возрасте будущий знаменитый писатель проживал в Астрахани вместе с отцом, подрабатывавшем в порту столяром-краснодеревщиком).
Именно та самая легендарная арка уже в советские времена привела сюда и съемочную группу фильма «Мой друг Иван Лапшин». Говорят, сохранившееся еще с императорских времен сооружение сыграло свою определяющую роль для режиссера фильма Алексея Германа — свой легендарный фильм он решил снимать в Астрахани.
Ну а спустя много лет здесь появилась уже новая Триумфальная арка — к 300-летию Астраханской губернии.
В продолжение темы
Старая-новая Астрахань: шедевры архитектуры, дошедшие до наших дней