«Урок» должен продолжаться
Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
Жизнь преподает нам свои уроки. Делает это и театр. Ведь события, происходящие на сцене, берутся из нашего с вами бытия. Но иногда такой театральный урок может превратиться в абсурд, который легко доведет до смерти.
Эжен Ионеско, признанный классик авангарда, написал пьесу «Урок» в середине прошлого столетия. Однако ее сюжет не утратил своей актуальности и в наши дни. Перенести содержание произведения на сценическую площадку в Астрахани решили в Театральной мастерской. Режиссер Андрей Радочинский реализовал эту идею в уютном зале Дома актера, что сделало спектакль еще более современным.

Режиссер и исполнитель главной роли Андрей Радочинский
Ситуация предельно простая: молодая девушка (Ксения Горбачева) приходит на занятие, как сказали бы сейчас, к репетитору (Андрей Радочинский). Цель простая – подготовка к получению научной степени. Знакомство начинается с обмена любезностями (оба вполне образованные, приличные люди). Но когда от прелюдии дело переходит к проверке знаний, то ситуация становится парадоксально ужасающей. Несмотря на то, что это всего лишь первый (и как потом окажется единственный) урок данной молодой особы, кажется, что он длится целую вечность.
Как раз во время диалога зритель видит, как меняется эмоциональный диапазон обоих героев. Учитель из зажатого рамками приличия человека превращается в монстра, который реагирует на каждый промах своей новой подопечной. В результате из открытой девушки гостья превращаются в дурочку, не понимающую «элементарных основ арифметики». На нервной почве у ученицы начинает болеть зуб. Однако урок должен продолжаться. Превозмогая боль, девушка пытается выслушать и понять «гениальную» теорию своего наставника о родстве европейских с неоиспанским языком. В данной ситуации больной зуб выглядит этакой «помехой» на пути к светлому образованному будущему ученицы. Искоренить это, по мнению героя Радочинского, возможно только радикальным, даже насильственным способом. Именно это, как мне кажется, и есть суть спектакля — насилие над личностью, как эмоциональное, так и физическое. Ведь на протяжении всей постановки поведение не меняется только у одного человека – служанки (Эльмира Дасаева). Даже когда она намекает на явную беду, к которой приведет занятие филологией после арифметики, лицо ее остается неизменным.
При этом в спектакле присутствует еще одна важная мысль. Заключается она в том, что каждый «гений» считает свою «правду» единственно верной. И как следствие, непримиримость с дрогой истиной, отсутствие реальной, а не мнимой снисходительности, нежелание услышать оппонента приводит к смертельным последствиям. Это более чем ясно показано концовкой спектакля.
Молодая девушка становится жертвой «гранита науки», который приходится не только ей, но и сорока ее предшественницам не по вкусу. Апофеозом этой войны — не столько за знание, сколько за возможность быть личностью — становится гора школьных портфелей, к которым по прошествии нового «урока» прибавляется еще один.

Василий Верещагин. «Апофеоз войны»
Неизменный атрибут образованного человека – портфель – единственная декорация в этом спектакле. Но она становится более чем значимой. Помимо возникающей у зрителя аллюзии на известную картину Василия Верещагина, эта гора школьных рюкзаков является неким лабиринтом, из которого не могут выбраться все без исключения герои спектакля. Этакой стеной плача, у которой в самом начале постановки бьется в слезной истерике ученица в лице Ксении Горбачевой.
Каролина Виноградская
Фото: Театральная мастерская