«Рисование – это голос души». Секреты арт-терапии от Елены Плужниковой

Доказано: искусство исцеляет и преображает
В последнее время люди стали все чаще обращаться к арт-терапевтам, возлагая на них большие надежды. Ведь с помощью искусства можно не только узнать о себе много нового, но и проработать те или иные внутренние травмы. Для более полного понимания этого современного направления мы обратились к астраханской художнице Елене Плужниковой, которая подробно рассказала о том, как по рисунку можно прочесть человека.
– Что же такое арт-терапия и в чем ее главная миссия?
– Этот термин включает две составляющие: Терапия – лечение нехирургическим путем внешних и внутренних заболеваний, и Арт — то есть искусство. Отсюда получается, что арт-терапия – это лечение искусством. А точнее – исцеление, искусством и творчеством.
Что касается миссий и задач, они достаточно обширны. В первую очередь, арт-терапевты помогают человеку общаться с самим собой посредством творчества. Живопись является для нас инструментом изотерапии. Именно через рисунок человек познает себя, особенно если он рисует в интуитивной живописи, исходя из своего настроения и чувств. Это и есть то самое бессознательное, которое находится внутри каждого, но которое невозможно осознать разумом. В нем-то и кроются ответы на многие вопросы:
Что сейчас со мной происходит?
Что я чувствую?
Что меня сейчас волнует?
В принципе, все ответы уже внутри нас, только их невозможно просто взять и вытащить оттуда. А благодаря проводнику арт-терапевту это получается сделать.
Одна из главных миссий арт-терапии — научить человека чувствовать себя, видеть себя, признавать свои эмоции, работать с чувствами. Также в ее задачи входит получение психодиагностического материала для дальнейшей диагностики, работа с агрессией, со страхами, трансформация негативных установок, проработка определенных жизненных ситуаций. Арт-терапия помогает работать с самооценкой, с повышением собственной значимости, с проблемами речевого аппарата (к примеру, заиканием), с некоторыми психосоматическими отклонениями. Изотерапия помогает и парам решать их внутрисемейные конфликты.

Автор: Елена Плужникова
Ну а самые первостепенные задачи арт-терапии, которые будут полезны каждому — это релаксация, гармонизация состояния, чувство удовольствия, наполненности жизни. После нее человек ощущает легкость, свободу, радость. Если арт-терапевт работает через живопись с клиентом — с его бессознательным — и помогает человеку понимать его шифры, заложенные в рисунках, объясняя и ведя за руку, сопровождая его, задавая наводящие вопросы, то человек сам находит ответы в моменте, здесь и сейчас.
– С какими проблемами или запросами люди обращаются сегодня к арт-терапевту?
– Их очень много, начиная от желания успокоиться и передохнуть до простого любопытства. Приходят с трудностями работы в коллективе, проблемами социализации, сложностями подросткового периода, за проработками детских травм и так далее. Часто люди обращаются с запросом: «Что-то со мной не так, не пойму, что». Сейчас появился запрос на перинатальную терапию, работу с беременными. Запросы очень перекликаются с задачами арт-терапии – большинство обращаются по адресу.
– Можно сказать, что арт-терапия – это разновидность психологии?
– Да, арт-терапия — это одно из направлений психологии и психотерапии. Есть разный функционал у арт-терапевтов. Арт-психотерапию могут проводить психотерапевты с медицинским и клиническим образованием. Арт-терапию используют и психологи. Словом, у арт-терапевта и психолога один функционал.
У меня есть общее психологическое образование по специальности Практикующий психолог. А еще — педагогическое и художественное образование. Все это дает мне право проводить арттерапевтические занятия. Кроме всего прочего, на арт-терапевта учатся, особенно те, у кого нет художественного образования. А также повышают квалификацию. Я прохожу дополнительные семинары по арт-терапии. Скоро у меня планируется повышение квалификации по европейским стандартам. Вообще в разных странах разные требования к арт-терапевтам.
Елена Плужникова работает педагогом-психологом в ЦПД «Улитка». Является членом Российской арт-терапевтической Ассоциации, руководителем совета по развитию творческих инициатив и арт-терапии в Ассоциации Эскпертного сообщества социальных инициатив, а также членом Межрегиональной общественной организации «Развитие психологической помощи» и Международной Профессиональной Ассоциации Психологов.
– Какие техники вы используете в арт-терапии?
– Это несколько интересных техник: эбру, интуитивная живопись, микс-медиа, графика, граттаж. Иногда использую 3D ручку, пластилинографию, дудлинг (свободное рисование). Основный метод, с которым я работаю — мой арттерапевтический проект «Рисуя музыку». Это интуитивная живопись под музыку, которую выбирает сам клиент.
Расслабляясь, человек начинает чувствовать. Получается такая полимодальная терапия, когда два творческих приема соприкасаются. Через музыку легче расслабиться, войти в состоянии релакса. И человек начинает рисовать то, что ему приходит в голову, пользуясь цветами интуитивно так, как ему хочется.
Эбру – это рисование на жидкой поверхности – специальном растворе. Терапия определенным образом действует, ведь некое хрупкое держит краску. Здесь можно агрессию снять, делать активно набрызги, не боясь испортить бумагу. Также эффект ВАУ присутствует. Еще это очень нежная техника, которая хорошо используется для работы со страхами, для снятия тревожных состояний.
Пример из практики. Человек пришел на интуитивную живопись, слушал музыку и рисовал. Под моим руководством прочитали рисунок, и клиент нашел ответы на свои вопросы. Узнал в рисунке сложившуюся ситуацию, увидел то, что его напрягает, и кардинально решил сменить свою жизнь. Поменял место работы, место жительства – и это действительно пошло на пользу.
В целом, в интуитивной живописи я выделяю три этапа. Первое – когда человек начинает рисовать ненастоящее, свою маску. Проходит время, и он начинает рисовать то, что есть на самом деле. Начинает раскрываться. Затем наступает пауза. И он начинает анализировать получившийся результат. Если принимает сложившуюся ситуацию на интуитивном уровне, то оставляет все, как есть. Если не принимает, то у него появляется желание все исправить. И он начинает переписывать. А может, наоборот – увидел, что написал неправду и начинает добавлять правду.
Обычно хорошо видно смыслы, когда женщина рисует в интуитивной живописи. Если происходит «затык» и она не может интерпретировать нарисованное, то я стараюсь помочь, предлагая варианты интерпретации той или иной части картины. И здесь важно обращать внимание на все детали рисунка. Однажды я прочитала по картине, что женщина находится в положении.
– А с детьми вы тоже работаете?
– Да, конечно! И в работе с детьми есть свои интересные особенности. Ведь когда рисует ребенок, он еще и рассказывает историю. Важно наблюдать за этим процессом. Я абсолютно убеждена: как человек рисует, так он и живет. Речь — это голос разума, а рисование — это голос души. На детских рисунках мы видим целые истории и придуманные сказки. Глядя на все это, можно услышать их страхи, состояния, взаимоотношения с окружающим миром. И, что самое интересное – отношение с самим собой.
Например, ребенок рисует персонажа, внутри которого есть и добрый, и злой герой. Это говорит о некоем раздвоении внутри ребенка. Будто он ощущает внутри себя агрессора.
– На что вы еще обращаете внимание при изучении рисунков?
– Через рисунок очень многое можно узнать. И есть очень много нюансов, которые важно брать во внимание. Штрих, нажим, линии, детали… Через манеру рисования можно прочитать темперамент, характер и настроение. Формы тоже имеют значение. Горы, к примеру — это символ мужественности, опоры и защиты. Дерево — с одной стороны, это то, что дает нам воздух, жизнь, но в то же время это нечто корнями вросшее и не умеющее сдвинуться с места. Возможно – некая зацикленность на месте. Так же важно, в какой части листа расположен рисунок: вверху, внизу, справа или слева. Слева — прошлое, посередине — настоящее, справа — будущее.
И наконец, выбор цвета. Пожалуй, самый важный пункт. Даже если кажется, что цвет испачкался нечаянно, то вам точно кажется.
Был случай, когда человек сопротивлялся собственному рисунку. Желтый цвет у него получился грязным, так как в него попал другой цвет. Другим удалось отмыть кисточку и добиться чистого желтого, а ему нет. И как оказалось, у мужчины были проблемы с отцом. В ходе терапевтического сеанса выяснилось, что отец бросил их в детстве, поэтому у него были обиды. Желтый цвет — это мужское начало. Могут быть проблемы как с отцом, так и в целом с мужским полом.
В интуитивном рисунке не бывает никаких случайностей. Все предопределено нашим бессознательным. Ведь если нам нужен чистый цвет, то мы все сделаем для этого: и отмоем, и отковыряем.
– Как интересно! А в чем же особенность каждого цвета — если в нескольких словах?
– Всего есть шесть основных цветов по Люшеру (швейцарский психотерапевт, который создал цветовой тест как проективную методику исследования личности).
У меня своя интерпретация значений, которая основана на довольно простом методе — это то, что вызывает определенные ассоциации у людей, исходя из их жизненного опыта. Хочу сказать, что в любой картине и цвет, и форма звучат по-своему. В каждом рисунке необходимо задавать вопросы рисующему. Значение цвета зависит от того, что сам человек скажет про этот цвет, что вызывает у него тот или иной оттенок.
И еще – все цвета двоякие. Например, красный цвет — огонь, тепло, кровь, сердце. С одной стороны, это любовь, лидерство, с другой — агрессия, желание быть первым, всепоглощающая страсть. Зеленый — это трава, она живучая и пробьется даже через асфальт. А вместе с тем — это большая жизнестойкость, жизнелюбие, целеустремленность. Желтый — это солнышко. Энергия этого цвета мощная, творческая, но в то же время как солнце она может все разрушить и сжечь. Синий — вода, охлаждающая и холодная. Это женское начало, вода питает и наполняет, дает жизнь и тушит огонь. Синий еще цвет материнства. А синий с желтым в сочетании дают зеленый, то есть цвет жизни. Все символично.
– Вы сами художник. Когда создаете свои картины, арт-терапевт в вас отключается, или наоборот?
– Когда я рисую, то абстрагируюсь от того, какие цвета и формы использую. Особенно если не хочу специально повлиять на зрителя. Если у меня есть цель донести до человека энергию и настроение через восприятие картины, то я, конечно, использую цвета, которые могут создать именно настроение. А если рисую для себя, когда мне нужно расслабиться, то отстраняюсь от своих знаний в области психологии.
– Как проявляется арт-терапия в городском пространстве? Мы слышали, у вас есть такие проекты.
– Да, в настоящее время я еще транслирую арт-терапию в таком глобальном формате, как социальные стрит-арт проекты. Так получилось, что судьба привела меня в «Щетку» — это городской проект по облагораживанию уличных пространств и объектов, будь то щитки, люки или заборы.
Мы стали привлекать к нему детей из социальных учреждений. И здесь я не могла не обратить внимание, какое влияние оказывает творчество в таком масштабном формате. Ведь это тоже арт-терапия в ее глобальном понимании!
Дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, учатся благодаря стрит-арт проектам быть частью чего-то большего, вносить свой вклад в мир, ценить человеческий труд. Они получают социально-культурные навыки, у них повышается самооценка. В этом творчестве не просто присутствует релакс и удовольствие от процесса, но и результат, который сохранится надолго в городе. Ребенок будет понимать, что он сделал что-то для украшения нашей Астрахани.