«Святитель Николай Чудотворец»: плавучая церковь из Астрахани

Уникальное творение человеческих рук
Церковь-пароход — бывало в нашей истории и такое чудо-творение. Религиозные услуги ловецкий люд получал прямо в Каспийском море — чему был несказанно счастлив. Сегодня от знаменитого плавучего храма из Астрахани остались раритетные фотографии и документальные факты. Читайте в нашем материале.
Предыстория
В конце XIX века на Каспии, где-то в 150 километрах от Астрахани, возник небольшой плавучий город. Дело в том, что в этой части глубина моря не превышала 3,5 метров — из-за мелководья глубоко сидящие морские суда с грузом для Астрахани не могли пройти дальше. А ведь в то время началась активная нефтедобыча в Баку.
Безбрежное морское пространство заполонили дебаркадеры, пароходы и другие суда. Здесь шла перегрузка товаров, пересадка пассажиров с морских судов на речные и обратно, а также перекачка нефтепродуктов из морских танкеров в речные баржи и самоходные суда. Здесь же стояли на якорях плавмагазины, конторы пароходных обществ, почтово-телеграфные отделения, таможня… Их работники, а также многочисленный штат моряков, грузчиков и речников вместе с членами семей составлял почти 4000 человек — плюс десятки тысяч рыбаков на путине.
Из-за своего местоположения и сезонности работы все эти люди в течение 7-8 месяцев были буквально отрезаны от мира. Они не имели возможности окрестить новорождённых, обвенчаться, справить праздники и умирали без исповеди и Святого причастия.
Поэтому было решено построить плавучий храм.
«Плавающий на водах»
Идея сооружения плавучего храма принадлежала астраханскому мещанину Hиколаю Янкову. Будучи человеком религиозным и находясь подолгу на ловецких промыслах, он ещё в декабре 1903 года обращался в епархию с предложением о сооружении передвижной церкви для обслуживания ловецкого люда в низовьях Волги.
Он же разработал проект «плавающего на водах» храма. По замыслу автора, на парусном судне длиной 24 аршина (17 метров) должна стоять железная церковь длиною 18 аршин, шириною 9 аршин (12,8х6,4 м) и две разборные на металлическом каркасе кибитки: казахская и калмыцкая, а для переездов с парусника на берег — лёгкая плоскодонная лодка.
Однако это предложение было признано преждевременным и отложено до наличия достаточных средств на его осуществление.
В 1907 году Янков обращается уже к Преосвященному епископу Георгию с более продуманным и реальным проектом. Преосвященный архипастырь передал проект на дальнейшее рассмотрение совету Кирилло-Мефодиевского братства. Благоприятное мнение совета было утверждено архипастырем 3 января 1908 года. С этого времени Янкову был выдан подписной лист на постройку плавающей церкви и начался сбор пожертвований.
Строительная комиссия постановила купить один из находящихся в эксплуатации пароходов и переоборудовать его в плавучий храм. Дело оказалось непростым — всего было осмотрено более 30 пароходов. В результате выбор пал на буксирно-пассажирский пароход «Пират», принадлежавший астраханскому мещанину Минину.
В частности, было дано заключение:
«Корпус, котлы и машины находятся в довольно исправном виде, приобрести и оборудовать под плавучую церковь можно будет, если хозяин согласится уступить за невысокую цену».
Минин уступил, и таким образом, в 1910 году « Пират» был выкуплен и переоборудован.
Из парохода в церковь
Переоборудование парохода под церковь началось в конце января, и с этого момента работы производились удивительно быстро, позволив подготовить судно-церковь к плаванию всего за 2 месяца!
На месте штурвальной рубки возвели шестиглавый храм и часовую звонницу — тоже с главкой. В носовой части была вырублена палуба, туда была вставлена железная рама, к которой прикрепили рубку-церковь с двумя входными дверями и двумя железными лестницами, ведущими в помещение храма. Были еще две двери с обеих сторон рубки для входа на хоры. Рубку-церковь венчали шесть вызолоченных главок с крестами. Такая же глава была и наверху сооруженной штурвальной рубки-звонницы.
В нижнем носовом помещении был оборудован алтарь с иконостасом, его выполнил мастер Соломонов по рисункам архитектора Карягина. Иконостас был сделан из соснового дерева, окрашен белой эмалевой краской. Рамы, ободки, карнизы — позолочены.
Иконы для иконостаса и всего храма были пожертвованы К.В. Карастелевым. Иконы эти были древнего письма, писаны в одной из лучших мастерских Москвы и весьма ценны.
Храм имел 7 колоколов – самый маленький весил 12 фунтов (5,4 кг), а самый большой – 15 пудов 20 фунтов (225 кг). По время переоборудования пароход был электрифицирован. Были предусмотрены каюты для священников.
«Святитель Николай Чудотворец»
В воскресенье 11 апреля 1910 года в Астрахани у пристани И. В. Беззубикова произошло значительное для города и губернии событие: был проведён церковный обряд — чин освящения только что построенного епархией плавучего храма во имя Святителя Николая Чудотворца.
«Астраханские ведомости» 13 апреля и «Астраханский листок» 14 апреля описали это торжественное освящение:
«С самого утра пристань стала наполняться народом: пёстрые толпы обывателей, лица купеческого сословия, пристанские рабочие, представители знати, а также духовенство скоро заполнили почти всю огромную площадь пристани. Все находились в напряженном ожидании».
Только что окрашенная в белый цвет церковь выглядела очень нарядно, а позолоченные 7 куполов просто «горели» под лучами утреннего солнца. Более сотни молящихся заполнили плавучий храм, хоры и палубу. Присутствовали все, кто принимал непосредственное участие в покупке, проектировании, ремонте и переоборудовании парохода, многие жертвователи значительных денежных средств и церковной утвари.
Перезвон шести колоколов, установленных в звоннице церкви, возвестил о начале богослужения. Освящение церкви совершал Преосвященный Георгий — епископ Астраханский и Енотаевский в сослужении с ректором духовной семинарии архимандритом Феодором с соборными и другим духовенством. На клиросе пел архиерейский хор певчих.
За Божественной литургией в слове, посвящённом этому событию, Преосвященный владыко сказал:
«Мы знаем, что на военных судах для морских военных команд существуют церкви, но не слышали, чтобы были у нас где-нибудь храмы Божии, плавающие для удовлетворения религиозных потребностей приречных или приморских обитателей… Наша плавающая церковь есть первый опыт в этом роде».
В тот же день губернатор, генерал-лейтенант Иван Соколовский послал в Царское Село его императорскому величеству Николаю II телеграмму об окончании постройки, освящении и выходе в море плавучего храма. А уже день спустя было получено сообщение о том, что на телеграмме губернатора Государь император собственноручно начертать соизволил:
«Искренне радуюсь доброму делу удовлетворения духовных нужд ловецкого населения и благодарю всех за выраженные чувства».
Первые плавания
В пятницу Страстной седьмицы, 16 апреля — в 12 часов пополуночи — «Святитель Николай Чудотворец» вышел с Астраханского рейда и отправился в первое плавание. Тогда заведовал плавучей церковью Пётр Горохов, а ему помогали: иеромонах о. Иринарх, неродиакон о. Серафим, фельдшер-монах о. Дамиан, пономарь — монах о. Лаврентий, монастырский повар Кузьма Ежов и 3 певца-послушника. Все они были из Чуркинской пустыни.
В ту пору и в местных, и в столичных газетах много писалось о восторгах, о религиозном подъёме и энтузиазме, какие испытывали приморские жители, слыша благовест, доносящийся с моря, и видя приближающийся к ним дорогой сердцу русского человека дом Божий.
Дальнейшая судьба
Судно выдержало не один шторм и ни разу не пострадало. Однако век плавучей церкви оказался недолгим.
Содержание ее обходилось от 6000 до 8000 рублей в год. Она, конечно, имела свой небольшой доход — от продажи свечей, брошюр «Плавучая церковь» и открыток с её видами, от случайных пожертвований, от кружечных и тарелочных сборов и т.д. Но этих средств было недостаточно для содержания парохода-церкви. По этой причине епископ Астраханский Никодим сделал распоряжение передать ее в полное заведование Чуркинской пустыни.
30 октября 1913 года плавучая церковь прибыла на место зимней стоянки к пристани Чуркинского монастыря, а 1 ноября была сдана ему со всем имуществом и машиной на ходу. Но это не помогло сохранить плавучий храм. В марте 1914 года пароход-церковь в последний раз сходил в плавание «контрабандным способом».
Отслужив пять навигаций, в очередную навигацию «плавающий храм» не вышел к ожидавшему его рыболовецкому люду…
Дальнейшая судьба судна доподлинно не известна. Астраханский краевед Петр Семенович Лебедев ссылался на некий документ, согласно которому в 1917 году судно зимовало в Астрахани близ поселка Трусово, в 1918 году было переоборудовано в морское спасательное судно с припиской к Бакинскому порту, но не прошло проверки судового Регистра и вернулось в Астрахань в распоряжение «Облрыбы». В 1946 году пароход перестроили под плавучую базу ансамбля рыбаков. Он дважды менял название на «Иосиф Сталин» и «Моряна».
По материалам сборника
«Традиция живая нить»
Областного методического центра
народной культуры (2008 г.)