Юлия Зах: «Даже на отдых беру этюдник с собой»
График и педагог – в интервью АстраКульта
Сегодня героиней нашей рубрики #творческиелюди стала Юлия Зах – художник, педагог и очень приятный в общении человек. Несколько лет она преподает в Астраханском художественном училище, не забывая и про собственное творчество, главное место в котором занимает гравюра. Всю жизнь она была отличницей: школа – с золотой медалью, училище Власова и АГУ – с красным дипломом. Но при этом Юлия смело говорит о том, что у нее может что-то не получаться – ведь так мы становимся лучше. Творческие мысли, поиски и интересные факты – в нашем интервью.
— Расскажите про ваше детство.
— Я родилась в Ростове-на-Дону, вся моя семья родом оттуда. А когда мне исполнился год, мы переехали в Астрахань — папа у меня летчик, и его по распределению отправили в «южные земли». Самые яркие детские воспоминания связаны именно с Ростовом – летние каникулы я проводила у бабушки. Знаю эти бескрайние степи, где трава по колено, запах разнотравья, красивые виды — раздолье… Оба города я люблю одинаково. Хотя, наверное, Астрахань больше. Для меня она — камерная и душевная. Да и люди здесь более чуткие.
— А когда решили стать художником?
— С самого детства я это знала. Кажется, даже родилась с мыслью: непременно буду художником! Моя бабушка, Валентина Ильинична, работала учительницей начальных классов в сельской школе. Именно она научила меня читать и писать, всячески со мной занималась. Мне никогда не нравилось читать и учиться, а вот рисовать я обожала. Причем рисовала постоянно. В основном, карандашами и фломастерами. Создавала рисунки с пейзажами, домами и лошадьми — это мои любимые животные. Когда я стала ходить в детский сад, мальчикам на заказ рисовала лошадок, а девочкам — принцесс. И в этом я была немного амбициозной — было приятно, что мои работы пользовались такой популярностью среди сверстников (смеется).
В более старших классах я говорила всем, что буду художником-модельером. Мне нравилось придумывать, рисовать и шить одежду. Родители предлагали мне пойти учиться в художественную школу. Но характер у меня был своенравный. «Не буду рисовать на заданные темы» — и весь ответ. А в 12 лет все круто изменилось. Тогда в моде были музыкальные рок- и панк-группы. И однажды я увидела яркого студента художественного училища. Он шел в косухе, с цепями на одежде, на ногах – “казаки”, а на плече – этюдник. Он впечатлил меня настолько, что я решила идти учиться в художественную школу, чтобы затем поступить в училище.
– Так и случилось?
– Да, а уже после я поступила в АГУ на специальность «Изобразительное искусство» – мне важно было получить высшее образование. Когда я училась в АГУ, параллельно работала в художественной школе № 2, где я и начала постигать основы преподавания изобразительного искусства. Потом на защите моей дипломной работы меня заметил директор художественного училища Валерий Малеев, он был председателем государственной аттестационной комиссии. И при первой возможности сразу же пригласил меня работать в наше училище. В первое время были сомнения: а вдруг я не достойна этого? Но я сделала правильный выбор, придя сюда.
– Вы уже несколько лет успешно преподаете, но безусловно помните своих главных педагогов?
– У меня были прекрасные учителя-художники, которые повлияли на все мое творчество.
Это Игорь Александрович Парахин. Он здорово вдохновляет студентов — прежде всего, своим личным примером. Впечатляли его мысли, подход к жизни и сам образ художника.
Это Валерий Филиппов. Во времена моей учебы в художественном училище, у нас не было предмета по графике. И однажды, когда я училась на втором курсе, повесили объявление об открытии студии-графики в художественной школе № 1, которую как раз и должен был вести Валерий Петрович. Я не раздумывая записалась на эти занятия. Так получилось, что через полгода курсы расформировались. Мало было желающих, не все выдерживают. Ведь графика больше для скрупулезных людей. Порой одну работу приходится делать год или полтора. Случается даже, что художники к своей картине возвращаются через несколько лет. В живописи все импульсивно, больше на чувственной основе. Это цвет. В то время как графика – это пятна, силуэты, линии… И для меня, закончившей математический класс, графика стала ближе. Поэтому я могу точно сказать, что моя живопись по сравнению с астраханскими художниками сильно страдает. Не считаю себя живописцем.
Затем Валерий Филиппов пригласил нас заниматься в своей мастерской. Мы стали посещать его занятия по выходным. Шесть дней учебы, и на седьмой — мы снова трудились. Хотя я не считаю, что художественное творчество — это труд. Для меня это отдых. И в целом, я не очень понимаю, как отдыхать. Так как на каждый отдых беру с собой этюдник, чтобы творить. Кстати, когда я выезжаю на пленэр, всегда занимаюсь только живописью. Хочется писать с натуры, ведь цвета природы такие живые и настоящие. Потом с этих этюдов я создаю уже графические работы. И самая удачная моя графика — не фантазийная. Она основана на натурных впечатлениях.
Еще одним важным наставником в моей жизни стал Вячеслав Юрченко — он преподавал, когда я училась в школе искусств № 2.
– Какие дисциплины вы преподаете?
— Я педагог спецдисциплин. Это живопись, рисунок, станковая композиция, графика. Раньше графика была факультативной дисциплиной, и началась она как раз с меня. Я тогда сидела на первом этаже училища, ко мне подошел Валерий Малеев и спросил:
“Ну что ты грустишь? Что ты можешь еще вести?”
И я ответила: “Графику бы вела, если бы станок был”.
“Будет”, — сказал он.
И буквально через полгода я уже стала преподавать уроки по графике. Офортный станок и инструменты для линогравюры училищу подарил астраханский график Сергей Подледнев. А сейчас другой прекрасный график Александр Петров (он тоже работает в нашем учебном заведении) помогает нам с материалами для графики, в основном, линолеум для линогравюры.
— А что с вашим личным творчеством?
— С ним не так все просто (улыбается). Я очень медленная. После училища у меня был большой перерыв в живописи, лет на пять. Редко писала с натуры — пару раз в год. Нигде не выставлялась. И Валерий Петрович Филиппов снова меня пробудил, буквально заставив принять участие в выставке Союза художников Астраханской области. Это был где-то 2005 год. Тогда я выставила свои этюды. Так, потихонечку я снова стала рисовать и включаться в мероприятия для художников. Большую роль здесь сыграла Людмила Караваева, которая много лет возглавляла Союз художников и внесла большой вклад в художественный мир региона. Людмила Михайловна умела работать с молодежью, находить талантливых людей — она задействовала и самодеятельных художников, которые наравне с профессионалами стали участвовать в выставках.
— Расскажите про свою любимую работу.
— Я помню свою первую удачную работу — офорт “Церковь в деревне Обуховка”. Она “родилась”, когда я ездила вместе с дедушкой на пленэр в Ростовской области. Написала этюд, и потом уже под чутким руководством Филиппова сделала первый удачный офорт, второй по счету. А самый первый офорт я “запорола”. Там был изображен книжный магазин “Современник”. И эта не получившаяся металлическая дощечка у меня тоже до сих пор хранится – но неизвестно, где лежит. Кстати, в графике все называется доской, даже металл и линолеум.
– Вы рассказали про офорт. Давайте проведем небольшой ликбез: несколько интересных терминов из графической жизни?
Графические работы — это эстампы (оттиск с авторской печатной формой, подписанный автором), графические листы или гравюры.
Офорт (фр. eau-forte — азотная кислота, буквально — «крепкая вода»)— разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати. Позволяет получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения, на которых производится травление поверхности печатной формы кислотами. Кстати, офорт известен еще с начала XVI века.
Ну а линогравюра (от новолат. linoleum – линолеум, от лат. linum – лён и oleum – масло, и гравюра) — это выпуклая гравюра на линолеуме или сходных с ним полимерных материалах. Скажу честно, линогравюра меня привлекает и по сей день. Потому что я не могу достичь той выразительности, которую хочу.
— Не можем не спросить о ваших творческих планах – очень интересно!
— У меня есть идея, которой уже несколько лет. Создать серию линогравюр на тему народных сказок. Я вижу это не в виде иллюстраций, а в виде образов, которые возникают при чтении сказок, сказаний и былин. И не обязательно чисто русские произведения, но хочется обратиться к российским народам в целом — финно-угорские предания и сказания, например. Также интересны и сказки, написанные народными писателями. Меня всегда волновали сказки Бажова, его “Хозяйка медной горы”, хотя я ни разу не была на Урале. Но однажды там побывала моя мама, и ее рассказы меня очень вдохновили.
У меня есть работа “Воспоминания о Знаменке”, которая создана на основе натурного этюда с реального места в городе Яранске Кировской области. Мы с коллегами-педагогами в 2019 году отправились туда на Всероссийский пленэр для профессиональных художников. Холодное лето в августе, где мы ходили в куртках, запомнилось мне навсегда. Мы писали в перчатках, и каждый день шел дождь. И в этом чудесном месте я создала этюд небольшого размера. А затем переработала его в линогравюру, добавив туда образ церкви. Мне важно в своих работах отобразить духовность. Считаю, что русские легенды и сказки идут от язычества, но все равно перекликаются каким-то образом с религией. Так как я православная, то в своей работе ставлю церковь. Хотя у меня есть работы и с мечетями. Если повезет попасть в Индию, то непременно нарисую буддийский храм. Меня в целом вдохновляет любая храмовая архитектура.
Про «Воспоминания о Знаменке», которая была выполнена с натуры, Валерий Петрович Филиппов отметил, что она сказочная. Я была очень рада. Ведь именно этого я и добиваюсь.
Еще одна моя работа — “Покидая край родной”, которая была создана в период жизненных потрясений. Помимо природы и сказок я вдохновляюсь и музыкальными композициями. Существует такая песня “Птица певчая” Светланы Сургановой. С одной стороны, я вдохновилась этой песней, с другой — своей жизнью. Так у меня сотворилась линогравюра со сказочной птицей.
— С каким художником вам бы хотелось встретиться, если бы такая возможность вдруг представилась?
— Наверное, с Исааком Левитаном. У него шикарные пейзажные живописные работы. Левитан мной очень любим за счет своей лаконичности и простоты. Он очень тонко видел цвет. Для меня он один из лучших колористов. К тому же Исаак Левитан показывал в своих работах среднюю полосу России, а я очень люблю эту природу. Мне нравится отправляться туда, где климат непривычный для меня, как для южанки. Покоряет эта необычная пасмурная погода в серых цветах. Кстати, однажды мне удалось побывать в Плёсе, где когда-то жил Левитан. Это такой маленький городок с живописными местами.
— И наш традиционный вопрос — ваше напутствие начинающим художникам.
— Работать больше с натуры. И тогда все получится. Как говорят гении: “10% — таланта, 90% — трудолюбия”. Я с этим согласна. Всего можно добиться, если ты этого действительно хочешь.