Такой неизвестный известный ТЮЗ (часть II)

Астраханский театр юного зрителя в 2023 году отметил свой юбилей – 90 лет с момента основания. Сегодня он успешен, любим горожанами и не только, красив фасадом и интерьером, богат спектаклями и проектами. Однако изучая историю этого театра, можно отметить несоответствие между его возрастом и событиями, которые случались с ним на протяжении этих девяти десятилетий. Испытаний ТЮЗа, особенно в первые годы, хватило бы на историю театра длиной намного превышающей столетие. Об этом сообщают архивные источники Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской и Государственного архива Астраханской области.
В первой части нашей истории освещены события ТЮЗа за период 1933-1941 гг. Во второй читатель узнает, что происходило с театром в первое послевоенное пятилетие (1946-1950). Военный период был пропущен сознательно, так как он сложен, но по-своему интересен, поэтому история этих лет будет описана в отдельной статье.
«Затейники» без адреса
В начале января в газете «Волга», как полагается, подводятся итоги празднования Нового года в регионе и самой Астрахани. 5 января 1946 года выходит статья «Артисты ТЮЗа в гостях у школьников» из которой мы узнаем, что 19 артистов ТЮЗа работали «затейниками» на утренниках в школах и в зимнем кинотеатре «Модерн». Среди них артисты Пашкова, Фроловская, Егоров, Вильянов, Ильина. В школах Астрахани ими было проведено пять концертов, содержавших скетчи, балет, песни, стихи. Артисты также устроили новогодние праздники в Суворовском училище и в Доме культуры трудовых резервов. Почему же театр не подготовил новогодние представления в своем помещении? Потому что его у ТЮЗа попросту не было.
В объяснительной записке к годовому отчету театра за 1945 год сказано, что с 20 августа 1945 г. и до 1 января 1946 г. театр совершенно прекратил всю деятельность из-за отсутствия помещения, так как здание театра было передано под вновь организованный театр Музкомедии, а бывшее здание ТЮЗа капитально ремонтируется.
Немного разберемся, о каком здании идет речь. В квартальных отчетах театра за 1941 год указан адрес: «Сталинградский Обл. отдел Искусств Астраханский театр юного зрителя г. Астрахань, ул. Бурова, д. 58». Вероятно, говорится о здании бывшего кинотеатра «Вулкан» (где ТЮЗ находится сегодня). На постоянное пребывание в военный период театр вряд ли переезжал. К тому же в отчетах за эти годы иной адрес не указывается.
Мало того, из финансового отчета ТЮЗа за 1947 год выясняется, что начиная с 1943 года ТЮЗ и театр Музкомедии располагались в одном здании одновременно!
Выходит, что обосновавшись в кинотеатре «Вулкан» в 1941 году (причем, скорее всего, временно, пока идет капитальный ремонт в прошлом здании на улице Кирова, 30, затянувшийся на годы), ТЮЗ вынужден был его покинуть в 1945 году, чтобы уступить место театру Музкомедии, а в 1947 году вернулся сюда вновь (об этом позже). Но и в эти отрезки времени они нередко выступали на одной сцене.
Кочевая жизнь ТЮЗа
Однако трудности, связанные с отсутствием постоянного помещения, не могли сломить тюзовцев, поэтому и спектакли показывались, и премьеры готовились. В уже упомянутом выпуске «Волги» от 5 января 1946 г. писали: «8 и 9 января ТЮЗ даст три спектакля пьесы «Мещанин во дворянстве». На днях ТЮЗ выпускает премьеру пьесы «Бедность не порок» (режиссер Гоголкин). Сейчас ТЮЗ готовит новые спектакли: «Красная Шапочка», «Оливер Твист», «Школа гордости» и «Забавный случай».
По уже известной причине Театр юного зрителя выступал на различных площадках города, в том числе в Доме партийного просвещения (ул. Советская, 15). В газетных афишах так и пишут: «Театр юного зрителя (ул. Советская, 15) Дом парт. просвещения — 9 января Мольер «Мещанин во дворянстве». Режиссер Алексей Белоярцев. Начало в 8 часов вечера. 9 января дневной спектакль, начало в 1 час дня. Касса – с 10 час. утра и 2 ч. дня, в помещении ТЮЗа. Принимаются коллективные заявки. Дирекция».
А тем временем здание на улице Кирова, 30 (между улицами Бабушкина и Шаумяна) продолжали ремонтировать. Об этом писали в газете «Волга» 20 января 1946 года: «Начался капитальный ремонт здания театра юного зрителя на Кировской улице. Театр будет иметь зрительный зал на 300 мест, фойе в первом и втором этажах, заново строится сцена. В здании будет центральное паровое отопление. Ремонт здания ТЮЗа закончится к 1 мая с.г.».
ТЮЗ вынужден был давать спектакли на разных площадках даже в один и тот же временной период. Видимо, где площадка освободилась – туда и просились. Например, 11 февраля спектакль Габбе «Золушка» был в Областном драмтеатре им. Кирова, а через 6 дней — 17 февраля — «Школу гордости» показывали уже в Доме партпроса. Было даже такое: спектакль шел на сцене Музкомедии, а билеты на него продавались в Доме партпроса. Как должны были ориентироваться зрители в постоянно меняющих условиях ТЮЗа – не понятно…
Возвращайте костюмы и реквизит!
Мало того, что остались без сцены, так еще и часть костюмов и реквизита грозились отобрать. В статье «Волги» «Астрахани нужен татарский колхозно-совхозный театр» от 6 марта 1946 года преподаватель зооветеринарного техникума М. Ахмедтянова предлагает возродить татарский театр и говорит, что «пора оказать помощь творческому коллективу, возвратить костюмы и другой реквизит, переданный ТЮЗу». Но Областной комитет по делам искусств так не считал. Видимо, после расформирования татарского театра ТЮЗ от него получил наследство.
Гастроли по области
Не забывали и о гастролях. «В начале апреля астраханский театр юного зрителя выезжает в гастрольную поездку в сс. Бахтемир, Икряное, рыбозавод «Трудфронт», сс. Мумра, Оранжерейное, Оля и Лиман. Будут показаны спектакли «Мещанин во дворянстве» и «Золушка». Поездка продлится месяц», — писали в газете «Волга» 29 марта 1946 года.
Срочно требуется аккордеонист
Любопытные заметки относительно ТЮЗа находим в газете от 5 октября 1946 года с пометкой «требуется»: «Астраханскому театру юного зрителя срочно требуется аккордеонист на разовую работу». И это сообщение повторяется еще в нескольких номерах газеты.
Здание отремонтировано! Только какое?
16 августа 1947 года в газете «Волга» публикуется долгожданная новость — заканчивается реконструкция здания Театра юного зрителя. «Театр располагает зрительным залом с удобными креслами на 360 мест, двумя большими фойе, помещением для буфета, артистическими уборными и подсобными цехами. Установлена новая световая аппаратура, позволяющая достигнуть различных сценических эффектов. К началу учебного года завершится внешнее архитектурное оформление здания. Творческий коллектив, пополненный новыми актерами, готовится открыть сезон 31 августа премьерой пьесы В. Катаева «Сын полка» в постановке режиссера Н.А. Гоголкина. Им же подготовлен другой спектакль – сказка С. Маршака «12 месяцев». Художественный руководитель театра В.А. Тишечкин заканчивает работу над спектаклем «Красный галстук» С. Михалкова».
Следуя логике, речь идет о здании на улице Кирова, 30 (между улицами Бабушкина и Шаумяна). Ведь ранее в газете писали, что ремонт там идет полным ходом. Но в письме начальнику Управления театров Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР Ральф Ю.П. от администрации ТЮЗа приводится следующая информация: «В 1947 г. отремонтировано ЗДАНИЕ КИНОТЕАТРА и горжилуправлением передано в аренду ТЮЗу под эксплуатацию как театр. До 1947 г. ТЮЗ работал в нескольких помещениях». Говорится о здании кинотеатра, а ведь это, вероятно, и был кинотеатр «Вулкан» (на месте которого сейчас стоит ТЮЗ). А также речь идет о том, что театр работал на нескольких площадках ранее – значит, он, наконец, обрел постоянное помещение, причем на улице БУРОВА, а не КИРОВА. Распространена информация, что в здании «Вулкана» ТЮЗ обосновался в 1950 году, а вот и нет – в 1947! Но что стало со зданием по улице Кирова? Непонятно.
В этом же паспорте указан год основания: 10 АПРЕЛЯ 1933 ГОДА. А ведь еще ни в одном архивном источнике, найденном автором статьи, не встречалась дата – 11 марта 1933 года, которую традиционно считают днем рождения Театра юного зрителя.
«Подарок детям»
31 августа под заголовком «Подарок детям. Сегодня открывается театр юного зрителя» сообщается долгожданное известие. «Сегодня, в канун нового учебного года, для астраханской детворы открываются двери заново оборудованного Театра юного зрителя. За 15 лет его коллектив прошел большой творческий путь. В театре побывало несколько миллионов зрителей, просмотревших пьесы классиков и советских драматургов». 6 сентября 1947 года ТЮЗом был открыт новый сезон в своем собственном отремонтированном помещении. В этот день на сцене зрители увидели пьесу «Сын полка» по повести Валентина Катаева. Постановка режиссера Гоголкина – одного из основателей ТЮЗа. А художник – П. Тишечкин. О нем чуть подробнее.
Фронтовик-художник в ТЮЗе
Когда именно П. Тишечкин начал работать в ТЮЗе – неизвестно, но в газетных афишах театра это первое упоминание о нем, как о художнике. В дальнейших описаниях уже других спектаклей ТЮЗа встречаются полные инициалы Тишечкина – П.А. В книге А.С. Маркова «Записки астраханского краеведа» есть история под названием «Как я замещал Тишечкина», в которой автор рассказывает про художника и ретушера редакции газеты «Волга» Павла Александровича Тишечкина (П.А.). Он был фронтовиком, пулеметчиком. Взрывом немецкой мины Тишечкину оторвало два пальца на правой руке. Для художника это была большая потеря, однако он продолжал рисовать, писать плакаты и карикатуры. Схожесть в роде занятий и инициалах наталкивает на мысль, что тюзовский Тишечкин и Тишечкин-фронтовик – один и тот же человек.
А денег все равно нет
Спектакли ТЮЗа совершенствовались и за счет работы актеров, и за счет подачи сценического оформления. Об этом свидетельствовали рецензии в газетах. Но как бы тюзовцы ни старались, убытки на конец года были значительные. И дело не в качестве работы. Даже Партия и Правительство установили низкие цены на билеты в ТЮЗ, «ввиду особых воспитательно-политических целей, которые должны осуществляться ТЮЗами в массе детей и молодежи и учитывая трудности посещения ими театра по повышенным ценам». Однако все равно план по доходам за 1947 год был выполнен только на 77%. Главной причиной было долгое отсутствие своего помещения. «Значительное невыполнение плана как по количеству спектаклей, так и по сборам, объясняется тем, что план по доходам на 1947 г. строился из расчета работы ТЮЗа в своем помещении, то есть предполагалось капитальный ремонт ТЮЗа закончить в январе-феврале 1947 г., так как фактически ремонт Трестом Астраханстрой был закончен лишь в сентябре и открытие театра состоялось 6.IX. 47 г. До этой даты театр был вынужден делать постановки на клубных площадках, причем использовать их удавалось от случая к случаю, так как клубы имели свои планы культработы и предоставляли площадки лишь в свои выходные дни, в силу чего ТЮЗ имел вынужденные простой по причинам от него независящим».
Несмотря на большие убытки в бюджете, руководство театра и Областной отдел искусств считали важным направить финансы на образование актеров. Поэтому на повышение квалификации было выделено 1,7 тысяч рублей и израсходовано на оплату лекций, прочитанных актерскому составу по предметам: история театра, актерское мастерство, техника речи и грим.
Продолжение истории тюзовского кукольного театра
В Годовом отчете за 1947 год затрагивается тема кукольного театра, который в марте 1937 года был организован по инициативе коллектива тюзовцев под руководством Е.А. Лесняк и полюбился зрителями, приносил доход. Он еще тогда, едва образовавшись, остался без внимания общественных организаций и был на грани расформирования. А в 1947 году кукольный театр был уже оторван от ТЮЗа и работал при Филармонии, «как примитив «Петрушка», не системно, от случая к случаю». Творчески он не рос, а потому был экономически неэффективен.
В книге «Астрахань театральная» Г.Я. Бимбад пишет: «До появления профессионального театра кукол в Астрахани, существовала бригада актёров (6 человек) кукловодов при Астраханской филармонии». Интересно, мог ли тюзовский кукольный театр дать начало Астраханскому театру кукол? Ведь профессиональный театр кукол в Астрахани официально был основан в 1986 году, а тюзовский появился еще в 1937 году.
А ремонт-то некачественный!
Из отчета мы также узнаем, что ремонт здания оказался не вполне качественным. «Необходимо отметить, что качество ремонта хотя и признано Гос.комиссией удовлетворительным, но это заключение сделано было с большой натяжкой. В результате не только само здание театра имеет массу недоделок, но опущены такие объекты в строительстве, как ремонт квартиры для дворника (!), устройство помещения под склад декораций, а также навес для них».
Дабы поправить состояние бюджета театра, было предложено исключить из расходов сумму затрат на оплату частных квартир для актеров (7000 руб.), уменьшить на эту сумму убытки и оставить 7000 руб. на балансе на счет расчетов, подлежащих возмещению. То есть, несмотря на трудности, заботились о работниках театра – оплачивали квартиры! А численность их была уже немаленькая: художественно-руководящий персонал – 10 человек, артисты драмы – 32, балета (!) – 8, оркестра (!) – 10.
Новый год в ТЮЗе
К концу 1947 года, впервые за несколько лет, анонсируется празднование Нового года в театре, и это довольно обширная, хорошо организованная программа. «31 декабря. Встреча нового года. Бал-маскарад. Новогодний концерт. Участвует весь творческий состав театра. В фойе театра ёлка, бой конфетти, серпантин, танцы, игры и затеи. Начало в 9 часов вечера. С 1 по 10 января организованные детские утренники. Вход по пригласительным билетам. Для студентов и учащихся средних классов ежедневно вечерние спектакли в 7 часов вечера. В фойе театра до начала спектаклей и после окончания спектаклей танцы вокруг ёлки, игры, почта и затеи. 2 и 10 января – вечера молодежи, костюмированный бал-маскарад для студентов и учащихся старших классов. Начало в 7 часов. В фойе театра до начала спектаклей и после окончания спектаклей танцы вокруг ёлки, игры, затеи. Цены на билеты снижены».
Актеры и работают, и учатся
Творческий рост коллектива – это результат обучения актеров, ведь этому делу придавалось большое значение со стороны руководства театра. Так, руководство ТЮЗа докладывало Начальнику Управления театров Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР Ральф Ю.П., что 18 молодых артистов 4 раза в неделю (понедельник, среда, четверг и суббота по 2 часа на каждое занятие) изучают мастерство актера, технику речи, грим, историю русского театра. Занятия начались с ноября 1947 года, а весь курс рассчитан на 2 года. «Для молодежи театра созданы нормальные условия творческой работы, чтобы каждый из них от роли к роли мог творчески и технически расти. Даются дополнительные репетиции, прикрепляются к ним ведущие актеры, режиссеры, устанавливаются более длительные сроки работы над ролью и т.д. По нашему театру молодежи не приходится обижаться на отсутствие работы, так как в театре творческий состав в основном состоит из молодежи. Вопрос творческого роста нашей молодежи никогда не остается в тупике и всегда является важным в жизни театра и, пожалуй, главным, если учитывать то, что мы сами растим кадры для театра», — писал в отчете директор ТЮЗа Забара. Говорилось также о планировании проведения в 1948 году отчетно-творческих вечеров молодежи.
1948 год был плодотворным. Выпускались премьеры: «Серебряное копытце», «Снежок», «Великий еретик», «Осень на озере», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и другие.

Спектакль «Великий еретик». 1948 г.
В этот год не стало артистки Клавдии Степановны Фроловской – одной из основателей Астраханского театра юного зрителя. 27 июля 1948 года коллектив ТЮЗа известил в газете «Волга» о её преждевременной смерти.
Дед-Сказочник, Кот в сапогах, Красная Шапочка и другие
Январь 1949 года начался для ТЮЗа с подведения итогов новогодней кампании. В «Волге» подробно описали нарядное новогоднее убранство театра, в деталях рассказали, как прошел праздник для детей: «В центре зала ребята окружили Деда-Сказочника. Он рассказывает им сказки, а затем приглашает к богато разукрашенной новогодней ёлке. Вскоре в круг танцующих детей входят артисты – Кот в сапогах, Красная Шапочка, Братья-богатыри, Лиса и Заяц. Вслед за ними с ревом и рычанием пробирается косолапый Мишка, запряженный в санки. В санках восседает Дед Мороз со множеством новогодних подарков. Он поздравляет мальчиков и девочек с Новым годом. «Зажгите ёлку, — говорит он, – Зажгите её в честь отличников учебы». Долго веселятся дети. Они читают стихи, поют, танцуют, за что Дед Мороз выдает подарки – книги, складные кубики, альбомы. Затем дети идут в зрительный зал и смотрят последнюю картину из новой постановки театра «Котигорошко» А. Шияна. После дети получают новогодние подарки. В пакетах пряники, конфеты, мандарины…».
В Театре юного зрителя проводились праздники не только для детей. Нередкими были вечера молодежи. Вот один из анонсов такого мероприятия: «Театр юного зрителя. Сегодня в 9 часов Вечер молодежи, концерт солистов ансамбля песни и пляски рыбаков. В фойе театра играет оркестр».
Кукольный еще жив!
Интересно, что кукольный театр, который был на грани расформирования, в 1949 году, вероятно, еще действовал при ТЮЗе, пусть и не системно. Так, 1 и 2 мая 1949 года в ТЮЗе показали «Кошкин дом» С. Маршака в исполнении театра кукол. Кроме того, в праздничные дни дети смотрели русские народные сказки: «Теремок», «Гусенок» и «Колобок».
Вновь гастроли
В июне 1949 года две недели ТЮЗ гастролировал по селам Икрянинского района. «Два капитана» театр показал в колхозном клубе села Бахтемир. Выступали в рыбацких селах Житное, Сергиевка, Краса и других. Спектакли посетили дети рабочих Оранжерейного комбината, базы морского лова, подсобного рыбозавода имени Чичерина.
Основателя и первого художественного руководителя не стало
19 июля 1949 года тюзовцы сообщили скорбную весть: «Коллектив Астраханского областного театра юного зрителя с прискорбием извещает о смерти старейшего работника театра, режиссера-актера Гоголкина Николая Алексеевича, последовавшей после продолжительной болезни 18 июля с.г. в 11 часов дня, и выражает соболезнование семье покойного».
«Театр юного зрителя нуждается в помощи»
29 ноября 1949 года в газете появилась статья, в которой говорилось о необходимости в повседневной помощи более зрелых мастеров сцены, чтобы объединить творческие возможности труппы, так как театр пополнился рядом новых актеров из разных театров, и все они имеют разную сценическую школу. Но большая часть претензии относилась к Областному отделу по делам искусств: «Он узаконил весьма порочную практику приема новых спектаклей при «закрытых дверях». Новые спектакли принимаются формально, спешно. Обвинения, главным образом, касались начальника Областного отдела по делам искусств Пьянкова. «Серьезных и обстоятельных обсуждений работ театра не практикуется, творческих встреч актеров ТЮЗа с актерами драмы не проводится. Актеры с удовольствием послушали бы лекции и беседы по вопросам сценического искусства, занялись бы повышением деловой квалификации, но этим никто не руководит. Повинен в этом т. Пьянков, который не заботится о творческом росте театра и его работников, а, наоборот, культивирует безразличное отношение к браку». Кроме того, в ТЮЗе была неисправна даже отопительная система, поэтому зрители были вынуждены сидеть в зале в пальто! Но на эти жалобы тюзовцев Пьянков также не реагировал. «Видя недостатки в работе театра и облотдела по делам искусств, работники театра пытались говорить об этом, но критика в ТЮЗе не в почете. Жертвами справедливой критики оказались актер тов. Филиппов, а также секретарь партийной организации художник тов. Тишечкин, которых «дипломатически», не без активного участия тов. Пьянкова, убрали из театра». Так и закончился ТЮЗовский период творчества художника Тишечкина П.А.
Партия и комсомол не помогают ТЮЗу
ТЮЗ с самого начала основания не получал достаточной помощи от общественных организаций и высших структур. Это продолжалось и в 1949 году. «Неприглядна в этой истории роль обкома и горкома комсомола. Казалось бы, они должны были повседневно помогать театру в организации конференций зрителей, встреч с пионерским активом по вопросам творческой работы театра. Однако ничего подобного коллектив ТЮЗа не видит. Обком и горком комсомола равнодушны к нуждам детского театра. У молодого, работоспособного коллектива ТЮЗа есть все данные для творческого роста и плодотворной деятельности. Он давно ждет практической помощи от партийных, советских и комсомольских организаций, которые – надо надеяться – проявят настоящую заботу о росте коллектива театра юного зрителя и создадут ему условия для плодотворной работы».
Вечера в ТЮЗе
В декабре 1949 года часто устраивались вечера молодежи. На одном из таких, 21 декабря, читали лекцию на тему «Жизнь и деятельность товарища Сталина».
Анонс новогодней кампании был лаконичен: «31 декабря 1949 г. Вечер молодежи. Встреча Нового года. Концерт. Играет оркестр. Начало в 9 часов».
Где спектакли для детей?
В письме Зам. Председателя Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР А. Глина директору Астраханского театра юного зрителя Юрьевой Н.Н. (октябрь 1949 г.). обсуждалась тема репертуара. «Существенным недостатком репертуаров ТЮЗов является слишком малое количество пьес для детей младшего возраста, причем все имеющиеся пьесы почти исключительно сказочного характера. <…> В некоторых ТЮЗах еще существует стремление уклониться от выполнения своей основной задачи по обслуживанию детского зрителя и включать в репертуар пьесы для взрослых». В числе этих «некоторых» был и Астраханский ТЮЗ. «Необходимо руководителям всех театров юного зрителя еще более ответственно подойти к планированию репертуара театров на 1950 г., расширить круг названий пьес классической драматургии, учитывая при выборе пьес особенности и специфику детского театра».
ТЮЗ в новом десятилетии
На начало 1950 года ТЮЗ обслуживал такие крупные клубные площадки, дворцы культуры и районы, как комбинат им. Микояна, завод им. Ленина, завод им. Сталина, судоверфь им. Кирова, заводы им. III интернационала, 10 лет Октября. В этот период директор театра – Юрьева Нонна Николаевна, главный режиссер — заслуженный артист БМАССР Закатов Владимир Александрович, главный художник — Худяков Иван Степанович, режиссер — Горбунова Марианна Николаевна. Ведущие артисты: Полетаев А.Я., Широков В.П., Расторгуев К.А., Нельский В.Н., Федоров Д.Д., Прасолов Б.К., Дроздова Н.В., Годлевская М.М., Магнусская Н.В., Валькова М.М., Корнилова А.И., Головина Л., Алексеев, Высоцкая. В целом штаты на начало 1950 года числились следующим образом: всего – 52, худ-рук. состав – 5, актерский – 22, производственно-технический – 11, хоз.-административный – 14. По категориям численность артистов была такова: высшей категории – 3 человека, 1 категории – 10, 2 категории – 7. Из них молодежи было 9 человек. Плановый процент загрузки зрительного зала на 1950 год – 80%.
10 января 1950 г. в газете опубликовали ответ на статью «Театр юного зрителя нуждается в помощи» — «По следам выступлений «Волги», в котором говорится, что Исполком областного Совета депутатов трудящихся обсудил статью и признал выступление газеты правильным. В итоге «Облисполком обязал заведующего областным отделом искусств тов. Пьянкова в кратчайший срок устранить недостатки в работе театра, улучшить руководство его деятельностью. В соответствии с решением облисполкома облстройтрест восстановил отопительную систему в театре. Приняты меры к окончанию в текущем году строительства помещения для хранения декораций».
«Колхозники вас ждут, товарищи артисты!»
В этот период, видимо, театр не занимался гастрольной деятельностью, так как 8 апреля 1950 г. В. Сильванян и Н. Маслов (с. Бахтемир) обратились в газете к артистам драмтеатра и ТЮЗа: «Рыбаки-колхозники охотно посмотрели бы на сценах колхозных клубов и районных Домов культуры спектакли нашего областного драмтеатра, а также театра юных зрителей. Однако это сельским жителям недоступно, хотя театры не раз обещали обслуживать сельского зрителя. <…> Руководителям драмтеатра имени Кирова, ТЮЗа и филармонии пора считаться с возросшими запросами и художественными вкусами рыбаков-колхозников и сельской интеллигенции и проявить, наконец, заботу о колхозных аудиториях».
В этом году так же было выпущено множество премьер: «Хижина дяди Тома», «Её друзья», «Как закалялась сталь», «Три мушкетера» и другие. А 31 декабря 1950 г. в газете скромно оповестили: «Театр юного зрителя. Сегодня новогодний бал. Начало в 9 ч. вечера. До 5 часов утра».
Вот таким насыщенным было для Астраханского театра юного зрителя первое послевоенное пятилетие. Несмотря на все трудности и ограничения, Астраханский театр юного зрителя всегда, даже в самые сложные годы, давал представления, выпускал премьеры и рос как профессиональный театр.