АстраКульт

ТОП меню

  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

Главное меню

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • О нас
  • Проекты AstraKult
  • квARTира
  • Сотрудничество
  • Media

logo

Header Banner

АстраКульт

  • Главная
  • АК
  • Астрахань
    • Астрахань – перекрёсток религий. Евангелическо-лютеранская церковь

      19.07.2022
      0
    • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

      05.07.2022
      0
    • «Аркадия»: история райского сада из Астрахани

      26.05.2022
      0
    • Драмтеатр

      Астраханская культура в годы войны

      06.05.2022
      0
    • По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-эскурсия в Астрахани

      26.04.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • 4 имени – 4 эпохи, и как это связано с Астраханью?

      13.04.2022
      0
    • Символизмы Астрахани, или Прогулка со смыслом

      07.04.2022
      0
    • «Святитель Николай Чудотворец»: плавучая церковь из Астрахани

      31.03.2022
      0
    • Истории
    • Прогулки по городу
    • Настроение A
      • Зарисовки об Астрахани
      • Мысли вслух
      • Улица культурится
  • Афиша
    • Бесплатно в Астрахани

      05.08.2022
      0
    • Афиша на выходные

      05.08.2022
      0
    • Выставки

      05.08.2022
      0
    • Театр. Астрахань

      Театральная афиша

      05.08.2022
      0
    • Музыка Астрахани

      05.08.2022
      0
    • Киноафиша

      05.08.2022
      0
    • Пушкинская карта в Астрахани. АФИША

      02.08.2022
      0
    • Афиша на неделю

      02.08.2022
      0
    • Афиша для детей

      04.07.2022
      1
    • Афиша
    • Карта событий
  • Культура
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Вера Хлебникова: Художница из знаменитой астраханской семьи

      08.06.2022
      0
    • Детские книги астраханских писателей и поэтов

      26.05.2022
      0
    • Последние

      Весело о страшном: В Астрахани покажут трагический балаган

      20.05.2022
      0
    • По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-эскурсия в Астрахани

      26.04.2022
      0
    • Исповедь Матёры

      12.04.2022
      0
    • Невидимый подсказчик в театре: всё о профессии Суфлёра

      07.04.2022
      0
    • Полвека - только начало: Музею истории города исполняется 52!

      01.04.2022
      0
    • Актеры, которые играют в куклы. Наш фотопроект к Дню кукольника

      21.03.2022
      0
    • Мы театралы
    • книгоАстрахань
    • Музеи
    • Музыка
    • Традиции
    • Лица
    • С места событий
  • Туризм
    • Необычные фишки из Астрахани: туристам на заметку

      09.06.2022
      0
    • Астраханский кремль

      10 главных достопримечательностей Астрахани

      09.06.2022
      0
    • #КультТуризм Музейные чудеса из Астрахани

      08.06.2022
      0
    • Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

      26.04.2022
      0
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

      18.08.2021
      0
    • Петровский след: где в Астраханской области найти маяк

      28.07.2021
      0
    • Хождение за 3 села, или небольшое путешествие по Астраханской области  

      27.04.2021
      0
    • Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

      14.04.2021
      0
    • В ТОПе
    • Маршруты
    • Объекты
    • Фишки
  • ART&Факты
    • Астраханские писатели и поэты: из XX в XXI век

      24.05.2022
      0
    • Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

      20.05.2022
      0
    • Астраханский кремль глазами разных художников

      22.04.2022
      0
    • Михаил Кухарев: Театр – это моя пожизненная любовь

      21.04.2022
      1
    • Необычные туробъекты из Астрахани

      08.04.2022
      0
    • Женщины в искусстве: проекты от прекрасной половины Астрахани

      08.04.2022
      0
    • Ольга Кузовлева: «О моих стихах и книге для детей»

      01.04.2022
      0
    • Временное чтиво: о часах-раритетах в музеях Астрахани

      27.03.2022
      0
    • Эдгар Дега и его балерины. Спустя 150 лет - в Астрахани

      07.02.2022
      1
    • Живописная Астрахань
    • Креативный подход
    • Творческие люди
    • ФОТО как искусство
  • В ТОПе
  • Уличные проекты в Астрахани. Программа 2022

  • Арбуз вдохновляет: проверено в Астрахани!

  • Театральные новости Астрахани

  • «ЖАННА Д. УРА!»: А сегодня что для завтра сделал Я?

  • Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

АКИнтересноИстории
Home›АК›Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

Греческий профиль и немецкая аккуратность: 5 иностранцев в истории Астрахани

Анастасия Степанова
05.07.2022
1924
0

Они заслужили, чтобы их помнили до сих пор

Отто Виблингер

Отто Виблингер — австрийский коммерсант, наживший целое состояние на перепродаже икры — вряд ли попал бы в нашу сегодняшнюю подборку, если бы не его увлечение. Большой ценитель искусства, он собрал уникальную коллекцию, которая впоследствии стала частью собрания Астраханской картинной галереи и Краеведческого музея.

Оттон (Отто) Яковлевич Виблингер родился в г. Вадуц (княжество Лихтенштейн), а в Астрахани жил с 1893 по 1914 годы. Сюда он приехал вместе с молодой женой Жозефиной, здесь же торговал себе «черным золотом» для австрийской торговой фирмы «Иван Каттус в Вене» — и быстро прослыл меценатом и любителем искусства.

Торговый дом «Иван Каттус в Вене» занимался экспортом черной икры в страны Европы. В 1910-1914 г. Отто Яковлевич значится в числе сотрудников дипломатического корпуса в качестве нештатного вице-консула Австро-венгерской торговой миссии в Астрахани. 

О нем писали газеты. Еще бы: в доме Отто Виблингера разместилась необычная коллекция искусства и антиквариата, шкафы с редкими книгами. Он подружился с местными художниками, помогал проводить их выставки и успел купить работы Кустодиева, Горюшкина-Сорокопудова и Мальцева.

Не так часто Борис Кустодиев писал натюрморты. Яркий и аппетитный «Натюрморт с фазаном» («Омар и фазан») был создан художником в 1914 году для Отто Виблингера. Сегодня полотно можно увидеть в астраханском доме-музее художника.

Летом 1914 года, накануне Первой Мировой войны, коллекционер просто закрыл свой дом… и уехал навсегда. Он покинул Россию, чтобы никогда не возвращаться. Коллекция его осталась в Астрахани, в городской усадьбе, построенной недалеко от главного астраханского рынка – «Большие Исады», по улице Белорусской, 33. Вполне возможно, что отдельные предметы Виблингер нашел именно на «Больших», где торговали купцы из Персии и Бухары, Индии и Армении.

В 1918 году, по инициативе Павла Догадина, часть ее была передана в первый художественный музей, а вторая часть — в астраханский музей-заповедник (старинные предметы вооружения: персидские шлемы, кольчуги и щиты). Коллекцию передавали в присутствии председателя военного совета Людвига Гавра. В состав собрания, носившего прежде всего антикварный характер, входило 34 живописных полотна, скульптура и художественные изделия разных стран и народов.

По сей день посетители Картинной галереи могут видеть собранные Виблингером персидские изразцы, китайскую и японскую посуду, европейские живописные полотна и мраморные статуи. В галерею поступили также предметы мебели и библиотека коллекционера. Основную часть живописного собрания представляли работы художников русской школы, в частности астраханских художников, и только два автора представляли европейские школы — это Вацлав Мали и Франц Томашу.



Артур Капп

Этому человеку было всего 26 лет от роду, когда в январе 1904 года он приехал в Астрахань. Приехал, чтобы на долгие годы стать во главе музыкального училища — и, как оказалось, оставить свой след в истории органных концертов и всей музыкальной культуры города. Имя его — Артур Капп.

По предложению Императорского Русского музыкального общества недавний выпускник Петербургской консерватории, свободный художник Артур Капп приезжает в Астрахань и становится директором музыкального училища. Под его управлением училище окончательно сформировалось и окрепло.

Но Капп проявил себя не только как талантливый руководитель учебного заведения, бесспорным лидером которого он стал сразу же по приезду, но и с первых дней фактически возглавил музыкальную жизнь всего города. Уже первый концерт состоялся через 20 дней после его приезда. С тех пор концертная жизнь Астрахани стала богаче и профессиональнее, так как к участию в концертах привлекались яркие солисты-педагоги и талантливые студенты училища. Постоянно устраивались камерные и квартетные собрания, симфонические вечера, проводились концерты, посвященные какому-либо событию.

Сам же Капп в концертах активно выступал как пианист, дирижер и композитор. Однако он был еще и весьма одаренным органистом, и с его легкой руки в Астрахани была написана первая страница истории органных концертов – впервые зазвучал орган, который располагался в лютеранской церкви и до обращения к нему Артура Каппа использовался исключительно в богослужебных целях.

Уже несколько лет в Астрахани действует проект «Возрождение Астраханского органа», руководитель которого — Наталья Фомичева — неоднократно подчеркивает значимость фигуры Артура Каппа в культурной жизни Астрахани.



Эрнст Фольрат

Главный архитектор Астрахани 1868-1882 гг. Эрнст (Эрнест) Иванович Фольрат родился в 1823 году в Саксонии в семье булочника, переехавшей затем в Россию и обосновавшейся в Петербурге. Бывший саксонский подданный, с 1839 года он являлся «вольноопределяющимся учеником» Академии художеств, которую успешно закончил в 1845 году в звании академика архитектуры. Далее он успешно работал в Петербурге помощником архитектора. В 1848 г. за проект церкви лютеранин Фольрат получает уже вторую золотую медаль. В этот период архитектор более всего связан именно с церковным строительством. В качестве помощника архитектора Эрнст Иванович принимал непосредственное участие в строительстве церквей лейб-гвардии Конного (1845) и Егерского (1849-1855) полков. Храм для егерей возводился по проекту К.А. Тона, утвержденному в 1849 г. Николаем I. Строительство производилось на личные средства царя, который присутствовал при торжественном освящении храма в 1855 г. Пресса отмечала особое воодушевление и патриотизм архитекторов и художников, принимавших участие в строительстве и отделке храма. За строительство церкви Егерского полка Фольрат был высочайше пожалован бриллиантовым перстнем.

В 1849 году Фольрат получает звание художника 14 класса, а в 1854-м – удостоен звания академика за проект музея для живописи и скульптуры. Петербуржский период деятельности архитектора Фольрата отмечен также работой на строительстве пассажирских станций Петербуржской ж/д и дворца великого кн. Михаила (1862).

25 апреля 1868 г. Эрнст Иванович Фольрат уже сложившимся опытным мастером назначен в Астрахань. Служба в должности астраханского городского архитектора позволила раскрыться его талантам в полной мере. Архитектор служил в Астраханской городской управе с 1868 по 1882 гг. В эти годы архитектурный силуэт нашего города заметно обогатился постройками нового типа, отражавшими большие экономические и социальные перемены.

В Астрахани Фольрату пришлось заниматься всем спектром городского строительства: в его послужном списке 1870-х больничные сооружения, купеческие усадьбы Хачикова и Саркисовых, братьев Сергеевых, православный храм и синагога. Все, что построил в Астрахани Фольрат, отличает точная выверенность архитектурных пропорций, основательность и вместе с тем изящество силуэта и знаменитая «немецкая» аккуратность.

Архитектор работал в стилевых традициях своего времени, но Фольрату неизменно удавалось встроить свои здания в уже сложившийся архитектурный пейзаж, не разрушая городского ансамбля. При этом архитектор обладал своим авторским почерком, легко узнаваемым в старой застройке города. Практически все его известные проекты сохранились по сей день, отдельные здания были использованы в качестве архитектурно-планировочного образца (дом братьев Сергеевых), иные получили дальнейшее развитие в XX столетии в модерновых стилевых формах (купеческая биржа).

И, конечно, вершиной карьеры и последним масштабным проектом астраханского городского архитектора Эрнеста Ивановича Фольрата явилось строительство зимнего театра наследников Плотникова (1878-1882).

Это одна из крупнейших театральных построек, возведенных в 70-80 годах XIX столетия. Строительство производилось на средства частного предпринимателя, астраханского купца, потомственного почетного гражданина Н.И. Плотникова.

Творческий почерк Фольрата отличается приверженностью стилистике позднего классицизма, в целом характерного для астраханской застройки второй половины XIX столетия.



Иван Варваций

Если снять фильм по биографии этого человека, то получится захватывающее приключенческое кино с элементами боевика. Иван Варваций — он же Иоаннис Варвакис, известен как торговец и промышленник, прозванный «великим благотворителем Астрахани и юга России». Однако в молодости он был знаменитым пиратом, за голову которого турецкий султан назначил огромное вознаграждение.

Варвакис родился на острове Псаре в Эгейском море, предположительно в 1732 или 1750 году. В 1770 году он решил присоединиться к русской эскадре Первой Архипелагской экспедиции, которая проходила во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Вчерашний пират проявил себя в Чесменской морской битве, оказав помощь российскому флоту. Ему пожаловали чин поручика и приняли на службу. А затем он с помощью графа Потемкина встретился с императрицей Екатериной II. Правительница отправила Варвакиса в Астрахань, чтобы развивать торговые пути по Каспию. Ему были дарованы тысяча червонцев и право беспошлинной торговли на 10 лет. Здесь он занимался торговлей рыбой и солью и стал одним из самых богатых людей города.

В 1789 году Варвакис был принят в подданство России и сменил имя на русский манер — Иван Андреевич Варваций. В Астрахани он жил до 1813 года, затем уехал в Таганрог, а в 1823 году вернулся на родину, в Грецию, где умер спустя два года. В Греции Варваций признан национальным героем за участие в освободительном движении. Перед кончиной он завещал своей стране все свои деньги — 1 миллион 400 тысяч рублей. В Афинах ему установлен памятник.

Памятник Варвацию в виде бюста установлен также в Астрахани, в городе, которому он пожертвовал около 3,5 миллионов рублей. Здесь похоронены две дочери дворянина.

На деньги Варвация в 1813 году была построена вторая по счету колокольня астраханского кремля. Автором проекта был архитектор Луиджи Руска. К сожалению, колокольня не сохранилась до нашего времени.

Во время эпидемии чумы Варваций построил каменную больницу на 50 человек и Тихвинскую церковь при ней.

По желанию Варвация на его деньги был построен канал, соединивший Волгу и реку Кутум, а также четыре моста через него и набережная. Кстати, один из мостов по-прежнему носит имя Варвациевского (ул. Кирова/Набережная 1-го Мая).

b36c1f4e029cf8f_img_5171 — копия



Иосиф фон Вейскгопфен

Основателя первой в Астрахани газеты зовут Иосиф фон Вейскгопфен. Именно он в 1813 году вошел в историю астраханской журналистики, издав первый номер «Восточных Известий». Недаром сегодня в честь этого события в городе отмечают День астраханских СМИ.

Иосиф фон Вейскгопфен родился в Тироле, обучался юридическим наукам в Венском университете, хорошо знал языки: латинский, немецкий и французский и немного русский. В 1806 году приехал в Россию, а в 1811-м определен учителем немецкого языка в Астраханскую гимназию. В том же году ему разрешено было завести в Астрахани свою типографию и издавать еженедельную газету «Восточные Известия», первый номер которых мог появиться только 29 января 1813 года, и, несмотря на стеснение, последовавшее от министра народного просвещения графа Разумовского относительно программы издававшейся газеты, она продолжала аккуратно выходить до самой смерти издателя.

Газета была миниатюрной: четыре листа размером с ученическую тетрадь. Первая статья в «Восточных известиях» была посвящена войне с Наполеоном. Много внимания уделялось торговым связям Астрахани. На страницах «Восточных известий» читатель мог найти ценные описания образа жизни, обычаев, быта и культуры народов Грузии, Хивы, Бухары, Индии, Турции, Персии и Тибета. Издание также содержит немало статей географических, о торговле и общественной жизни Астрахани. С 1816 года «Восточные известия» печатались на русском и армянском языках.

За все время существования издания было выпущено более 150 номеров. В коллекции Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской представлены выпуски за 1813 г. и один выпуск за 1816 г.

Последний номер «Восточных Известий» вышел в свет 5 июля 1816 года. За 3 дня до этого Иосиф фон Вейскгопфен умер в возрасте 37 лет.

К предыдущей записи

Афиша для детей

К следующей записи

В Астраханском кремле поставят оперу «Хованщина»

В продолжение темы

  • АКИнтересно

    На Астраханскую область когда-то упал метеорит?! Сейчас узнаем!

    11.07.2019
    Анастасия Степанова
  • ART&ФактыАКГлавнаяИнтересноТрадиции

    На любовь, достаток и урожай! В Астрахани создают особых кукол

    25.10.2021
    Малика Родина
  • ART&ФактыАКГлавнаяИнтересно

    Вечные ценности

    15.04.2021
    Анна Кочергина
  • АК

    В «Догадинке» открылась выставка Владимира Ракчеева

    08.06.2017
    Анастасия Степанова
  • АКИнтересноМы театралы

    Кустодиев, Хлебников, Папаян — выдающиеся астраханцы получили вторую жизнь 

    14.07.2021
    Малика Родина
  • АК

    В гостях у Деда Мороза: было весело и интерактивно!

    18.12.2017
    Анастасия Степанова

Возможно, это Вам понравится

  • ART&ФактыАК

    Уютные ART&Факты в Музее культуры Астрахани

  • ART&ФактыЖивописная Астрахань

    Ксения Коцарева: художники так чувствуют…

  • ART&Факты

    Было-стало: что находилось ранее в известных зданиях?

Наследники прошлого

В ТОПе

  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноОбъекты

    10 главных достопримечательностей Астрахани

    Советуем увидеть каждому!
  • В ТОПеИсторииМаршруты

    Купеческая Астрахань. Дома, пережившие эпохи

    Часть I. Живые музеи
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересно

    Ах, эта свадьба! ТОП-9 уникальных фотозон для молодоженов Астрахани

    Культурный подход
  • АКВ ТОПеГлавнаяИнтересноМузеи

    5 самых старинных картин в собрании «Догадинки»

    Наше путешествие в XVIII век
  • В ТОПеМаршрутыМузыка

    Музыка в Астрахани: куда пойти, чтобы услышать…

    Несколько самых звучных мест

С места событий

  • АКПрогулки по городуС места событий

    По Армянской и Татарской слободе: аутентичная квест-эскурсия в Астрахани

    Для любителей истории и приключений
  • АКМы театралыС места событий

    «Урок» должен продолжаться

     Как гранит науки может превратиться в яблоко раздора
  • АКМузеиС места событий

    Атмосфера – это главный экспонат. ART&ФАКТЫ в Доме-музее Велимира Хлебникова

    И наше очередное погружение
  • ИнтересноПроекты AstraKultС места событийТрадиции

    ART&Факты из Дома ремесел, или традиции по-астрахански

    Видели, делали, знаем!
  • АКМузеиС места событий

    «Музей в ночи», или История о том, как мы решились на КВЕСТ

    Подробности о проекте музея-заповедника

Настроение А

  • АКГлавнаяИнтересноНастроение A

    Что это за зверь такой – «Астраханское лето»?

    Зарисовки об Астрахани
  • АКЗарисовки об Астрахани

    Особенности астраханской осени: ожидания и реальность

    Из собственных наблюдений AstraKult
  • АКГлавнаяЗарисовки об АстраханиИнтересно

    Тоня, Приёмка, Путина и несколько других приятных сердцу слов

    Об их значениях — наш материал
  • АКГлавнаяИнтересноНастроение A

    Летние снимки из Астрахани

    Внимание, будет жарко!
  • АКНастроение AФишки

    От арбуза до тутника: символы астраханского лета в сочных картинках

    Фотопроект АстраКульта

Культурная мама

  • АКГлавнаяИнтересноКультурная мамаТворческие люди

    Анна Гончарова: «Всё начинается со сказок»

    Интервью с детской писательницей
  • Культурная мама

    Культура детям: ТОП-10 мест для всей семьи

    По версии AstraKult
  • АККультурная мама

    Кукольный театр как пособие для родителей

    Взгляд взрослого на спектакль для малышей
  • АККультурная мамаТворческие люди

    Михаил Комаров. Его картины не такие, как все. И они прекрасны…

    Интервью с мамой художника-аутиста
  • АККультурная мама

    «Островок» искусства для самых маленьких!

    Цикл развивающих программ стартует в Театре оперы и балета

Опросы

Как Вы оцените наш новый сайт?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
  • Архив опросов

Если вам у нас понравилось, так и оставайтесь — будем рады! Афиши и новости Астрахани, культура и туризм во всей красе — создаем этот сайт с любовью, для астраханцев и гостей нашего города! Пишите, звоните, соавторствуйте!

  • г. Астрахань, ул. Эспланадная, 14
  • +7 (8512) 51-63-10
  • astrakult@yandex.ru

Присоединяйтесь к нам!

Наши награды и достижения

Главный приз на всероссийском конкурсе СМИ «Культура слова».

НАШИ НАГРАДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

Победа в федеральном конкурсе «Позитивный контент» в номинации «Лучший медиаресурс».

Астрахань, 2022 г. © Все права защищены.