«Детский альбом» — история в фотографиях от рождения до взрослой жизни
Исследования длиной в 10 лет
Мы побывали в Доме-музее Бориса Кустодиева, где открылась выставка, на создание которой музейщиков вдохновил семейный фотоальбом.
Необыкновенную экскурсию провела для нас старший научный сотрудник музея, куратор выставки Власта Ватаман. Кажется, ни один исследователь жизни и творчества Бориса Кустодиева не обладает такой энергией и увлеченностью. Мы зарядились от этой встречи на все сто! Расскажем все подробно:
Выставка посвящена детям художника Кустодиева, ее основой стал ценный экспонат – фотоальбом, который в 2021 году музею подарила правнучка мастера – Мария Борисовна Кустодиева. Снимки завораживают и удивляют, ведь тема альбома – дети. Центральную фотографию выставки музей еще в 2012 году получил от внучки живописца Татьяны Кирилловны.
— Мы хотели показать раннее детство Кирилла, Ирины и Игоря, детей Бориса Михайловича и Юлии Евстафьевой Кустодиевых. За время существования музея нам удалось собрать большое количество информации о семье художника. Все понимали и уважали талант Бориса Михайловича, искренне восхищались им. Юлия Евстафьевна была опорой, стержнем семьи. Дети росли творчески одаренными, а родители прилагали максимум усилий, чтобы из них получилось что-то действительно стоящее.
Альбом датирован 1905 годом и включает почти 200 любительских фотографий разной степени сохранности. Авторы большинства снимков – Борис и Юлия, муж и жена, отец и мать.
— В альбоме есть совершенно удивительные фотографии, запечатлевшие буквально первые часы после рождения детей. Борис Михайлович много лет серьезно увлекался фотографией и обучил Юлию. Они старались с любовью и вниманием фиксировать все события жизни детей: прогулки, шалости, игры с животными, путешествия.
Детей с раннего возраста приучали к труду, это иллюстрирует, например, фотография «Рубим капусту». На ней Юлия Евстафьевна с сечкой у громадной кадки, дети помогают – длинными ложками перемешивают, сидя на солнышке.
Иногда труд применялся в качестве воспитательной меры – на одном из фото изображена пятилетняя Ира, стирающая свои чулки, запачканные во время игры. На обороте карточки написано: «Ирина во время игры запачкала чулки, и мама решила ее наказать». То есть показать, что надо беречь и чистить свою одежду. И это тоже труд.
С улыбкой читаем переписку детей с родителями.
— В Государственном Русском музее в отделе рукописей и в других фонах, в частном собрании Марии Кустодиевой нам удалось найти открытки с замечательными текстами. В письмах дети поздравляют отца и мать с праздниками, приглашают в гости, сообщают о своих маленьких бедах и радостях. Например, Ирина сообщает отцу: «Мое матросское платье удлинили», спрашивает: «Когда ты уже приедешь?..». В другом письме Кирилл поздравляет маму с Пасхой. Такая переписка радует сердце любого родителя, напоминая о раннем, детском восприятии мира.
40 выставочных фотографий – это лишь часть имеющихся в музее, зато какая! Альбом был подарен художником своему сыну Кириллу, «когда ему было 1 год, 3 месяца и 3 дня». Снимки демонстрируют жизнь детей художника с момента их рождения до получения старшими — Кириллом и Ириной — профессионального образования.
На первых снимках новорожденный Кирилл Кустодиев на руках у бабушки – матери художника Екатерины Прохоровны. Фото сделано перед отъездом в Париж, в 1904 году, когда Кустодиев по окончании Академии художеств получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку. Выпускники-медалисты сами выбирали, куда они поедут, Академия оплачивала, потому что целью было изучение искусства страны, куда они отправлялись. Кустодиев выбрал две страны – Францию и Испанию.
Выставка не могла обойтись без произведений самого Бориса Кустодиева — экспонируются четыре рисунка из фондов Астраханской картинной галереи, где изображены дети Ирина и Кирилл. Ирина с детства была любимой моделью художника. А старшего сына, высокого, стройного, атлетически сложенного, мастер часто использовал при создании плакатных образов красноармейцев, рабочих или спортсменов.
— Третий ребенок, которого звали Игорь, прожил недолго, он родился и умер в 1907 году. Сохранилась информация, что Кустодиев написал с него одну из икон для церкви села Житкур Астраханской губернии. Сейчас это территория Волгоградской области, церковь, иконы и росписи, к сожалению, были уничтожены.
Татьяна Кирилловна, внучка художника, предоставила нам возможность переснять редкое фото утраченного портрета мальчика из личного альбома семьи. На выставке представлен и эскиз иконы – Богоматерь с младенцем, а также фотография Юлии Евстафьевны с детьми, где за ее спиной в зеркале отражается тот самый портрет.
Необычные экспонаты представлены и в витринах. Это экслибрисы, которые Борис Михайлович создал для своих детей. Из экслибриса понятно, что Ирина мечтала о сценической славе. Она окончила Институт сценических искусств в Ленинграде и часть жизни проработала в театре и Ленинградской филармонии.
Экслибрис Кирилла выдает его страстное увлечение рыцарскими романами. Кирилл тоже окончит Академию художеств, станет известным театральным художником и 42 года проработает в ведущих ленинградских театрах.
Экслибрис – художественное произведение, книжный знак, который наносится штампом. В частных библиотеках у многих собирателей есть личные экслибрисы. Само слово «экслибрис» обозначает «из книг», называет владельца библиотеки.
Интересно увидеть книгу — сборник писем, интервью, заметок о Борисе Михайловиче, есть в ней и записки детей об отце. Издание раскрыто на воспоминаниях Кирилла Борисовича. Любопытно, что в числе экспонатов рекламные листы фотографической продукции — фотоппаратов, пленки, фрагмент справочника 1913 года.
Рассматривать фотографии и представлять себе жизнь той эпохи можно бесконечно, особенно в сопровождении самого создателя выставки. Но все-таки назревает вопрос:
— Как вы сохраняете все эти ценные, но хрупкие предметы?
— Основное время экспонаты (фотоальбомы и отдельные снимки) хранятся в Астраханской картинной галерее, в специальных помещениях для фондов. Кустодиев не был профессиональным фотографом, не зарабатывал этим на жизнь. Любительские фотографии всегда более подвержены влиянию времени. Некоторые из них плохого качества, «полуслепые», нуждающиеся в реставрации. Поэтому на выставке мы используем электронные изображения, копии снимков. Но в любом случае фотография — это документ эпохи, который демонстрирует давно исчезнувший мир: костюмы, шляпы, одежду детей, их игрушки, сады, где они гуляли, дома, где жили.
Часть фотографий выставки сделана в «Тереме», усадьбе, построенный Кустодиевыми в Костромской губернии. Считается, что дом сгорел еще в 40х годах ХХ века, поэтому фотографии дома, где Кустодиевы провели так много времени, это исторический документ, они бесценны.
Постороннему человеку кажется, что создать выставку легко, на самом деле это – большой труд. Сначала надо найти интересные предметы, потом исследовать, изучить, описать, придумать концепцию выставки, отобрать нужное, создать экспозицию и только потом преподнести публике. На это уходит много сил и времени. Так, к слову, исторический материал для этой выставки собирался почти 10 лет, что делает ее ещё более значимой и интересной для астраханцев и гостей города.
Посетить выставку можно до 26 мая.