«Кукла – инструмент, который мы оживляем»
Делимся впечатлениями о творческой встрече с актерами Театра кукол
Мы познакомились с выражениями вроде: «гримировать голос», «попасть в маску», услышали забавные истории из мира кукольного закулисья и узнали секреты мастерства актеров кукол. В преддверии Международного дня кукольника мы пригласили на нашу творческую площадку актеров Астраханского театра кукол: Сергея Кичигина, Георгия Бутусова, Дениса Кораблева, Алису Чумакову и Ольгу Литвин.
И первый наш вопрос: кто такой актер театра кукол?
Георгий Бутусов:
— Кукла – инструмент, который мы оживляем: учим ходить, говорить, жестикулировать. Мы овладеваем инструментом и показываем спектакль.
Сергей Кичигин добавляет:
— Причем каждый раз овладеваем по новой, потому что у каждой куклы разные технические возможности. Образ куклы уже создан художником, у нее есть свое лицо. В нашей профессии есть понятие «гримировать голос» — украсить образ эмоционально и дать ему голос. Задача войти в этот образ, «попасть в маску».
С собой артисты привезли кукол из театрального музея, они уже не участвуют в спектаклях, но у них есть свой благодарный зритель – гость музея. Участники творческой встречи увидели кукол вне сцены и узнали любопытные подробности о том, как они управляются, в каких постановках были задействованы. Например, кукла Собачка – это мапет, она управляется рукой актера, внутри ее головы два отверстия для пальцев кукловода и лесочка с кольцом, чтобы открывать и закрывать глазки собачки.
Сергей Кичигин рассказал историю создания перчаточной куклы — Петрушки:
— Петрушка – знаменитая кукла, с которой начинался российский театр. Одновременно Петрушки были в Европе: Италии, Испании, Англии, Франции и т.д. Это был хулиган — нос крючком, похож на чёрта. Сатирический персонаж, который высмеивал, выражался нецензурными словами, за что, конечно, был любим народом. Но на смену народным сказкам пришла авторская сказка — про принцесс, рыцарей и волшебников. Возникла необходимость в романтическом жесте, и тогда кукольники «посадили» руки куклы на трость.
Актер продемонстрировал тростевую куклу Алису из спектакля «Алиса в Зазеркалье». Она механизирована: моргают глазки, кукла может поправить бантик, отряхнуть юбочку. С течением времени первая перчаточная кукла многократно усложнилась, обрела механизацию. Театральная кукла крайне сложна в изготовлении, порой процесс создания всего одной куклы занимает три месяца!
Самой сложной куклой артисты назвали марионетку.
Самая большая кукла
В Древнем Риме спектакли показывали в амфитеатрах, для того, чтобы зрители могли увидеть куклу, ее приходилось делать внушительных размеров – больше человеческого роста и управляли одной такой куклой сразу несколько человек. В Астраханском театре кукол есть примеры, правда, не куклы целиком, а лишь ее части. Масштабы нашего театра несравнимо меньше древнего амфитеатра. Подробнее рассказал Денис Кораблев:
— У нас есть большие части кукол в «Тайне белого лотоса», где Георгий Бутусов работает с поистине большой головой дракона, размером с человека. Она надевается сверху, каркас ставится на плечи, и актер работает с ней изнутри, при этом она очень тяжелая. В постановке «Ряба-репа-колобок» большие головы бабушки и дедушки, а в «Аладдине» огромные руки и ноги управляется несколькими людьми.
Театр кукол не только для детей
Сергей Кичигин:
— Нашему театру 36 лет, репертуар огромный. Все эти годы мы активно работали на взрослого зрителя, подобных поставок огромное количество. Из последних спектаклей: «Вий или Три ночи для Хомы», «Приключения Шерлока Холмса», «Моцарт и Сальери», «Оркестр», «Флора за жизнь», «Пигмалион» «Старуха Изергиль». А также спектакли для семейного просмотра: «Холодное сердце», «Тайна белого лотоса». Это серьезная драматургия с философским направлением.
«Вий или Три ночи для Хомы» — синтез драматического театра и кукольного.
О сложной роли Хомы рассказал Денис Кораблев:
— Работал над ролью долго, смотрел подкасты о том, как человек сходит с ума, вел дневник, разговаривал с батюшкой о том, как правильно читать молитвы и мы с ним вместе учили их. Мне роль очень нравится, она, что называется, моя.
Первый спектакль Астраханского театра укол – «Победители» по пьесе П. Высоцкого. В театральном музее, на самом почетном месте стоят первые куклы из этого спектакля. Сегодня в нем участвуют новые куклы.
Роль мечты
Денис Кораблев рассказал, какие роли хотел бы сыграть:
— Раскольникова в «Преступлении и наказании», Гамлета, Дядю Ваню, когда постарше стану.
Ольга Литвин добавила:
— Все несыгранные роли хочется сыграть.
Алиса Чумакова:
— В театре Ленсовета недавно показывали «Гамлета», которого играла женщина. После этого я тоже хочу сыграть эту роль.
Кстати, в «Оркестре» Юрий Дубоносов блестяще играет женскую роль, воплотив образ колоритной руководительницы оркестра.
Об эксклюзивах
Сергей Кичигин:
— «Крошечка Хаврошечка» — лауреат премии Правительства Российской Федерации. «Тайна белого лотоса» — лауреат Премии за гуманизм и доброту в искусстве «На благо мира». Эксклюзивов у нас в театре очень много! У нас ёлка спускается с потолка в Новый год, а Дед мороз угощает детей чаем и сладкими пирогами. Ни в одном театре мира такого нет! Здание театра является памятником архитектуры XIX века, внутри здание перестраивалось архитектором Александром Тихоновым, в результате мы имеем два зрительных зала — большой и малый. Человек, который восстанавливал здание, остался в театре на всю жизнь. Александр Тихонов — конструктор кукол. Это искусство затягивает – оживление неживой материи.
Денис Кораблев:
— Миссия артиста театра кукол, с некоторой философской точки зрения, мы -проводники от детства к взрослению.
Насыщенная беседа с артистами завершилась мастер-классом – собравшиеся получили возможность взять куклы в свои руки и научились ими управлять.
Встреча вышла (если можно так выразиться) крайне позитивной, ведь актеры рассказали о ярких театральных постановках и перечислили несколько курьезных моментов на сцене, из которых они мастерски вышли. Кукольники рассказали о сложностях и плюсах своей профессии, о том, что театр – это семья и во время спектакля и даже за пределами театра артисты всегда друг друга поддерживают.
Наталья Соболева