Дмитрий Пастухов: «В нашей профессии важно жить»
Прославленный танцор и хореограф — о творческом пути и Театре танца
Сегодня герой нашей рубрики #творческиелюди — художественный руководитель и хореограф Астраханского Театра танца Дмитрий Пастухов. Коллектив был создан на базе Дирекции по реализации культурно-массовых программ в 2013 году, став за это время одним из самых популярных в регионе.
Каждое их шоу — громкое событие. «Начало», «Жизнь в большом городе», «Иллюзия реальности», «Клик», «Танцующие жизнь», «За 80 дней вокруг света» — все они завоевали сердца зрителей как в Астрахани, так и за ее пределами. Большая заслуга в этом успехе принадлежит Дмитрию Пастухову, который имеет богатейший опыт работы в качестве исполнителя, балетмейстера, хореографа-постановщика не только на территории России, но и за рубежом.
На днях мы встретились, чтобы поговорить об интересных фактах из биографии Дмитрия, буднях Астраханского Театра танца, а также о том, что остается за рамками сцены.
— Когда в вашей жизни появились танцы? И как все начиналось?
— Я учился в музыкальной школе в Трусовском районе по классу баяна. После чего решил поступить в Астраханское училище культуры на оркестровое отделение. Но в это время в учреждении произошли некоторые перемены. Мне предложили пойти сначала на хореографическое отделение, а потом, при желании, перевестись на оркестровое. Таким образом я попал в хореографию, не имея даже элементарных понятий о позициях ног.
Спустя три года учебы я стал танцевать в ансамбле песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. А после службы в армии отправился работать в Государственный ансамбль танца «Урал», в Челябинск. Кстати, в этот город поехала учиться моя одногруппница, в будущем ставшая моей супругой. Через несколько лет мы отправились в Москву на работу в Государственный академический театр танца «Гжель». Там же я получил звание – «мастер сцены высшей категории».
— Нам известно, что вы также причастны к цирковому искусству. Расскажите об этом подробнее.
— В 1997 году мы переехали работать в Израиль, в составе шоу-группы. Работая бок о бок с цирковыми артистами, стали задумываться о возрастных ограничениях в хореографии. И тут, помогающие с постановками цирковых номеров ребята предложили нам перейти работать в цирк. Мы не стали отказываться, и первое, что я освоил — искусство факира. С этого номера мы начали соединять оригинальный жанр с танцем. Далее задумались о серьезных номерах в этом искусстве: эквилибр на моноцикле (умение держать равновесие на одном колесе), парная акробатика, жонглирование.
Я очень благодарен артистам цирка, обучившим нас основам этого сложнейшего искусства. Конечно, весь этот интересный и творческий опыт помог как в жизни, так и в профессиональной сфере.
— Думаем, и в работе с Астраханским Театром танца тоже?
— Да, конечно. На сегодняшний день в программе Астраханского театра танца представлены различные жанры хореографического, циркового и театрального искусства. При постановке мы используем современные технические средства аудио и видео визуализации, 3D маппинг, современные световые решения и спецэффекты, костюмы. Синтез различных видов искусств, сценических решений и спецэффектов создают яркое, красочное шоу.
— Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать частью вашей команды?
— Помимо таланта и физической выносливости артист должен быть «одержим» своим делом, жить в танце. Не бояться экспериментировать и осваивать новые направления.
— Как проходят будни ребят? Тренировки каждый день?
— Да, действительно, каждый день с понедельника по пятницу. Нормативы для всех танцоров во всех государственных коллективах одинаковые. Для поддержания профессиональной формы мы занимаемся классическим и современным танцем. А также постоянно оттачиваем мастерство в текущем репертуаре и в новых постановках. У творческого человека все время идет процесс саморазвития.
По итогам 2020 года Астраханский театр танца вошел в топ-10 ансамблей и театров танца России — по версии Туристического портала ТурСтат.
— Есть ли определенные условия, которые должны выполнять все танцоры: питание, режим?
— Наша профессия построена на невозможности жить без этого. Ребята должны всегда следить за режимом и питанием, ведь внешний вид для танцора — это его визитная карточка. Поэтому каждый артист заинтересован в поддержании своей формы и индивидуальности.
— Вы рассказывали, что работаете в разных жанрах, включая цирковое. А бывали ли случаи травм в коллективе?
— В любой профессии, связанной с физическими нагрузками, случаются травмы — танцоры не исключение. Моя задача — научить и проследить за правильным исполнением различных трюков. Существует много методик, которые я использую при обучении артистов.
К сожалению, бывают случаи, когда артист получает травму не только на тренировке, но и на сцене. Он оценивает свое состояние, и, если есть малейшая возможность продолжать, то выступает.
Артисты Театра танца универсальны: здесь танцуют народные и бальные танцы, хип-хоп, кинг-таг, вог и не только.
— В Театре танца несколько шоу-программ. Расскажите, как проходит процесс подготовки к предстоящему шоу?
— В начале появляется идея, которую мы вместе с режиссером обдумываем, а только потом прописываем сценарий. После — на совещании творческой команды Дирекции, директора и художественного руководителя — мы обговариваем и утверждаем будущий план работы.
Далее подключается команда в большом составе: режиссер, балетмейстер, помощники балетмейстера, художники и дизайнеры по костюмам, декораторы, технические службы, художник по свету и звукорежиссер, юристы, бухгалтера.
В процессе постановки спектакля появляется очень много нюансов, которые необходимо тщательно продумать. К примеру: сможет ли взлететь человек, успеют ли артисты переодеться, вовремя ли сменится картинка на экране и многое другое. Подготовка к сложным номерам занимает не один день, а в итоге выступление может продлиться всего около 3-х минут. Все ради красивого и впечатляющего шоу.
Опыт работы промышленным альпинистом помогает Дмитрию в постановке воздушных номеров, которые не только потрясающе смотрятся, но и безопасны для артистов. Кстати, на то, чтобы повесить высотное оборудование, необходимо порядка 2,5-3 часов. Но это того стоит.
— В апреле запланирован очередной показ шоу «За 80 дней вокруг света». Премьера состоялась в конце прошлого года — и астраханцы были в восторге. А как пришла идея создать именно такое представление?
— Наравне с современными стилями в хореографии было желание создать шоу с танцами народов мира. Поэтому в шоу-спектакле вы увидите стилизацию китайского, индийского, ирландского и других танцев. Сейчас мы работаем с режиссером Дмитрием Красновым, именно ему и принадлежит идея создания шоу «За 80 дней вокруг света».
В канун Нового года Театр танца получил сотни просьб о повторе грандиозного шоу. И тогда было решено показать его снова — 10 апреля в 18.00,
на сцене Астраханской филармонии. Билеты можно приобрести на сайте astr.kassir.ru и в кассе филармонии.Подробности по телефону: 📞8 (8512) 44-69-61.
— Какие творческие планы у Театра на ближайшее будущее?
— Продолжать удивлять и работать, развиваться и покорять новые города. Кстати, расскажу по секрету: мы уже приступили к подготовке нового проекта. Это хореографический спектакль для всей семьи по мотивам сказочных повестей шотландского писателя сэра Дж. М. Барри «Питер Пэн», который планируется к показу этой осенью.