«Камышовый кот» Моня и его театральная компания
Чем запомнился фестиваль моноспектаклей
Этой весной Астрахань стала напоминать Канны. Театральные гости из разных уголков страны. Насыщенная культурная программа. Сразу несколько сценических площадок: Дом актёра, Театр оперы и балета, «Диалектика», Театр кукол. Ну а главной отличительной чертой от французского курорта стал I Российский фестиваль моноспектаклей «Камышовый кот», проходивший у нас с 20 по 26 марта.
Фестиваль объединил 15 моноспектаклей и их создателей, включая местных мастеров. Об Астраханских постановках мы поговорим в следующем материале, а пока представим иногородних участников, наши впечатления и награды «Камышового кота», которые уехали в разные регионы.
О юродивых глазами Лескова

Фото: Константин Гузенко
Открыл фестиваль моноспектакль «Дурачки всея Руси». В основу постановки режиссёр и актриса Лариса Артёмова (г. Серов) включила два рассказа Николая Лескова. Оба произведения объединила тема любви к ближнему. Главную идею спектакля раскрывает послание святого апостола Павла к Коринфянам, которое также служит мостом между двумя историями.
Сценография и музыкальное оформление выполнены в народном стиле. Льняной костюм на актрисе, тканный ковер на полу, деревянная посуда, специфический музыкальный мотив. Стоит отметить, что повествование ведется не на современном литературном языке. Режиссёр сохранила литературную специфику Лескова, поэтому в речи слышатся словечки характерные для крестьян XIX века. Неискушенному зрителю пришлось привыкать к такому повествованию. Кстати, по форме оно напоминает поведение русского странствующего сказителя, калика. Но игра актрисы не ограничивается только литературным пересказом. Для лучшего восприятия используется весь имеющийся реквизит, в том числе и тканевая кукла – героиня второй истории. Временами может показаться, что актриса, как и сами персонажи, чем-то напоминает юродивую. Однако это ничуть не умаляет достоинств спектакля, главное из которых — приятное послевкусие, наполненное тихой радостью.
Дипломант III степени.
Ток-шоу о женской привязанности
Постановка «Дорогая моя. Я умру без тебя» режиссёра Анны Куликовой (г. Москва) посвящена современным женским реалиям. Спектакль решен в формате ток-шоу, где главная героиня (Олеся Каширская, г. Москва) рассказывает о своей семье — в частности, о муже, к которому очень привязана. Предыстория транслируется на экране. Таким образом, зритель узнает о супруге, который находится в местах заключения.
Повествование героини сбивчивое, переключающееся то на сочинение стихов (так посоветовал врач), то на воспоминая о таинственной Веронике, помогающей решить семейные неурядицы. Эти особенности наталкивают на мысль о том, что женщина страдает раздвоением личности. Два разрозненных «я» героини (первое – неуверенная в себе, вторая – решительная) подчеркивают и разные способы подачи информации.
Диплом «За оригинальное режиссёрское решение».
Сказки для взрослых

Фото: Константин Гузенко
Моноспектакль «Сказки Серебряного века» можно назвать самым контактным из всей программы фестиваля. В основу постановки легли произведения Фёдора Сологуба, Алексея Ремизова, Леонида Андреева. Звучат они от лица старого шарманщика, в роли которого выступил Алексей Кизеров (он же режиссёр спектакля, г. Серов). Кладезем историй служит музыкальная шкатулка, из которой актёр бережно и с любовью достаёт одну сказку за другой. При этом он постоянно задействует зрителей, предлагая им не только роль слушателя, но и мальчиков, купеческих и дворянских дочек, девочки, занимающейся выпасом гусей. Как и полагается, все сказки имеют под собой определённый моральный вывод, который в качестве рецепта счастья советует шарманщик.
Помимо музыкальной шкатулки актёр использует и другие предметы, позволяющие ему обыграть ту или иную историю определённым образом. Орехи, цветы, стул – всем этим, как и своими сказками, шарманщик любезно делится со зрителем.
Ещё один элемент сценографии – два ярких полотна, изображающих серафимов. Они, как мне кажется, позволяют сделать вывод об общей идее, объединяющей все рассказанные истории. Добро и юмор – единственный способ в борьбе с жизненными неприятностями.
Дипломант I степени.
Чеховская классика
Размышления о тяжёлой актёрской профессии, в частности, и жизни, в целом, вместила в себя постановка Григория Гольдмана (г. Ставрополь) «Чехов. Послушайте!..». Монолог главного героя построен на фрагментах из шести произведений (пьесы, повести) Антона Павловича. Человек в пальто и с чемоданом, как символ кочующей жизни актера, рассуждает об искусстве, страданиях, отношениях между людьми. Этот персонаж чем-то напоминает самого писателя и вбирает в себя образ творческого человека, в принципе.
Разные предметы (очки, книга, шляпы, женский манекен, зонтик) помимо реквизита, необходимого для любого спектакля, также по-своему намекают на произведения Антона Павловича, фрагменты из которых включены в постановку. В качестве музыкального оформления выступают песни, написанные Григорием Гольдманом. Они кажутся естественным дополнением цитат, озвученных минутой ранее главным героем.

Фото: Константин Гузенко
В целом, спектакль похож на бенефис человека театральной сферы (актёра, драматурга, режиссёра), для которого герои Чехова и сцена стали неотъемлемой частью его жизни.
Диплом «За новаторское прочтение драматургии А.П. Чехова»
Об американском бродяге

Фото: Константин Гузенко
Главная особенность спектакля «В ожидании Ангела» – безмолвность. Режиссёр Джанго Эдвардс (США) выбрал жанр немого кино в прямом и переносном смысле. Так, главный герой бродяга (Катрин Федулова, Москва-Барселона) во многом напоминает известного персонажа Чарли Чаплина. Такой же временами смешной, временами грустный. Сопутствует настроению героя классика голливудской музыкальной индустрии.
Герой Катрин Федуловой вступает в диалог со зрителем как с обычным нью-йоркским прохожим: танцует под музыку, дарит перо, заигрывает. Культовым моментом этого пластического спектакля становится концерт Элвиса Пресли, куда случайным образом попадает бродяга. Найденный билет в этом случае похож на по-настоящему радостный (и возможно, единственный в жизни) для главного героя подарок от невидимого, но ощущаемого ангела. Вообще этот спектакль похож на своего рода святочную историю, показанную в лучших традициях американского рождественского кино.
Диплом «За лучшее пластическое решение спектакля»
Кукольный театр с этнографическим уклоном

Фото: afisha-tyumen.ru
Нет сказки счастливее на свете, чем о ненецких Тукимусе и Тукине. Именно такой у меня возник вывод после просмотра спектакля «Дочь Луны и сын Солнца». Эта постановка имеет сразу несколько особенностей. Во-первых, он кукольный. Во-вторых, основой для сюжета послужила ненецкая народная сказка. В сочетании это получилось весьма интересно. Несмотря на то, что фольклор северный народов не такой эмоциональный, как, скажем, европейский, режиссёр и актёр Сергей Каданов (г. Тюмень) смог сделать спектакль увлекательным.
С точки зрения сценографии постановка также заслуживает внимания. Полотно, как символ неба, на котором круглое светило в зависимости от ситуации становится то Солнцем, то Луной. Дополняют это шаманские танцы и специфическая музыка, что придает спектаклю зрелищности.
Диплом «За популяризацию фольклора Крайнего Севера»
Драматизм эпохи джаза

Фото: Константин Гузенко
Этюдная фантазия по мотивам пьесы «Новеченто» (режиссёр Вячеслав Терещенко, г. Москва) – это история одного пианиста глазами трубача. Биография поучилась временами трогательной, временами забавной. Сопутствуют повествованию лучшие джазовые композиции. При этом сцена выполняет сразу две функции: то парохода, то оркестровой площадки.
В первом случае это вполне логично: вся жизнь человека по имени Новеченто прошла на лайнере Виктория. Второе тоже имеет место быть. Ведь главный герой, как и рассказчик (Владимир Жуков, г. Москва) музыканты.
При этом пюпитры, симметрично расставленные по сцене, символизируют собой состав оркестра. Помимо подставки для нот в качестве реквизита рассказчик также использует деревянный стул и чемодан, из которого он достаёт разные небольшие предметы, связанные с разными этапами жизни главного героя.

Фото: Константин Гузенко
Спектакль соответствует всем параметрам психологического театра, но при этом для идеальности, лично мне, не хватило джазовой энергетики, импровизации и беззаботности.
ГРАН-ПРИ
Монолог женщины о женщинах

Фото: Константин Гузенко
«Розовое платье с зелёным пояском» – это грустное послевкусие чеховских «Трёх сестёр». Режиссёр и исполнительница главной роли — Валерия Приходченко (г. Москва). История разворачивается глазами невестки чеховских героинь Натальи Ивановны. И тут зритель видит совсем иную картину, происходящую в семье Прозоровых и целом в мире.
Сценография решена минималистически и при этом говорит о многом. Три пустых фоторамки, один деревянный стул и макет жилого здания на журнальном столике. Если дом символизирует собой семейные ценности, которые с приходом нового времени уже не играют особой роли, то с фоторамками совсем другое дело. Для главной героини они — память о трёх близких людях: двух детях и любимом мужчине, из-за ошибки которого её жизнь пошла по другому направлению. Причём идея спектакля, как мне кажется, заключается, прежде всего, в потерянных ориентирах. Если для трёх сестёр – это собственное желание в погоне за светлым будущим, то для их невестки – это навязанный новыми родственниками выбор. Не зря же начинается и заканчивается монолог одним и тем же воспоминаем: встречи главной героини с Прозоровыми. В первом случае Наталья Ивановна – посетительница театра, во втором – его сотрудница, моющая сцену.
Диплом «За создание яркого женского образа»
О жёлтых звёздах и испорченной юности

Фото: Константин Гузенко
Военная тема была представлена на фестивале спектаклем «Элен». В основу постановки режиссёра Анны Липко (г. Москва) легли дневники молодой еврейки (Анна Панина, г. Москва), чья юность пришлась на 40-е годы. Если в начале спектакля чувствуется беззаботность: главная героиня цитирует известные классические произведения на разных языках, мечтает о любви, то к концу ощущается тяжесть и грусть. Подчеркивает угнетающую атмосферу гардероб молодой особы. На платьях появляются жёлтые звёзды. Сменяют наряды чёрное, словно траур, пальто, шляпа и перчатки.
Ещё одна характерная особенность гардероба – обувь. Детские ботинки, женские и мужские туфли символизируют собой этакое кладбище пострадавших евреев — знакомых героини. Своеобразной данью памяти замученным и убитым детям являются и звёзды, которые актриса раздаёт зрителям.
Главная тема спектакля, безусловно, заключается в бессмысленности жестокости войны. Но в постановке также звучит ещё один важный мотив: человеческое достоинство, сохранение которого в условиях мировых конфликтов становится настоящим испытанием.
Дипломант II степени
История одной знаменитости

Фото: Константин Гузенко
Эдит Пиаф – личность, не нуждающаяся в представлении. Именно ей и решила посвятить свою постановку «Любовь всё побеждает» режиссёр и актриса Татьяна Зубарева (г. Нефтеюганск). В основу легла любовная история французской певицы. На мой взгляд, спектакль получился немного нервным.
Сценография ограничилась одним только стулом, но зато каким. Он весь обклеен фотографиями и газетными вырезками, посвящёнными главной героине.
Этот предмет всячески обыгрывается актрисой: служит багажником машины или кроватью больнице, выступает в роли мужчины. Но иногда использование стула казалось лишним…
Еще один реквизит – голос. Вокальные номера очень удачно вписались в композицию спектакля, подчёркивая при этом настроения Эдит Пиаф. Этот мини-концерт разнообразил рассказ главной героини о собственных любовных похождениях, обращенный к некой Терезе. Хотя в этом неизвестном собеседнике легко угадывается святая, которой вроде и молится, и одновременно исповедуется разочарованная женщина.
Лауреат III степени
Каролина Виноградская