Наталья Татаринцева: «Благородное дело — служить литературе»

Очерк о детстве и творческом пути астраханской поэтессы, основателя литературного сообщества «ВЯЗ»
Когда вы смотрите на человека, можете ли угадать, что перед вами творческая личность? Наверное, не всегда. Однако в образе Натальи Татаринцевой сразу читалось нечто поэтическое. Первое, за что цепляется взгляд, – выразительные глаза. Глаза эти, живые, с быстрым движением мысли, читаемой в них, Наталья поднимала вверх при разговоре, отчего чёрные ресницы, едва заметно завитые на кончиках, казались ещё длиннее. Черты лица у неё мягкие, совсем как слова, которыми она обволакивала своих собеседников, а нос с легкой горбинкой на долю секунды напомнил мне ахматовский. Неужели у всех поэтесс существует призрачная, неуловимая связь?
Движения ее были легкими, плавными. И в негромкой речи слышалось нечто дружелюбное, открытое, словно мы с командой AstraKult пришли в дом к давнему другу. Атмосфера дружелюбия и тепла наполняла всю библиотеку им. Б. Шаховского. На руке у Натальи был надет широкий браслет из бисера с большим камнем цвета янтаря. Подобно глазу, он смотрел с запястья поэтессы на собеседников равнодушно-молчаливо. Этот причудливый браслет отсылал к каким-то древним поверьям, чему-то эфемерно-мистическому. Чёрная футболка, с изображённым на ней Лавкрафтом, писавшим в жанрах ужасов и фантастики, подчеркивала такие настроения. Весь образ Татаринцевой дышал литературой, и дыхание это зародилось еще в детстве.
Мама Натальи, Элеонора Татаринцева, известный астраханский поэт и прозаик. С малых лет девочка окунулась в атмосферу творчества, была завсегдатаем на литературных вечерах. Несмотря на юный возраст, это очень нравилось будущей поэтессе и создательнице литературного сообщества «ВЯЗ».
Наталью вдохновляло творчество С. Кинга, Ч. Диккенса, М. Булгакова (особенно отмечала произведение «Собачье сердце»), Б. Акунина, Терри Пратчетта. Быть может, это и сформировало основные темы стихотворений Татаринцевой. Любовные терзания вы в работах поэтессы едва ли найдёте. Как сама девушка признаётся: она человек рациональный, хоть образ творческих личностей и ассоциируются с хаосом эмоций. Так или иначе, Наталья поднимает в своих текста чаще всего проблемы философские и социальные.
Идея создать литературное объединение пришла к ней в подростковом возрасте. Помогая в работе конкурса имени Н. Мордовиной, она увидела своих сверстников, которым не повезло расти в атмосфере творчества. Юная Татаринцева, живя в семье писательницы, могла получать критику и похвалу, ее работы участвовали в различных конкурсах, однако были молодые люди, лишенные такой возможности, не знавшие, куда обратиться за поддержкой, профессиональной помощью и продвижением своих работ. Это и определило то, чем занимается Наталья Татаринцева сейчас.
Литературное сообщество «ВЯЗ» – это возможность помочь молодым авторам, дать им правильную критику для творческого роста, а также продвижение начинающего прозаика или поэта в большой мир литературы. Образ вяза – дерева, нередко встречающегося на улицах Астрахани – отсылает к единству участников сообщества, которые, подобно множеству веток, вырастающим из общего ствола, связаны друг с другом и являются одной крепкой творческой семьей.
Голос поэтессы иногда едва заметно подрагивал, когда та рассказывала о развитии проекта. Быть может, то была дрожь от пробегавших перед глазами тёплых воспоминаний. Живость речи возвращалась, когда она упомянула победу «ВЯЗа» в конкурсе литобъединения «Литосфера». Сообщество заняло третье место по России.
«Надо пробовать, надо показывать себя», – поняла Наталья Татаринцева после такого признания.
«Благородное дело – служить литературе»! Помимо студии «ВЯЗ» в Астрахани существуют и другие. Например, старейшая студия «Ключ» при доме-музее В. Хлебникова, студия Ольги Марковой при музее культуры Астрахани и студия Андрея Белянина, начавшая свою деятельность с 2021 года. Все они работают по принципу: литературные студии должны быть бесплатными. Большое количество творческих объединений дает желающим заниматься писательским делом выбор, в зависимости от целей. Если вы просто пишете стихи, хотите найти единомышленников – то можете стать участником одной студии; если хотите услышать мнение филологов и добиться продвижения своих работ – можете пойти в другую.
На этом Наталья мягко улыбнулась и закончила свой рассказ.
Делиться такими историями и существованием подобных студий особенно важно для вдохновения тех, кто еще не знал, как можно показать свое творчество и найти единомышленников.